Коммерческая деятельность по управлению товарными запасами и ее совершенствование (по материалам торговой организации)
Введение
1. Управление товарными запасами как важнейший элемент коммерческой деятельности.
1.1. Сущность и содержание коммерческой работы по управлению товарными запасами.
1.2. Методы и системы управления товарными запасами.
2. Организационно-экономическая характеристика торговой организации и зоны ее деятельности.
3. Анализ коммерческой работы по управлению товарными запасами.
3.1. Оценка состояния товарных запасов и анализ товарооборачиваемости.
3.2. Управление товарными запасами при розничной продажи товаров.
4. Направления совершенствования коммерческой деятельности по управлению товарными запасами.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Глава 1дипломной работы является теоретической. В ней на основе изучения соответствующих литературных источников следует раскрыть теоретические аспекты исследуемых вопросов.
В параграфе 1.1.должны быть раскрыты сущность и содержание коммерческой работы по управлению товарными запасами, определены цели и задачи. Следует дать определение товарных запасов, привести их классификацию и охарактеризовать виды.
При изложении параграфа 1.2.должны быть определены причины создания товарных запасов, а также необходимость управления ими.
Далее следует назвать и охарактеризовать методы и системы управления товарными запасами. При этом целесообразно провести сравнительную оценку различных методов и систем управления товарными запасами, выявив их преимущества и недостатки, возможность реального применения в практической деятельности.
Сделать акцент на применение логистических элементов: методов ABC - и XYZ - анализа при управлении товарными запасами.
Глава 3имеет аналитический характер.
При изложении параграфа 3.1. необходимо детально и последовательно осуществить анализ данных о товарообороте в разрезе ассортиментных позиций, проанализировать данные инвентаризаций о товарных остатках (табл. _____ )
Проведя анализ указанных показателей, следует сделать соответствующие выводы, позволяющие оценить состояние товарных запасов и товарооборачиваемости.
Параграф 3.2. должен раскрывать реальное применение методов и систем управления товарными запасами при розничной продажи товаров.
Необходимо четко обозначить методы и системы управления запасами, применяемых в торговой организации.
Пи этом следует охарактеризовать существующий порядок учета и контроля за состоянием запасов, изучить его документальное оформление (необходимые документы приложить), показать роль отдельных служб и специалистов.
Здесь следует дать оценку работы по определению размера заказываемых партий завоза, частоты и периодичности доставки товаров отдельных ассортиментных позиций.
Раскрыть проводимые мероприятия по управлению товарными запасами, непосредственно касающиеся:
· формирование ассортимента и контроля за его состоянием;
· стимулирования розничной продажи товаров, в том числе и на основе применения приемов мерчендайзинга.
В главе 4представляется необходимым дать обоснование рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности, связанной с управлением товарными запасами.
В данном случае рекомендации могут разрабатываться в следующих направлениях:
· улучшение организации контроля за состоянием товарных запасов, в том числе и ассортимента товаров;
· определение оптимального перечня информации, необходимой для оценки состояния запасов и вариантов ее получения;
· определение возможности использования современных информационных систем и технологий;
· определение методов и систем управления товарными запасами, возможных для использования в торговой организации. Используя реальные данные о товарообороте и товарных запасах, показать практическое применение методов ABC- и XYZ – анализа (табл. ______ );
· разработка конкретных мероприятий по стимулированию продажи товаров, в т.ч. и на основе приемов мерчендайзинга, как средства управления товарными запасами.
Разрабатывая мероприятия по каждому из указанных направлений, следует придерживаться следующих позиций:
· четко сформулировать содержание мероприятия;
· попытаться определить затраты на внедрение и эффект от внедрения;
· выявить возможные трудности при внедрении;
· определить ответственных исполнителей и возможные сроки исполнения.
4.14. Оценка уровня риска взаимоотношений с поставщиками и
направления его снижения (по материалам торговой организации)
Введение
1. Управление рисками в организации, содержание риска взаимоотношений с поставщиками*
1.1. Понятие риска, значение управления рисками в организации
1.2. Система коммерческих рисков организации, характеристика ее элементов
2. Организационно-экономическая характеристика организации*
3. Оценка риска взаимоотношений с поставщиками*
3.1. Анализ поставщиков организации и договорной работы с ними*
3.2. Оценка уровня риска выполнения договорных обязательств статистическим методом*
4. Направления снижения риска взаимоотношений с поставщиками*
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Для написания параграфов главы 1 необходимо изучить следующие источники литературы: [3,4,6].
Система коммерческих рисков организации включает в себя составляющие риска взаимоотношений с поставщиками, на описании которых делается акцент в параграфе 1.2 работы.
В параграфе 3.1. необходимо:
1. Представить объемы поставок товаров в разрезе поставщиков, классифицировать их по различным признакам.
2. Оценить рейтинг основных поставщиков товаров по методике Оксенчука Н. В. [ ]/
3. Оценить состояние работы по предупреждению риска, связанного с подготовкой и заключением договоров методом экспертных оценок [7].
4. Проанализировать договоры на поставку товаров в следующей последовательности: структура договора, наличие существенных условий, выгодные и невыгодные условия договоров на поставку товаров для торговой организации.
5. В результате анализа договоров на поставку товаров следует назвать виды риска взаимоотношений с поставщиками для торговой организации (табл. 1).
6. Оценить вероятность наступления риска, связанного с подготовкой и заключением договоров методом экспертных оценок [7].
7. Проанализировать работу организации по учету и контролю исполнения договорных обязательств, претензионно-исковую работу.
8. Выявить факторы (причины) невыполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств по методике Вахнина И. [12].
В параграфе 3.2 оценка уровня риска выполнения договорных обязательств статистическим методом осуществляется по методике, представленной в литературном источнике № 7.
В главе 4 необходимо:
1. Показать сильные и слабые стороны деятельности организации по предмету исследования.
2. Разработать мероприятия по снижению (предупреждению) риска взаимоотношений с поставщиками в организации.
4.15. Тенденции и направления развития розничной торговли
Республики Беларусь
Введение
1. Розничная торговля в народнохозяйственном комплексе Республики Беларусь, задачи перспективного планирования ее развития.
1.1 Роль и значение розничной торговли в экономике Республики Беларусь.*
1.2 Стратегическое планирование развития торговой отрасли.
2. Состояние и тенденции развития розничной торговли Республики Беларусь.*
2.1 Состояние розничной торговой сети.*
2.2 Развитие розничного товарооборота.*
2.3 Формы, методы розничной продажи товаров.*
2.4 Экономические результаты деятельности розничной торговли Республики Беларусь.*
2.5 СВОТ-анализ состояния розничной торговли Республики Беларусь.*
3. Направления развития розничной торговли Республики Беларусь.*
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В параграфе 1.1 необходимо:
·оценить состояние экономики Республики Беларусь, рассмотрев динамику темпов изменения основных показателей развития экономики страны;
·представить результаты деятельности организаций розничной торговли различных форм собственности Республики Беларусь, их влияние на состояние экономики республики;
·дать основные направления развития торговли Республики Беларусь в соответствии с программами развития отрасли.
В параграфе 1.2 необходимо:
·дать понятие стратегического планирования;
·представить методики стратегического планирования деятельности торговой организации;
·рассмотреть подходы к осуществлению стратегического планирования развития торговой отрасли (прогнозируемые показатели развития розничной торговли).
В параграфе 2.1 необходимо проанализировать количественные и качественные показатели состояния торговой сети Республики Беларусь (число торговых единиц, торговая площадь, обеспеченность населения торговой площадью на 1000 жителей и др.);
В параграфе 2.2 необходимо:
·проанализировать динамику удельного веса розничного товарооборота торговых систем в розничном товарообороте Республики Беларусь за исследуемый период; структуру ассортимента, товарооборот на душу населения;
·представить конкурентные стратегии развития отрасли.
В параграфе 2.3 следует проанализировать применяемые формы розничной продажи товаров (магазинная, внемагазинная) и методы (прогрессивные (доля магазинов, применяемых прогрессивные методы продажи по числу торговых единиц, их торговой площади), традиционный).
В параграфе 2.4 необходимо оценить основные экономические результаты деятельности розничной торговли Республики Беларусь (по областям):
·фактические товарные запасы;
·фактическая товарооборачиваемость;
·прибыль в процентах к реализации;
·доходы организации в процентах к реализации;
·расходы организации в процентах к реализации.
В результате написания параграфов 2.1–2.4 должны быть выявлены тенденции развития розничной торговли Республики Беларусь, которые будут использованы при проведении СВОТ-анализа.
В параграфе 2.5 следует провести СВОТ-анализ состояния розничной торговли Республики Беларусь по предложенным методикам [11, с.38–43]. По матрице принятия решений определить стратегические направления развития отрасли [11, с. 71].
В главе 4 назвать реализуемую стратегию развития отрасли в соответствии с программами развития отрасли, оценить результативность ее реализации по методике экспресс-диагностики состояния отрасли [2, 3, 5, 6, 8–10].
2. Сравнить реализуемую стратегию и стратегию развития отрасли, полученную по результатам СВОТ-анализа.
3. Предложить направления развития розничной торговли Республики Беларусь.
4.16. Пути повышения качества торгового обслуживания (по материалам торговой организации)
Примерный план дипломной работы:
Введение
1. Качество торгового обслуживания: сущность, содержание и проблемы повышения в современных условиях
1.1. Качество торгового обслуживания, его сущность и содержание
1.2. Оценка современного состояния розничной торговли и приоритетные направления ее развития
2. Экономико-организационная характеристика … (торговой организации) и района ее деятельности
3. Анализ факторов, определяющих качество торгового обслуживания населения в розничной торговой сети … (торговой организации)
3.1. Материально-техническая база розничной торговли
3.2. Изучение спроса и формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети
3.3. Организация продажи товаров и обслуживания покупателей
4. Оценка качества торгового обслуживания и основные направления совершенствования торгового обслуживания
4.1. Оценка качества торгового обслуживания в розничной торговой сети … (торговой организации)
4.2. Пути повышения качества торгового обслуживания в розничной сети торговой организации)
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Теоретическая часть дипломной работы выполняется на основе изучения литературных источников (см. например, [1-27], а также статистические сборники и периодическую литературу), в ней раскрываются основные теоретические положения изучаемой темы.
При написании параграфа 1.1 необходимо обосновать роль конкуренции в розничной торговле, являющейся побудительным мотивом повышения качества торгового обслуживания, раскрыть сущность и содержание качества торгового обслуживания населения, культуры торговли и торгового обслуживания, отразить значимость основных элементов качества торгового обслуживания для покупателей, изучить подходы к оценке качества торгового обслуживания населения в районе деятельности организации и отдельных розничных торговых объектах, определить влияние повышения качества торгового обслуживания на экономические показатели деятельности торговой организации. В последнее время одним из актуальных направлений повышения качества торгового обслуживания является стандартизация торгового обслуживания, поэтому в теоретической части работы рекомендуется кратко раскрыть сущность и содержание работы по стандартизации торгового обслуживания в торговых организациях.
В параграфе 1.2 следует проанализировать уровень развития розничной торговли Республики Беларусь за последние десятилетие (количество объектов розничной торговли, их структура, наличие торговых площадей, обеспеченность населения торговыми площадями, средняя площадь, приходящаяся на один магазин, розничный товарооборот, его структура, товарооборот, приходящийся на душу населения и другие показатели). Целесообразным является сравнение основных показателей развития торговли в Республике Беларусь с аналогичными показателями стран ближнего и дальнего зарубежья. Если в качестве объекта исследования выбрана организация, являющаяся частью системы потребительской кооперации, анализ параграфа следует дополнить исследованием показателей развития розничной торговли этой системы. В конце параграфа следует определить приоритетные направления развития розничной торговли на ближайшую перспективу, для чего следует изучить программы развития Республики Беларусь, в том числе торговли, перспективные планы развития торговли системы потребительской кооперации, а также зарубежный опыт развития розничной торговли. Цифровой материал целесообразно оформлять в форме таблиц, а для повышения наглядности отдельные наиболее важные результаты исследования рекомендуется оформлять в виде рисунков.
Практическая часть дипломной работы должна быть посвящена анализу факторов, определяющих качество торгового обслуживания населения в розничной торговой сети объекта исследования.
В параграфе 2.2 проводится анализ наличия и состояния материально-технической базы розничной торговли, так как именно она во многом определяет качество обслуживания населения. Рекомендуется охарактеризовать розничную торговую сеть по структуре, численности торговых объектов, размерам торговой площади, типам магазинов, направлениям и уровню специализации, уровню технической оснащенности магазинов торгово-технологическим оборудованием, проанализировать размещение торговой сети и другие показатели. Размещение торговой сети рекомендуется анализировать с использованием карты-схемы района деятельности торговой организации. Формы таблиц, рекомендованные для использования при написании данного параграфа, приведены ниже.
В параграфе 2.3 следует проанализировать практику изучения спроса в организации (предприятии) и конечные результаты работы по формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети. Необходимо показать важность коммерческой работы по изучению спроса покупателей и формированию ассортимента товаров в процессе обеспечения высокого качества торгового обслуживания. Рекомендуется изучить ассортиментные перечни магазинов и фактический ассортимент товаров, представленный в торговой сети, сравнить показатели с конкурирующими торговыми объектами. Написание данного параграфа работы предполагает проведение наблюдения и расчет аналитических показателей. Формы таблиц, рекомендованные для использования при написании данного параграфа, приведены ниже.
В параграфе 2.4 рекомендуется изложить результаты изучения организации процесса продажи товаров и обслуживанию покупателей. В параграфе следует раскрыть влияние таких факторов как применяемые формы и методы продажи, предоставляемые платные и бесплатные услуги (количество предоставляемых услуг, объем их предоставления), график и время работы торговых объектов (используемые правила по определению времени и графика работы торговых объектов, фактический график и время работы магазинов), наличие и профессиональные качества торгового персонала (наличие торговое персонала, его образовательный уровень, стаж работы, текучесть кадров, стимулирование к качественному труду), эстетику элементов интерьера и экстерьера объектов розничной торговли, состояние прилегающей территории к торговым объектам, планировку торговых залов отдельных магазинов (с расчетом коэффициентов использования площади торгового зала под установку оборудования и выкладку товаров), имидж и атмосферу розничных торговых объектов и др. Формы таблиц, рекомендованные для использования при написании данного параграфа, приведены ниже.
Заключительная глава дипломной работы посвящена оценке качества торгового обслуживания в розничной торговой сети объекта исследования и разработке путей повышения качества торгового обслуживания населения.
В параграфе 3.1 проводятся результаты оценки качества торгового обслуживания в целом розничной торговой сети организации и в отдельных торговых объектах организации. Оценку качества торгового обслуживания следует проводить не только в отдельных торговых объектах изучаемой организации, но и некоторых торговых объектах конкурирующих организаций. Для полноценной оценки качества торгового обслуживания необходимо также провести анализ материалов ведомственного, государственного и общественного контроля соблюдение правил осуществления розничной торговли и Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и других законодательных и нормативных актов, регулирующих осуществление розничной торговли на территории Республики Беларусь.
При оценке качества торгового обслуживания в целом по торговой организации можно использовать систему показателей оценки качества торгового обслуживания, разработанную на кафедре коммерции и технологии торговли [16]. Рассчитанные показатели должны рассматриваться в динамике за последние годы, сравниваться с аналогичными показателями по области, системе потребительской кооперации и республики в целом, а также с нормативами.
При оценке качества торгового обслуживания в целом в отдельных торговых объектах можно применять различные методики, см. например [2, 5, 13, 23]. Следует отметить, что изучения качества обслуживания в конкретных торговых объектах требует, как правило, сбор первичной информации: проведения наблюдения (например, затрат времени покупателей на ожидание обслуживания, проведение исследования методом «Mystery Shopping»), опросов покупателей (например, для выявления мнения покупателей о качестве обслуживания и отдельных элементах обслуживания) и др. Для этого в рамках дипломной работы необходимо разработать и обосновать необходимость применения исследовательских и опросных листов.
Также в данном параграфе следует провести анализ расходов на реализацию, непосредственным образом формирующих качество торгового обслуживания населения.
Формы таблиц, рекомендованные для использования при написании данного параграфа, приведены ниже.
В параграфе 3.2 следует перечислить сильные и слабые стороны организации обслуживания покупателей розничной торговой сети объекта исследования, предложить направления совершенствования торгового обслуживания населения и обосновать их. При обосновании рекомендаций необходимо учитывать имеющиеся ресурсы торговой организации: финансовые, трудовые и т.д. Каждое направление совершенствования обслуживания должно быть практически реализуемым, и включать одно или несколько мероприятий, которые следует представить в работе в следующей последовательности:
* сущность мероприятия (подробное описание мероприятия);
* эффект от внедрения мероприятия;
* необходимые затраты на внедрение мероприятия;
* возможные трудности при внедрении разработанного мероприятия;
* риск потери средств если необходимы материальные затраты на внедрение мероприятия;
* примерный календарный план внедрения мероприятия, сроки исполнения, ответственные за исполнение, контроль за исполнением и др.
К дипломной работе рекомендуется приложить следующие документы:
1. приложения к балансу организации (предприятия): отчет о прибылях и убытках, отчет о расходах на реализацию, пояснительная записка к балансу (для акционерного общества);
2. отчет по розничной торговле (форма 3-торг);
3. ассортиментные перечни магазинов;
4. первичные материалы исследования качества обслуживания: заполненные анкеты, опросные листы, листы замера времени и покупательских потоков, исследовательские листы наблюдений и др.;
5. результаты ведомственных проверок магазинов, дислокация торговой сети, статистическая отчетность по кадровому потенциалу организации (например, форма 6-Т), планировки отдельных магазинов, планы развития торговой сети и др.