Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧЕРЕЗВЫЧАЙНЫМ
СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления - student2.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления - student2.ru

ДОКЛАД

по дисциплине «Основы управления»

Тема: «Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления»

Выполнил:     студент СЭ-1341   / В.Р. Рыльский /  

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Г.

Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления

Следует также отметить, что управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так, уже в 1860 - 1870 г.г. в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена «Медалью преуспеяния» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 году. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. Для сравнения, аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбертами и др.) лишь в начале XXвека. В 1911-1912 гг. профессор Петербургского политехнического института И.Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством», в котором излагались основы производственного менеджмента.

В советский период можно выделить четыре этапа развития теории и практики управления:

- двадцатые годы - период поиска новых форм и методов управления;

- тридцатые- пятидесятые годы - формирование и использование жесткой централизованной модели государственного управления;

- шестидесятые - семидесятые годы - период половинчатых реформ, направленных на заимствование элементов капиталистической экономики;

- восьмидесятые - девяностые годы - отказ от социалистических преобразований и попытки посредством реформ, проводимых «сверху» создать современную рыночную экономику.

Самым плодотворным с точки зрения самостоятельности исследований и свободы творчества был первый этап. В 20 - х годах сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические концепции и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были Богданов А.А., Ерманский О.А., Гастев А.К.

Сторонниками социальных концепций были Керженцев П.М., Витке Н.А. и Дунаевский Ф.Р.

А.А. Богданов (Малиновский) (1873 - 1920) был выдающимся естествоиспытателем, философом, экономистом. Он отметил, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, А.А. Богданов разработал основные принципы новой науки о законах организации действующих в технике (организация вещей), в экономике (организация людей), в политике (организация идей) и заявил о необходимости их изучения.

Однако Богданов рассматривал организацию абстрактно, вне тесных связей с социально-экономической стороной деятельности людей, считая, что последняя полностью определяется техникой. Из-за этой абстрактности идеи Богданова не получили широкого распространения.

О.А. Ерманский (1866 - 1941) создал концепцию «физиологического оптимума», в которой он сформулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (в виде крупного машинного производства).

О.А.Ерманский разработал методологию рационализации крупного машинного производства основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки О.А.Ерманский считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления - принцип физиологического оптимума, который должен был стать критерием рациональности любой работы. В основе этого критерия - сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (полезный результат/затраты энергии).

А. К. Гастев (1882 - 1941) разработал концепцию узкой базы. Суть этой концепции в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь он руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Эти закономерности, по мысли А.К.Гастева, должны располагаться в следующем порядке: расчет - установка - обработка - контроль - учет - систематика -расчет. А.К.Гастев распространял эту формулу на управление как вещами, так и людьми. Он считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и операции производимые при помощи машин.

Сотрудники Центрального института труда под руководством А.К. Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

Перейдем теперь к рассмотрению социальных концепций управления.

К числу таких концепций следует прежде всего отнести «теорию организационной деятельности» П.М. Керженцова (Лебедева) (1881 - 1940). Он выделял в научной организации труда три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу П.М.Керженцев придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. П.М.Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н.А.Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации («управление состоит в целесообразном сочетании людских воль»). Н.А.Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой Витке уделял особое внимание.

К социальным концепциям управления можно отнести и теорию «административной емкости»Ф.Р. Дунаевского (1887 - 1960). Под административной емкостью он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. При чем, эта способность руководителей, по мнению Дунаевского, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. Таким образом, Дунаевский выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления.

В середине 20-х годов в нашей стране были впервые разработаны и апробированы элементы межотраслевого баланса.

В 1932 году на одной из ленинградских текстильных фабрик была проведена первая в мире деловая игра. Только в 1957 году Американская ассоциация управления применила ее идеи при подготовке менеджеров.

В тридцатых - пятидесятых годах в нашей стране был накоплен значительный опыт централизованного государственного планирования, стратегического планирования и управления. В России впервые была разработана и реализована национальная программа (план ГОЭЛРО). В 30-е годы в нашей стране сложилась

модель централизованного государственного управления экономикой на основе господства государственной собственности на средства производства и государственного планирования, которая выдержала испытания в экстремальных условиях.

В нашей стране накоплен значительный практический и теоретический опыт в области программно-целевого управления. Этот опыт заслуживает особого изучения и рассмотрения, и игнорировать его нельзя. У нас разрабатывались и осуществлялись суперпрограммы, связанные с решением глобальных экономических проблем (от электрификации страны до освоения космоса). Каждая программа имела строго определенную целевую направленность.

Целевая программа содержала обычно определенный набор разделов и показателей, в которых отражалась информация о цели и этапах ее достижения, о необходимых материальных ресурсах и финансовых средствах, о мощностях и инвестициях, а также о трудовых ресурсах, необходимых для реализации программы.

После принятия целевой программы начиналась работа по ее выполнению.

Реализация программ требовала обычно координации усилий множества предприятий, отраслей и подотраслей экономики, работы по единому плану, контроля и строгой исполнительской дисциплины. На каждом этапе реализации программы проводился анализ, в ходе которого поставленные цели сопоставлялись с достигнутыми результатами, так как за время реализации программы часто происходили изменения в самой системе управления и в окружающей среде, которые отсутствовали (или не были учтены) в момент формирования программы. Для того чтобы адекватно реагировать на эти изменения, по результатам анализа вносились определенные коррективы в программу.

Однако, эти условия не всегда выдерживались на практике. Далеко не всегда обеспечивалось наиболее рациональное использование ресурсов в рамках утвержденных программ, часто отсутствовали необходимые мотивации для исполнителей программ и т. д.

Однако отечественный опыт государственного регулирования экономики на основе программно-целевого управления в целом имел позитивное значение и был позаимствован многими странами.

Наши рекомендации