История становления индустрии туризма
Туризм как специфическая форма деятельности возник сравнительно недавно, но корни его уходят в древние времена.Во II веке нашей эры, люди путешествовали далеко и часто, даже просто в туристических целях: многим доставало радость увидеть чужие города и страны. Но, конечно же, не туризм дал начало поездкам и походам. Такой мотив мог появиться лишь тогда, когда античные государства уже стабилизировались, дороги стали доступны и безопасны, средства связи отвечали потребностям и интересам путешествующих, а уровень культуры обусловил широкое стремление к поиску и познанию чего-то нового.
Подходы к описанию истории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение в гостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»:
§ прединдустриальный период (до 1840 г.);
§ век железных дорог;
§ век автомобиля;
§ век реактивных авиалайнеров;
§ век круизов на морских лайнерах.
Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма, прежде всего, с развитием средств транспорта.
Близкую точку зрения относительно истории туризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику, согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:
§ раннеисторическая фаза - до 1850г.;
§ начальная фаза - с 1850 по 1914г.;
§ фаза развития - с 1914 по 1945г.;
§ фаза массового туризма - после 1945 г.
Мотивами перемещения в пространстве в раннеисторические времена чаще всего становились такие факторы, как: торговля, хозяйственные контакты, жажда познания, открытий, обучения, религия. В этот период путешествия были уделом аристократии, пилигримов и странников.
Начальная фаза современного туризма приходится на XIX век, для нее характерны:
§ развитие информационной инфраструктуры и особенно почтовой сети;
§ развитие транспортной инфраструктуры и применение новых транспортных средств, таких, как железная дорога и пароход, увеличение скорости перемещения и снижение стоимости поездок;
§ рост благосостояния вследствие индустриализации и первые социальные завоевания в области свободного времени, особенно возможность использовать отпуск.
Фаза роста туризма, согласно этой классификации, приходится на период 1914-1945 гг. Для этой фазы характерно увеличение участников туристического движения за счет среднего класса.
Новую форму путешествий выработали политические движения, имевшие национал-социалистический оттенок. Эти движения предлагали дешевые или практически бесплатные поездки для сплочения групп, чтобы посредством ознакомления со своей страной развить патриотические чувства. Такие путешествия были распространены в Германии и Италии.
После 1945 г. туризм вступил в новую фазу, которая характеризовалась, с одной стороны, массовостью турпоездок, а с другой - масштабностью и прогрессирующей диверсификацией туристических передвижений. При этом, здесь различается туризм в странах бывшего соцлагеря, когда поездка преимущественно в рамках социального туризма ограничивалась в основном границами стран социалистической системы, а также туризм в странах с рыночной экономикой, где он принял форму хозяйственной деятельности, расширив сферу третичного сектора.
Другого подхода относительно ретроспективы туризма придерживается М.В. Соколова в книге «История туризма». Автор рассматривает историю туризма прежде всего в контексте эволюции общественных отношений и смены общественно-экономических формаций. Так, М.В. Соколовой выделяются:
§ путешествия в древности;
§ путешествия в эпоху Средневековья;
§ развитие туризма в Новое время;
§ туризм в XX в.[3]
Существует подход, который связывает описание истории туризма в контексте страноведческих описаний, знание которых необходимо обслуживающему персоналу туристических фирм и гостиниц. Такого подхода, например, придерживается Линн ванн дер Ваген при характеристике гостиничного бизнеса в Австралии.
Некоторые авторы, в частности П. Ротоу, увязывают экономические стадии развития стран и особенности развития в них туризма. Так, для низких экономических стадий (земледелие) преимущественно развивается внутренний туризм, тогда как для постиндустриального общества характерен обширный туристический обмен в рамках международных путешествий, принимающих глобальный характер.
Но все эти подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину. Туризм - многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался под действием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важными составляющими туризма являлись духовные факторы - религиозность, стремление к образованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями», то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социально-экономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические (рост средней продолжительности жизни, урбанизация).
К числу базовых элементов развития туризма следует отнести:
-великие географические открытия, экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах;
- эволюцию средств размещения;
- эволюцию средств транспорта.
Становление и развитие капиталистических отношений в мире способствовали возникновению организованного туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристические организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.
Великие географические открытия, буржуазно-демократические революции и промышленная революция подготовили почву для развития туризма в Новое время. Эру современного туризма обычно отсчитывают с 1841г., когда легендарный Томас Кук, оценив достоинства железной дороги, организовал по ней массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек.
В 1854 году в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц.
С 1856 года Кук начинает организовывать туристические путешествия в другие европейские государства.
В 50 - 70-х годах XIX века англичане составили большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах гостиниц с названием «Англетер», «Британик», «Лондон», «Виндзор» и т.д., а в лексиконе появляются английские слова «экспресс», «лайнер», «комфорт» и т.д. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине XIX веке сыграло увеличение протяженности железных дорог. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и США. Несколько позже туристические фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристическая компания Л. Липсона.[4]
До первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовались железнодорожным или морским сообщением.
Морской транспорт тоже совершенствовался. Учитывалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитанния», «Мавритания», в 1912 году «Титаник», в 1914 году «Император» и «Фатерланд», которые пересекали океан практически за неделю.
Первая мировая война 1914 – 1918 годов крайне негативно отразилась на развитии международных туристических связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.
В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.
В 1925 году в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.
Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров.
Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны международный туризм в Европе начал возрождаться. Успешно развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 году были разрешены поездки зарубежных туристов в Японию. К 1950 года общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный период и достиг 25 млн. человек.
Необходимость развития отношений между государствами выдвинула на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристическими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 году был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 году – Международный конгресс официальных туристических организаций (МКТО), а в 1930 году был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСЩПТ). В результате в 1947 году все три организации были реформированы, а на их базе в Париже учрежден Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО). Это была международная специализированная организация.[5]
50-е годы ознаменовались подъемом международного туризма. К 1960 году число туристов, выезжающих за границу, достигло 71 млн. человек, т.е. выросло почти в три раза. Период с 1961 по 1970 сопровождался дальнейшим подъемом туристического бизнеса.
В 80-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается стабильный рост доходов от международного туристического обмена.
В 1995 году было отмечено более 600 млн. прибывших туристов, против 25,3 млн. прибывших в 1950 году.
Туристический бизнес сегодня становится все более сложным, так как в нем пересекаются интересы различных государственных и коммерческих предприятий и служб.
Таким образом, история туризма - это длительный многоплановый процесс, который был невозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, с другой - без действия определенной группы социально-экономических факторов на каждом этапе исторического развития.