Тема 4. Основные концепции конкуренции и распределение ресурсов в условиях конкуренции и монополии
Монополии и конкуренция в эффективной экономике и тенденции поведенияфирмы на рынке. Структура рынка и основные концепции конкуренции.
Основные показатели результативности рынка. Эффективность распределенияресурсов и технологический прогресс.
Понятия о категории справедливости в распределении и условия идеальной конкуренции. Реальные ограничения конкуренции. Глобальные и локальные эффектыперехода от конкуренции к монополии.
Общие понятия.
Более чем вековой период изучения экономики отраслевых рынков, механизма монополии и конкуренции позволил сформулировать некоторые общие принципы исследований и общие выводы. Конкуренция считается эффективной, когда она способствует повышению эффективности всей деятельности, активизации нововведений различной природы, в том числе и технологических; повышается благосостояние эффективно работающих. Действие монополии, напротив, подрывает эффективность, тормозит нововведения, уменьшает свободу выбора хозяйствующих субъектов, перемещает богатства от создающих его к власть имущим. Однако связьконкуренции и монополии исключительно сложна и не допускает принципов строгой дихотомии: рынки содержат все степени и вариации конкуренции.
Эффективная конкуренция является центральным показателем теории
экономики производства (теории экономики отраслевых рынков), в которой
происходит рождение новых теоретических подходов, обобщение практики над новыми углами зрения, изыскиваются методы определения эффективности, способов ее изменения и выявления эффектов. Теоретики Чикагской UСLA - школы выдвинули и последовательно отстаивают гипотезу о том, что монополии представляют собой наивысшую эффективность, а сторонники противоположного подхода доказывают, что монополия продуцирует зло.
Экономика отраслевых рынков может рассматриваться в двух аспектах:
- как область теории, которая включает концепции и аналитические методы
- исследования рынков;
- как множество фактов и информацию о реальном состоянии рынков и
- положении фирмы на рынках.
Информация о положении дел фирмы на рынке позволяет судить обо многих процессах, происходящих на рынке, в том числе и о тех, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Монополии способны достигать огромной власти, однако не всегда способны удержать ее. Таким образом, общие тенденции поведения фирм заключаются в том, что:
- фирмы стремятся овладеть наибольшей долей рынка (рыночная власть) для получения максимальной прибыли;
- несколько фирм стремятся взаимно контролировать друг друга, обеспечивая эффективную конкуренцию; это сдерживает рост цен, стимулирует эффективность и нововведения;
- фирмы, овладевшие наибольшей рыночной долей, могут получать высокие прибыли и устанавливать монопольные ограничения (цены, объемы выпуска),
обусловливая большие издержки общества (неэффективное производство, замедление нововведений, несправедливость распределения доходов и т.д.);
- издержки монополии могут быть возмещены большим масштабом производства или эффективным действием доминирующих фирм.
Рассмотрим основные факторы теории экономики отраслевых рынков, и, прежде всего, степень монополизации. Это понятие относительное и может быть охарактеризовано в упрощенном виде спросом на продукт фирмы.
Монополист может продавать значительное количество товара по достаточно высоким ценам, т. е. цена колеблется в широких пределах. Таким образом, на рынке эластичность спроса может находиться в пределах от нуля до бесконечности, и теоретически можно было бы уже по ней определить степень конкуренции. Однако ее измерение исключительно сложная задача и большей частью точно она не решаема. Косвенные методы измерения эластичности обусловливают вообще неопределенную погрешность.
Каждый рынок может быть описан тремя категориями: структурой; режимом работы и результативностью; обычно считается, что наиболее важной категорией служит структура рынка, которая является достаточно прозрачным понятием и отражает последовательное выстраивание в ряд фирм по убыванию величины их рыночной доли как индикатора силы.
Положение фирмы на рынке определяется ее рыночной долей, и оно же определяет уровень ее рыночной власти. Положение фирм с 50% - ной рыночной долей качественно отличается от положения фирм с 20% - ной долей и уж тем более с 4% - ной долей. Степень горизонтальной власти рынка обычно характеризуют суммированием долей четырех наибольших фирм, хотя внутри этой суммы складываются подчас отношения, далеко не от простого суммирования. На краю «бахромы» - хвоста распределения – минимальный размер последней фирмыопределяет барьер против проникновения потенциальных конкурентов. На рынках с эффективной конкуренцией барьеры проникновения достаточно низки, поскольку наибольшая рыночная доля обычно составляет 15-20%. Гистограммы распределения рыночных долей могут быть весьма разнообразными и дают ценную информацию о структуре рынка.
В настоящее время в экономическом анализе выделялись две основные
концепции конкуренции.
Первая концепция выделяет поведение продавцов и покупателей, вторая-структуру рынка.
Конкуренция как следствие поведения продавцов может возникнуть как долговременная настолько, насколько это связано с перемещением ресурсов из отраслей с низкими прибылями в отрасли с возможностью получения более высоких прибылей. Ограничения здесь связаны с мобильностью перемещений некоторых немобильных ресурсов и возможными барьерами.
Структурная концепция конкуренции связана с формированием понимания конкурентного рынка как рынка с достаточно большим числом фирм, реализующих однородный продукт, при котором никакая из фирм не в состоянии существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Поскольку рыночная кривая спроса практически пологая, то изменения в объеме продаж практически не влияют на цену.
В ряде случаев целесообразно различать понятия конкуренции и соперничества. Возможно соперничество как борьба за лидирующее положение, но возможна и конкуренция без соперничества. Например, производство сельскохозяйственной продукции на близлежащих фермах – конкуренция, но не соперничество, поскольку рынок поглощает их урожаи без влияния на цены.
Для целей анализа необходимо определить шесть наиболее важных типов рынков продавца, включающих два параметра: численность продавцов и характер продукта.
Под однородностью продукта понимаются продукты, являющиеся хорошими заменителями (субститутами) с позиций массового покупателя.
Дифференцированные продукты различаются по уровню качества, обслуживания, географическому размещению, субъективному восприятию и воспринимаются как качественно различные даже при одной той же цене. Возможности градации продукта по степени дифференциации практически бесконечны.
Когда число продавцов переходит от одного до двух, монополия заканчивается,но невозможно точно указать, где олигополия переходит к чистой конкуренции.
Монополисты, олигополисты и конкуренты влияют на цену предложением определенного объема товаров и могут увеличить объем продаж снижением цены,поэтому они обладают монопольной или рыночной властью.
Условием существования чистой конкуренции, при которой продавцы не обладают монопольной властью, является однородность продукта и значительное число продавцов и покупателей. Отсутствие барьеров для входа новых фирм и мобильность используемых или потенциально пригодных для использования ресурсов способствуют возникновению так называемой чистой или совершенной конкуренции. Значительные барьеры для входа на рынок являются неотъемлемым условием монополии или олигополии. Если фирмы могут входить на рынок и уходить из него, а их инвестиции могут быть проданы быстрее, чем внутри рынка могут быть приняты решения относительно входа или выхода фирм с рынка, то такие рынки называются квазиконкурентными.
Следует считать принципиально важным еще одно замечание. Степень
контроля над ценами монополиста или от олигополиста зависит от размера фирмы относительно объема рынка, на котором она функционирует, хотя абсолютные размеры фирмы могут быть небольшими. Например, это может быть единственная ремонтная мастерская в небольшом городе, единственный врач или единственная (и небольшая) фирма, которая производит подавляющий удельный вес дефицитной продукции в отрасли.
И, напротив, фирма может быть колоссальной по своим размерам, но обладать небольшой монопольной властью на своих основных рынках (например, очистка и продажа углеводородного сырья).