Методы регулирования денежной массы Центральным банком
Субъектом кредитно-денежной политики является Центральный банк страны. Он в своей деятельности независим от правительства и самостоятельную политику, лишь координируя ее с правительством.
1. Система обязательных резервов.
Меняя обязательные резервы, Центральный банк воздействует на способность коммерческих банков кредитовать экономику.
2. Регулирование ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования - это ставка процента, под которую Центральный банк кредитует коммерческие банки. Она влияет на ликвидность активов банков, их возможность быстро мобилизовать денежные средства. С ростом этого процента банки вынуждены держать больший резерв, что снижает мультипликатор.
3. Политика открытого рынка - воздействие на ликвидность активов банка через куплю-продажу центральным банком облигаций госзайма.
Финансовые отношения - это система денежных отношений, связанных с образованием, распределением и перераспределением, накоплением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.
В рыночной экономике выделяют:
финансы домохозяйств,
финансы предприятий,
финансы государства,
финансовых посредников.
способы организации их финансового взаимодействия.
1. Финансовая система, основанная на приоритете государства.
Ее черты: финансовые ресурсы сосредотачивает государство, оно же организует их распределение по определенному критерию;
предприятия и население не имеют самостоятельных полноценных источников обеспечения своей жизнедеятельности, только - для текущего потреб-ления;
предприятия и население не имеют свободы выбора направлений своего развития. Основные параметры их воспроизводства определяет государство.
2. Финансовая система, основанная на приоритете населения и фирм.
Ее черты: население и фирмы несут полную нагрузку обеспечения своего расширенного воспроизводства, имеют независимые источники своего развития;
государство сосредотачивает у себя часть доходов на основе принятых обществом правил, которые законодательно закрепляются (налоговое, бюджетное, пенсионное законодательство).
Финансы государства представляют собой особую сферу денежных отношений, связанных с обеспечением деятельности государства, выполнением им экономических и социальных функций, перераспределением произведенного в обществе ВНП в интересах достижения экономически и социально сбалансированного экономического роста.
Функции:
1. Фискальная - сосредоточение ресурсов, необходимых для правительственной деятельности (исполнительной, законодательной, судебной, правоохранительной, оборонной и т.п.).
2. Экономическое регулирование.
3. Социальное регулирование.
15.1.3 Основные направления расходов государства в рыночной экономике.
В рыночной экономике государство призвано лишь компенсировать недостатки рынка, ведущие к неэффективному распределению ресурсов.
Направления государственных расходов:
1. Государство финансирует производство общественных благ, которые не могут производиться частным сектором, так как эффект от потребления общественного блага не имеет индивидуальной оценки (оборона, охрана правопорядка, защита от наводнений и т.п.).
Государства финансирует и те производства, продукция которых имеет промежуточный характер между частным и общественным благом (здравоохранение, образование и т.п.).
Кроме того, государство часто берет на себя производство естественной монополии, так как частное производство в условиях естественной монополии ведет к завышению цен и снижению объемов выпуска.
Расходы на производство данных товаров относят к государственным закупкам товаров и услуг.
2. Государство берет на себя функции по обеспечению всех членов общества определенным набором насущных благ. Насущные блага - это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их расходов. К ним относят еду, жилье, образование, здравоохранение на определенном минимально приемлемом для данного общества уровне.
Бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного времени, чаще всего, одного года.
Бюджетная система России включает:
1. Федеральный бюджет (государственный бюджет).
2. Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
3. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды - это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов помимо бюджета. Устанавливаются специальные налоги и сборы. Средства используются целенаправленно, не растворяясь в бюджете (Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Дорожный фонд и т.п.).
Консолидированный бюджет (бюджет расширенного правительства) представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Бюджетный централизм - означает сосредоточение всех финансовых средств в центре и их централизованное распределение по регионам страны.
Бюджетный (фискальный) суверенитет - означает сосредоточение всех налоговых поступлений в регионе и долевое отчисление фиксированной суммы в центр. Так называемое одноканальное налогообложение.
Бюджетный (фискальный) федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления, основанная на следующих принципах:
1. Многоуровневость бюджетной системы.
2. Самостоятельность бюджетов разных уровней, связанная с закреплением за ними определенных экономических и социальных функций.
Производство национальных общественных благ (оборона, правопорядок, общенациональная инфраструктура и т.п.) финансируется из федерального бюджета.
Производство местных общественных благ (библиотеки, среднее образование, местные дроги и т.п.) - из бюджетов региона и местных органов власти.
3. Обладание бюджетами разных уровней независимыми источниками поступлений:
закрепление налога,
деление налога,
надбавки к федеральным налогам, свои налоги.
4. Невозможность изъятия средств у нижестоящего бюджета и специальные процедуры разрешения конфликтов. Бюджетное выравнивание - дотирование из федерального бюджета регионов, не имеющих достаточных средств для финансирования расходов.
Госбюджет - это централизованный денежный план государства. Он утверждается в Государственной Думе РФ.
Дефицит - это такое состояние государственного бюджета, когда его расходная часть больше доходной. Государство вынуждено обращаться к заимствованиям.
Профицит - это такое состояние бюджета, когда доходы превышают расходы. Первичный профицит - превышение доходами всех расходов, за ис-ключением расходов по обслуживанию государственного долга.
Государственный долг - это накопленная за ряд лет задолженность государства.
Налогообложение основывается на двух этических принципах:
Принцип горизонтальной справедливости: субъекты, равные по сути, должны платить равные налоги.
Принцип вертикального выравнивания предполагает, что люди, находящиеся в неравном положении должны платить разные налоги. Кто получает больше, тот и должен платить больше.
Выделяют два способа налогообложения:
Налогообложение на основе полученной выгоды: различные члены общества должны платить налог пропорционально получаемой выгоде. Сфера его действия - использование общественной инфраструктуры.
Налогообложение на основе платежеспособности: сумма налога устанавливаемая тем или иным людям должна быть связана с их доходами или благосостоянием. Оплата услуг государства должна быть выше для богатых и ниже для бедных.
Критерий эффективности означает стремление минимизировать отрицательные последствия налогообложения для процесса перераспределения ресурсов.
Налоговый клин - разница между ценой блага или ресурса для покупателя и ценой, которую получает его продавец. Возникает искажение в распределении ресурсов, суть которого заключается в сокращении предложения данного блага или ресурса.
Избыточное налоговое бремя - это - потери для общества чистой выгоды, связанные с падение потребления и производства ниже их оптимального уровня.
Избыточное бремя = общее бремя налогов - налоговые поступления.
Налоги оказывают негативное воздействие на экономическую деятельность:
1. Они влияют на решение населения о сбережениях и инвестициях:
снижаются чистые доходы и уровень сбережений;
экономическая деятельность переносится в те сферы, где более благоприятный налоговый режим.
2. Они сокращают количество рабочих часов.
Налогами облагаются: доходы (денежный поток), имущество, трансакции. Все налоги делятся на две группы:
1. Прямые налоги - это те налоги, которыми непосредственно облагаются люди и фирмы: подоходный, на прибыль, на собственность, социальный налог.
2. Косвенные налоги - это те налоги, которыми облагается товар или услуга и которые платит потребитель, покупая товар: НДС, налог на продажи, акцизы, таможенные пошлины и т.п.
Прямые и косвенные налоги оказывают разное воздействие на экономическое поведение людей.
Основные налоги:
1. Индивидуальный подоходный налог является налогом на совокупный доход. Он устанавливается в соответствие с принципом платежеспособности, т.е. люди с более высокими налогами платят больший налог.
Предельная ставка налогообложения - это дополнительная величина налога, уплачиваемая на каждый дополнительный рубль дохода.
С 2001 года в РФ установлена единая ставка подоходного налога - 13%.
Средняя ставка налога является отношением общей суммы налогов к величине дохода.
2. Социальный налог представляет собой отчисления в социальные фонды. Считается, что люди недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособно-сти.
3. Налог на прибыль взимается с балансового дохода фирмы.
4. Поимущественные налоги - налоги на имущество, наследство и дарения.
5. Налоги на товары и услуги:
налог на добавленную стоимость, взимается на всех стадиях производства.
Добавленная стоимость = цена - затраты на покупку факторов.
налог с продаж: до 5%;
акцизы.
Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении сокращается.
Налоговая система является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении возрастает.
Налоговая система является пропорциональной, если налог не оказывает влияния на степень неравенства.