Г) структуру (модель) рынка
53. Рынок с большим числом покупателей, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них способен повлиять на общий объём предложения и на цену товара или услуги – это:
а) монопсония;
б) монополия;
в) олигополия;
г) олигопсония.
54. Рынок, на котором выступает лишь один покупатель продукта, услуги или ресурса:
а) олигопсония;
б) олигополия;
В) монопсония.
55. Взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но обладающие качественными различиями в глазах потребителей – это:
а) общественные блага;
б) товары высшей категории;
в) дифференцированные товары;
г) товары низшей категории.
56. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства; технологические особенности производства и сбыта продукции; патенты и лицензии на право деятельности; сосредоточение собственности на важнейшие виды сырья в одной фирме или в руках государства – это:
а) положительный эффект роста масштаба производства;
б) политика протекционизма;
в) барьеры для вступления в отрасль.
57. Величина, на которую увеличивается валовой доход фирмы в результате увеличения объёма произведённой и реализованной продукции на одну единицу – это:
а) средний доход;
б) нормальная прибыль;
в) предельный доход;
г) излишек производителя.
58. При предельном подходе случай минимизации убытков фирмой имеет место, когда при оптимальном объёме выпуска продукции, определяемом при равенстве предельных издержек и предельного дохода (MC = MR), цена единицы продукции:
а) P < AVC;
б) ATC ≥ P ≥ AVC;
в) P > MC;
Г) P > ATC.
59. Отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведён одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм – это:
а) естественная монополия;
б) консорциум;
в) конгломерат;
г) картель.
60. Модель Курно; теория игр; «тайный сговор»; ломаная кривая спроса – это модели поведения фирм в условиях:
а) диверсификации производства;
б) концерна;
в) олигополии;
г) монополистической конкуренции.
61. Продажа в один и тот же момент времени одного продукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах для разных покупателей не оправдана разными издержками производства этого продукта – это:
а) свобода торговли;
Б) ценовая дискриминация.
в) максимизация прибыли.
62. Созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг; товары непосредственно не удовлетворяющие потребности человека; инвестиционные товары, средства производства – это:
а) капитал;
б) чистый национальный продукт;
в) добавленная стоимость;
г) чистый внутренний продукт.
63. Прирост валового дохода фирмы в результате использования каждой дополнительной единицы переменного ресурса – это:
а) предельная доходность ресурса;
б) предельный продукт;
в) средний доход;
г) нормальная прибыль.
64. Графическая модель, показывающая все комбинации затрат ресурсов, обеспечивающие заданный объём выпуска продукции – это:
а) кривая общих издержек;
б) кривая средних общих издержек;
В) изокванта.
65. Графическая модель, показывающая все возможные комбинации ресурсов, которые могут быть приобретены при фиксированном уровне расходов – это:
а) изокоста;
б) кривая спроса;
в) бюджетная линия;
г) кривая торговых возможностей.
66. Изменение потребления одного блага, связанное с изменением цен на него или другое благо, при условии, что степень удовлетворения (общая полезность) остаётся неизменной – это:
а) эффект замещения;
б) свобода выбора;
в) выгоды перелива;
г) личный интерес.
67. Изменение потребления одного блага, вызванное ростом покупательной способности при оставшихся неизменных ценах этого блага – это:
а) личный интерес;
б) нормальная прибыль;
в) эффект дохода;
г) свобода выбора.
68. Врождённые способности, приобретённые знания, квалификация человека, влияющие на его доход – это:
а) квазиобщественное благо;
б) субъект собственности;
в) предмет труда;
Г) человеческий капитал.
69. Разница между реальной ценой ресурса и той минимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить владельца этого ресурса его продавать – это:
а) нормальная прибыль;
б) предельная доходность ресурса;
в) экономическая рента;
г) предельные издержки.
70. Вычисления сегодняшнего значения любой суммы денег, которая выплачивается через определённый срок при существующей норме дисконта «r» (нормы приведения затрат к единому моменту времени) – это:
а) норма прибыли;
б) дисконтирование;
в) обязательная норма резерва;
г) чистый доход от инвестиций.