Окладная система оплаты труда
Окладная система оплаты труда – это оплата на основе должностных окладов, установленных на предприятии. Общий фонд заработной платы на предприятии определяется как:
Система оплаты труда:
Сдельная:з/пл начисляется по заранее установленным расценкам, на каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции. | Повременная: з/пл начисляется исходя из количества отработанного времени, по установленной ставке или оклада. |
¨ простая сдельная ¨ сдельно-премиальная ¨ косвенно-сдельная (для ремонтников) ¨ аккордная (на весь объем работы) ¨ сдельно-прогрессивная ¨ индивидуальная ¨ коллективно-подрядная | ¨ простая повременная ¨ повременно-премиальная ¨ почасовая ¨ понедельная ¨ помесячная |
Тема 4.3: Планирование деятельности организации, бизнес-план
Принципы и виды планирования
Планирование является одним из основных элементов системы управления, к которой относятся организация и контроль.
Планирование – это изучение прошлого для принятия решений в настоящем и составление планов на будущее. Планирование позволяет спрогнозировать деятельность предприятия на определённый промежуток времени, детальное планирование даёт немало выгод: устанавливает основные задачи и показатели, позволяет учесть ожидаемые перемены, позволяет корректировать деятельность предприятия при появлений каких-либо изменений.
Сущность планирования.
o позволяет сделать выбор развития предприятия в будущем;
o реализовать свой сегодняшний выбор в будущем;
o постоянно уточнять и корректировать планы;
o уточнять цели и задачи развития предприятия;
o разрабатывать детальные планы;
o координировать выполнение показателей.
В условиях рыночной системы, с переходом на самоуправление многие предприятия отказались от процесса планирования. Практика очень быстро показывает просчёты и ошибки. По этой причине многие предприятия оказываются в сложном финансовом положении.
Все решения, которые относятся к будущему, должны постоянно обновляться информацией о результатах хозяйственной деятельности. Важной отличительной чертой и достоинством системы планирования является её гибкость (способность немедленного реагирования).
Виды планирования.
a. Стратегическое (15-10 лет);
b. Долгосрочное (3-5 лет);
c. Краткосрочное (1-2 года);
d. Текущее (отчётный год);
e. Календарное (10 дней).
Содержание плановой работы на предприятии:
Долгосрочное, среднесрочное, планирования (программа на годы). | Краткосрочное планирование (планы на месяцы) |
1. Развития материально-технической базы; 2. Подготовка кадров; 3. Инвестиционные программы; 4. Финансовая программа. | 1. Планы т\об; 2. Планы з\пл; 3. Финансовый план; 4. Планы издержек обращения; 5. Планы товарного обеспечения; 6. Планы себестоимости. |
Стратегическое планирование является исходным пунктом плановой работы – это множество решений, направленных на достижение выделенных целей с перспективой на будущее.
Задачи стратегического планирования.
Ø получение максимального дохода;
Ø определение целей;
Ø выбор, с точки зрения эффективности использования ресурсов и времени реализации;
Ø разработка блока документов, направленных на достижение поставленной цели;
Ø составление текущих планов.
Стратегическое планирование разрабатывается высшим руководством предприятия.
Содержание процесса планирования и факторы, оказывающие влияние на достижение поставленной цели
Текущее планирование – это установление краткосрочных целей предприятия и тактика их достижения.
Основные разделы текущего плана:
1. план т\об с указанием ассортиментных групп;
2. план товарного обеспечения (рассматривается деятельность поставщиков);
3. план расходов и затрат;
4. финансовый план.
Планы разрабатываются по широкому кругу показателей:
Показатели 1-го уровня:
Балансовая прибыль на рубль вложенных средств; балансовая прибыль на одного среднесписочного работника; размер затрат в % к валовому доходу.
Показатели 2-го уровня:
Объем т\об; структура т\об; валовой доход; структура издержек (расходов); объем т\об на одного работника производственного персонала.
Показатели 3-го уровня:
Кадры, режим работы, оснащение материально-технической базы, форма обслуживания, структура торгово-производственной сети.
Планирование и контроль неразделимы. Система контроля позволяет:
· определять фактические результаты работы предприятия;
· своевременно корректировать содержание мероприятий по выполнению плановых заданий;
· выявлять слабые стороны коммерческой деятельности;
· устанавливать степень достижения целей.
Контроль за реализацией планов
Виды контроля.
Система контроля создается одновременно с разработкой программ и текущих планов.
Ø Оперативный контроль (контролирует все показатели хозяйственной деятельности предприятия: объем и структуру т\об, состояние товарных запасов, производительность труда, уровень з\пл, объем затрат, эффективность использования ОПФ);
Ø Тактический контроль (контроль за состоянием рынка и рыночных показателей; конъюнктурой и емкостью; деятельностью конкурентов и поставщиков);
Ø Стратегический контроль (контроль за внешними факторами: НТП, экономикой, политикой, демографией, изменениями в доходах и расходах населения и т.д.).
Раздел 5 Цена, прибыль и рентабельность – основные показатели