Сравнение специальных налоговых режимов
Специальный налоговые режимы
1. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового стимулирования предпринимательства.
2. Экономическая сущность, необходимость и роль в экономическом и социальном развитии Российской Федерации.
3. Виды специальных налоговых режимов,их принципиальные особенности.
ВОПРОС.
Одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном и, особенно, на региональном уровнях является развитие малого предпринимательства. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. Малые предприятия способствуют ускорению экономического роста, сокращению безработицы и повышению уровня доходов населения, развитию инноваций. Но именно малые предприятия более уязвимы в финансовом отношении.
Предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и в создании отдельных, упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. Льготные условия налогообложения малых предприятий в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов, олицетворяющих регулирующую функцию налогов.
Специальные налоговые режимы это важный элемент налоговой системы, оказывающий стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность отдельных групп налогоплательщиков. Налоговое регулирование с помощью специального налогового режима может быть представлено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика.
В России первым образцом специального налогового режима стала упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, введенная в 1995 году, в 1999 году на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход, с 2003 года действуют различные специальные налоговые режимы.
ВОПРОС.
Специальный налоговый режим устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения: принцип бюджетной эффективности, экономической нейтральности и простоты. К отличительным особенностям специальных налоговых режимов относятся: простота расчета налогов, сокращения числа налогов, избирательность в применении режима и налоговое благоприятствование.
Специальный налоговый режим характеризуется рядом параметров: цель создания и вид режима, объекты, субъекты, условия применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета.
В мировой практике налогообложения существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов. Первый заключается в сохранении всех видов налогов из общепринятой системы налогообложения, но предусматривает упрощение порядка расчета налогов (упрощенный порядок определения налоговой базы, учета и отчетности, пониженные ставки, уменьшение суммы налога для отдельных налогоплательщиков) и взимания (периодичность и характер платежей). Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. Первый подход применяется на практике в ряде стран ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития). Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.
Налоговое регулирование в форме специального налогового режима по мнению ряда авторов может быть представлено тремя типами специальных налоговых режимов. Первый представляет собой совокупность налоговых льгот в рамках общей системы налогообложения для определенной категории плательщиков; второй имеет статус специального налогового режима и устанавливается налоговым кодексом; третий представляет собой льготы в исчислении и уплате налогов внутри специального налогового режима.
Цель и вид налогового режима, как правило, подразумеваются в названии специального налогового режима и автоматически определяют объекты применения. При выборе субъекта специального налогового режима, вида деятельности, отрасли, переводимых на особый режим, следует учитывать критерии:
- приоритетности для экономики и экономической безопасности страны;
- необходимости государственной поддержки;
- степени сложности системы учета и отчетности;
- сложности точного и полного налогового администрирования.
Условия применения специальных налоговых режимов во многом зависят от характеристики объектов налогообложения. Продолжительность применения налогового режима редко ограничивается периодом времени.
Как показывает российская практика налогообложения ни один из режимов налогообложения, действовавших с 1995 года, не имел лимита по срокам применения, но практически всегда существовали предельные значения показателей на применение и возврат к другим режимам налогообложения.
Ограничения на вход и выход из режима налогообложения имеют добровольный и обязательный характер и могут быть выражены в виде физических, количественных и качественных показателей. Обязательность применения режима налогообложения возникает при необходимости контроля со стороны государства отдельных отраслей экономики и групп налогоплательщиков. Добровольный вход в систему налогообложения напротив, предполагает ограничение доступа для отдельных налогоплательщиков к упрощенному режиму уплаты налогов путем установления предельных значений показателей. Подобные ограничения существуют во многих странах и направлены на снижение возможности применения методов упрощенного учета и налогообложения теми налогоплательщиками, для которых они не предназначены.
Обличительной особенностью специального налогового режима является целевой признак и характер упрощения налогового режима.
Основу построения большинства специальных налоговых режимов в России составляет специфический или единый налог. В целом, для налогоплательщика основными преимуществами специфического налога является простота расчета, при которой учитываются особенности предпринимательской деятельности, сокращается налоговый учет и отчетность, для налоговых органов к достоинствам специфического налога относятся легкость администрирования и потенциальный рост налоговых поступлений.
Плательщиками специфического налога становятся организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует ограничениям, установленным для каждого специального налогового режима. Специфический налог заменяет уплату одного налога или группы традиционных налогов. В случае замены одного из общепринятых налогов объект обложения остается тем же, а механизм расчета налога упрощается, как правило, заменяется уплата налога на прибыль (доходы). Второй вариант введения единого или специфического налога – замена совокупности налогов и сборов, объектами обложения которых являются прибыль, выручка, добавленная стоимость, стоимость имущества, фонд оплаты труда наемных работников. Четкой взаимосвязи между специфическим налогом и количеством и видами заменяемых налогов нет, но как показывает российская практика налогообложения это наиболее сложные в исчислении и имеющие ярко выраженную фискальную функцию налоги, присущие традиционной системе: налог на прибыль, НДС.
ВОПРОС.
Согласно ст. 18 НК РФ специальный налоговый режим подразумевает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
Налоговый кодекс РФ ст. 18 устанавливает четыре вида специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенную систему налогообложения; систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Каждый из вышеуказанных режимов имеет свои характерные особенности.
Сравнение специальных налоговых режимов
Элементы налогообложения и основные характеристики режимов | ЕСХН | УСН | УСН на основе патента | ЕНВД |
1. Переход | Добровольный | Добровольный | Добровольный | Обязательный, если осуществляющий им вид предпринимательской деятельности переведен на ЕНВД и налогоплательщик отвечает условиям закрепленным в статье 346.26 Кодекса |
2. Налогоплательщики | Сельскохозяйственные товаропроизводители, признаваемые таковыми в соответствии с Кодексом | Организации и ИП, при соблюдении условий, закрепленных в статье 346.12 Кодекса | ИП, отвечающие условиям, закрепленным в статье 346.25.1 Кодекса | Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, переведенные на ЕНВД в соответствии с нормативными правовыми актами органов муниципального образования. |
3. Объект налогообложения | Доход, уменьшенный на величину расходов | 1) доход; 2) доход, уменьшенный на величину расходов | Потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход | «Вмененный доход», т.е. потенциально возможный к получению доход |
4. 1) Налоговый период; 2) Отчетный период | 1) календарный год; 2) полугодие | 1) календарный год; 2) первый квартал, полугодие и девять месяцев | В зависимости от периода на который выдан патент (от 1 до 12 месяцев) | квартал |
5. Налоговая ставка | 6 % | 1) при объекте налогообложения «доход» - 6 % 2) при объекте налогообложения «доход, уменьшенный на величину расхода» - субъектами Российской Федерации устанавливается ставка от 5 до 15 % в зависимости от категории налогоплательщиков | 6 % | 15 % |
6. Порядок исчисления и уплаты налога | Авансовые платежи по итогам отчетного периода (не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода). Налог уплачивается по окончанию налогового периода (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). | Авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода (не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом). Налог исчисляется по итогам налогового периода (для организаций - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; для ИП – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом). | Оплату одной трети стоимости патента необходимо произвести в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. | Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. |
7. Бухгалтерский и налоговый учет | Ведут учет в общеустановленном порядке | Ведут книгу учетов доходов и расходов | Ведут книгу учета доходов и расходов | Ведут учет в общеуст-м порядке |