Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики Центральным Банком России в современных условиях

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Для денежно-кредитного регулирования экономики используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: учетная ставка процента, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке. Селективные же используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики делятся на прямые (административные) и косвенные (экономические). Например, есть множество способов регулирования объемов кредита, но наиболее широко используемыми прямыми инструментами являются лимиты, устанавливаемые для каждого банка, и целевые кредиты, предоставляемые заранее определенным заемщикам.

Косвенные инструменты воздействуют на спрос на кредит и на его предложение. Эти инструменты используются в виде операций на открытом рынке (первичном или вторичном), ограничения доступа к ломбардному механизму, проведения аукционов кредитов Центрального банка, а также в виде норм обязательных резервов. И все же основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Процентная политика Центрального Банка предполагает изменение (повышение или понижение) учетной ставки рефинансирования. Рост учетной ставки – мера ограничительная, так как она означает удорожание кредитов, предоставляемых коммерческим банком кредитором последней инстанции, т.е. Центральным Банком. Результатом является рост рыночных процентных ставок и снижение спроса на ссудный капитал. Снижение учетной ставки рефинансирования означает удешевление кредитов банковской системы и кредитную экспансию. ЦБ России активно проводит свою процентную политику. Следует заметить, что в 90-е годы XX в. процентная политика ЦБ России была в основном реакцией на инфляцию и состояние банковской системы. Наибольшего значения учетная ставка рефинансирования достигала в 1993 – 1994 гг. – 210 %, затем наблюдается довольно стабильное ее снижение. В июне 2004 г. уровень учетной ставки рефинансирования был установлен на значении в 13 %. Средний уровень таких ставок в мире достигает 3-5% [84, С.15].

Депозитные операции с коммерческими банками являются средством изъятия у коммерческих банков излишней денежной наличности и по своей сути дополняют резервную политику Центрального Банка. ЦБ России предлагает коммерческим банкам, как правило, краткосрочные депозиты (от нескольких дней до 3 месяцев). Привлечение в депозиты ЦБР временно свободных денежных средств коммерческих банков снижает предложение денег в экономике.

Под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком коммерческих банков, в т.ч. учет и переучет векселей. Основные формы кредитования ЦБ России - однодневные кредиты («overnight»), ломбардные кредиты, предоставляемые под залог государственных ценных бумаг, кредиты на поддержание ликвидности, стабилизационные кредиты банкам, оказавшимся в тяжелом финансовом положении, проведение кредитных аукционов. ЦБР выступает в роли кредитора последней инстанции и обеспечивает формирование около 10-11 % ресурсов коммерческих банков РФ [88, С.18].

Учётная (дисконтная) политика является старейшим методом денежно-кредитного регулирования. Она активно применяется с середины XIX века. Учётная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране.Один из способов повышения ликвидности заключается в получении банком кредита. Банк может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка через так называемое учетное (дисконтное) окно. Как правило, центральный банк предоставляет ссуду под залог государственных ценных бумаг и при этом взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой (или дисконтом).

Коммерческие банки обращаются за ссудами через учетное окно по двум причинам: во-первых, для пополнения обязательных резервов, которые по каким-либо причинам стали ниже требуемого уровня. При этом коммерческий банк обращается к Центральному: во-первых, если учетная ставка Центрального банка ниже ставки процента на межбанковском рынке или если его возможности в получении займов у других банков ограничены; во-вторых, когда на денежные средства, предоставленные центральным банком, коммерческий банк может получить прибыль, т.е. если разница между учетной ставкой и ставкой ссудного процента будет достаточно велика и сможет покрыть все издержки банка на получение ссуды в центральном, оправдать риск, связанный с возможным невозвращением предоставленной экономическим субъектам ссуды, принести прибыль.

Здесь необходимо отметить, что ссуды центрального банка не безграничны. Таким образом, ЦБ далеко не всегда удовлетворяет заявки на ссуды. Он учитывает, как часто коммерческий банк обращался к нему, его финансовое положение, для какой цели нужна ссуда и так далее, то есть центральный банк ограничивает объем средств, предоставляемых через дисконтное окно.

Изменение учетной ставки Центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы, а значит, и предложением денег. Если Центральный банк хочет увеличить количество денег в стране, то понижает учетную ставку. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми и, следовательно, более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке, что позволяет коммерческим банкам приобретать у Центрального Банка дополнительные ресурсы. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, Центральный Банк увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым «новые деньги». Следовательно, изменение учетной ставки в сторону снижения увеличивает денежные предложения субъектам хозяйствования и расширяет объемы кредитных вложений в экономику.

При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от Центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению Центрального банка ограничить предложение денег, то есть кредиты. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке, деньги в этом случае становятся «дорогими», а приобретение кредитных ресурсов - невыгодным.

В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные, кредиты « овернайт», «томнекст», «спотнекст», ломбардные кредиты. Внутридневные кредиты предоставляются Банком России путем оплаты с корреспондентского счета банка платежных документов при отсутствии или недостаточности средств на этом счете. Погашаются эти кредиты за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка в сумме, покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо.

В последние годы Центральный Банк России широко практикует и использует ставку рефинансирования и ставку по депозитным операциям как инструмент денежно-кредитного регулирования. Так, например, в 2002 году ЦБР осуществлял операции рефинансирования коммерческих банков страны с целью обеспечения бесперебойности расчетов путем предоставления внутридневных кредитов и кредитов «овернайт». Но следует заметить, что такие кредиты получали только в основном банки Московского региона, г. Санкт-Петербурга, Новосибирской и Свердловской областей; регулирование процентных ставок по кредитным и депозитным операциям Банк России проводил с учетом реального состояния отечественной экономики, в частности, уровня инфляции в стране. Поэтому ставка рефинансирования в течение года снижалась с 25 % годовых до 21 % годовых. Процентная ставка по кредитам «овернайт» снизилась с 22% до 18%. Процентные ставки по депозитным операциям также снижались [82, С.11]. В 2003 году Центральный банк России увеличил с 5 до 30 число регионов страны, банки которых получили право пользоваться кредитами «овернайт» и внутридневными кредитами; ставка рефинансирования в 2003 году была снижена с 18% до 16% годовых, а ставка по кредитам «овернайт» была снижена до 16% годовых [83, С.11].

В следующем году Центральный Банк России еще больше активизировал свою процентную политику на денежном рынке страны. Он поставил цель более гибко реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков. С целью стимулирования кредитных организаций к более эффективному управлению собственной ликвидностью Центральный Банк осуществлял регулярное информирование кредитных организаций о состоянии ликвидности банковского сектора; он ежедневно опубликовывал данные об остатках средств на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, о задолженности по операциям обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с кредитными организациями. В случае возникновения у банков потребности в дополнительной ликвидности последние могли получить кредиты «овернайт», сделки «валютный своп». Ввиду того, что в 2004 году значительно увеличилась свободная ликвидность коммерческих банков, поэтому Центральный Банк использовал широко применение депозитных операций, проводимых на аукционной основе на срок 2 недели и 3 месяца, а также на фиксированных условиях: «том некст», «спот-некст», «1 неделя», «спот-неделя» и «до востребования». В 2004 году ЦБР увеличил число регионов России, банки которых могли воспользоваться получением кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг (внутридневные кредиты, кредиты «овернайт», ломбардные кредиты). Такую возможность получили кредитные организации 45 регионов России; ставка рефинансирования была снижена до 13% годовых [84, С.15].

В 2005 году ЦБ России продолжил совершенствовать кредитную политику, например, принял новый порядок и решение по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых в обеспечение при осуществлении операций рефинансирования банков (по залог векселей и кредитных обязательств организаций сферы материального производства). Новый порядок характеризуется дифференцированным подходом к уровню процентных ставок за пользование кредитом в зависимости от срока кредитования, дифференцированным подходом к величине применяемых к стоимости залога поправочных коэффициентов в зависимости от качества принимаемого в залог имущества (активов) и другие [85, С.13].

В 2006 году продолжала увеличиваться свободная ликвидность в банковском секторе экономики России. Поэтому Центральный Банк России принимал меры, направленные на ограничение роста денежной массы путем применения стериализационных мероприятий. В этих целях были повышены процентные ставки по депозитным операциям на стандартных условиях «том-некст» и «до востребования», по депозитным операциям, проводимых на аукционной основе, операциям с облигациями Банка России (ОБР). В результате ЦБР абсорбировал избыточную ликвидность кредитных организаций за январь-сентябрь текущего года на сумму 229,1 млрд. руб. [85, С.13]. Вместе с тем для поддержания бесперебойного осуществления расчетов и пополнения ликвидности кредитных организаций Центральный Банк России ежедневно предоставлял внутридневные кредиты (за 9 месяцев 7,5 трлн. руб. – в 2 раза больше за аналогичный период 2005 года), кредиты «овернайт» и ломбардные кредиты (за 9 месяцев 34 млрд. руб.- на 41% больше, чем за аналогичный период 2005 года) [86, С.15].

Однако при всей своей значимости банковское регулирование через процентную и учетную ставки носит «пассивный» характер и воздействует на определение денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от: ограниченных возможностей получения кредита у Центрального банка; инициативы коммерческих банков, то есть Центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег; учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо некоторое время; объем денежных средств, предоставляемых центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен, поэтому его изменение не оказывает существенного влияния на поведение банков. Но вместе с тем нельзя не отметить и возможность получения ссуд банками, находящимися в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям ставки рефинансирования коммерческие банки могут судить о намерениях центрального банка.

Еще один не менее важный инструмент денежно-кредитной политики -норма обязательных резервов (резервная норма). По существу, обязательные резервы представляют собой часть кассовых (денежных) резервов, которые коммерческие банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме, в виде вкладов в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам, полученным займам и кредитам. Основу же денежной наличности банков составляют депозиты их клиентов. В банковской практике та доля банковских резервов, хранение которой на специальных счетах в центральном банке подписывается законом, получила название " резервные требования ". Именно они, обладая наибольшим удельным весом, занимают ведущее место в системе обязательных резервов.

Обязательные резервы, которые коммерческие банки должны хранить в Центральном Банке, выполняют две основные функции: а) страхования банковской ликвидности; б) косвенного управления кредитной политикой коммерческих банков России повышение норм обязательных резервов, установленных в процентах к банковским депозитам, - мера, сдерживающая кредитную активность коммерческих банков. Снижение норм обязательных резервов, наоборот, стимулирует рост кредитных вложений и в конце концов производство безналичной денежной массы. В кризисные 90-е годы ЦБР неоднократно повышал эти нормативы, наибольший их уровень был в 1995 – 1996 гг. (18-20 %), что имело антиинфляционное значение и ограничивало предложения денег в стране.

В последние годы Центральный Банк проводит стабильную политику обязательных резервных требований и держит нормы на уровне 3,5 %. Среднее значение норм обязательных резервов в мировой банковской практике составляет 3-5 % [84, С.12]. Обычно минимальный остаток (баланс) вкладов коммерческих банков в центральный банк - норма обязательных резервов - определяется национальным банковским законодательством в процентном отношении к соответствующим статьям активов или пассивов кредитных институтов. Впервые этот метод применили в США в 1933 году. В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчётов.Норма резервов может дифференцироваться в зависимости от срока деятельности, величины активов и пассивов банков, видов и размеров привлекаемых ими депозитов (до востребования, срочный, сберегательный, специальный и прочие вклады) в национальной и иностранной валюте, гражданства вкладчика (резидент, нерезидент), региона деятельности банков и других условий.

Величина минимальных резервов может определяться двояким способом - по отношению к банковским пассивам либо по отношению к банковским активам. Способ определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. В некоторых странах базисом исчисления размера минимальных резервов служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов попассивам могут устанавливаться по отношению ко всем банковским пассивам или их отдельным статьям. Применяя подобный избирательный подход, центральный банк пытается таким образом стимулировать или ограничивать развитие тех или иных видов депозитных операций банков. Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств.

Второй способ определения величины резервных требований по отношению к банковским активам на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Также, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых одному клиенту банком. Такие директивные параметры получили название "кредитных потолков" и соответственно метод кредитных потолков. В конечном счете, нормы резервов отрицательно влияют на рентабельность коммерческих банков, способствуют уменьшению доходов банков, которые вынуждены "замораживать" часть своих пассивов или активов на специальных счетах в банке.

Изменение резервной нормы — явление довольно редкое, но эффективно действующее на объем денежной массы. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Исторически обязательные резервы развились из необходимости для коммерческих банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Иными словами, кассовые резервы, хранившиеся коммерческими банками в центральном банке, служили гарантийным фондом для погашения депозитов.

С созданием высокоразвитой двухуровневой банковской системы кассовые резервы коммерческих банков, помещаемые ими на счета в центральном банке, перестали быть гарантийным фондом для погашения задолженности по вкладам. Немаловажную роль здесь сыграло улучшение организации и техники совершения банковских операций, а также создание системы страхования депозитов. Современным крупным банкам обычно достаточно иметь в наличии не более 2 % своих денежных средств.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение. Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные, тем самым увеличивая возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения. При использовании данного инструмента следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики - в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

Резервные изменения являются административным инструментом денежно-кредитной политики. Они глобально и сильно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко, предпочитая операции Центрального банка на открытом рынке.

В настоящее время Центральный Банк России также использует вышеуказанный инструмент денежно-кредитного регулирования. Так, например, в 2002 году нормативы обязательных резервов составляли: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте – 10 %; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте РФ, - 7 % [82, С.11]; в 2003 году Банк России не прибегал к изменению нормативов обязательных резервов и не осуществлял внеочередных регулирований размера обязательных резервов [83, С.11]; в 2004 году произошло дальнейшее снижение нормы обязательных резервов с 7-10 % до 3,5 % [84, С.12]; в 2005 году норматив обязательных резервов был снижен до 2%, с 1 октября 2006 года, наоборот, был снова повышен до3,5 % по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте [85, С.14].

Операции на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Операции проводятся Центральным Банком страны совместно с группой крупных банков и заключаются в покупке и продаже ценных бумаг (преимущественно государственных). Объектом покупки-продажи могут быть и другие виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные ценные бумаги, осуществляемые с условиями совершения позднее обратной сделки (операции «репо»). В этом случае центральный банк, например, продаёт ценные бумаги с обязательством выкупить их по определённой (более высокой) цене черезнекоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Операция по покупке Банком России государственных ценных бумаг у коммерческих банков приводит к росту денежной наличности банковской системы и активизации роли банков на кредитном рынке. Операция по продаже Банком России ценных бумаг коммерческим банком означает рост инвестиций банковской системы, ограничение кредитных вложений, сокращение производства безналичных денег. Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (соответственно при продаже ценных бумаг).

В этих операциях участвуют несколько субъектов рыночной экономики. Во-первых, государство, действуя через Центральный Банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и население. В зависимости от экономической конъюнктуры - положения, сложившегося на текущий момент в экономике, каждый из указанных субъектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.

Покупку государственных ценных бумаг у населения Центральный Банк оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате Центральному Банку. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью этой операции является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах Центрального Банка, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.

Если же Центральный Банк начнёт продажу ценных бумаг коммерческим банкам и населению, то денежная масса сократится. Их покупку коммерческие банки будут оплачивать чеками на свои вклады в Центральном Банке. Центральный Банк, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму покупок резервы коммерческих банков и денежную массу. Это приведет к снижению способности банков создавать деньги.

Население будет оплачивать покупку ценных бумаг у Центрального Банка чеками, выписываемыми на свои счета в коммерческих банках. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает резервы коммерческих банков, сокращая тем самым предложение денег. Таким образом, инициируя операции на открытом рынке, государство добивается либо уменьшения, либо увеличения предложения денежной массы и, следовательно, либо стимулирует рост экономики, либо сдерживает его.

Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод денежно-кредитной политики получил всеобщее применение и в Западной Европе. По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. А обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования.

Таким образом, операции на открытом рынке, как инструмент денежно-кредитной политики, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального Банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

В Российской Федерации операции на открытом рынке стали использоваться Центральным Банком с переходом страны к рыночной экономике начиная с 1991 года. В качестве объекта купли-продажи выступали различные виды государственных ценных бумаг: государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, облигации государственного валютного займа и другие. В последние годы (с 2001 года) Центральный Банк России приступил к эмиссии собственных ценных бумаг, в частности, облигаций Банка России (ОБР). «Имеющийся опыт эмиссии ОБР продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операций. Поэтому в 2002 году операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводились» [82, С.11-12]. Однако, несмотря на это Центральный Банк России применил новый инструмент с ценными бумагами – операции модифицированного РЕПО (ОМР) с облигациями, находящимися в портфеле Банка России. Имеется ввиду аукционы по размещению двух выпусков облигаций федерального займа на условиях модифицированного РЕПО сроком 40 и 65 дней.

Создание нового рынка ОМР позволило Центральному Банку России более гибко реагировать на колебания банковской ликвидности. Начиная с 2003 года ЦБР еженедельно стал проводить депозитные аукционы, а также аукционы биржевого модифицированного РЕПО (БМР) по продаже облигаций федерального займа с обязательством обратного выкупа. Указанные операции позволили довести за 9 месяцев 2003 года объем депозитов кредитных организаций, размещенных в Банке России до 160,8 млрд. руб. [83, С.10]. В течение 2003 года Центральный Банк Росси в целях увеличения сроков абсорбирования ликвидности приступил к проведению аукционов по привлечению депозитов кредитных организаций на срок 3 месяца и аукционов БМР на более длительные сроки. Депозитные аукционы проводятся по всей территории РФ с помощью сбора заявок как через систему «Рейтерс-Дилинг», так и через свои территориальные учреждения.

В 2004 году ЦБР активно применял инструмент изъятия свободных денежных средств через механизм рынка ГКО-ОФЗ, основными из которых стали операции по продаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР. При проведении аукционов ОМР Банк России сосредоточил внимание на операциях по срокам, превышающим четыре месяца, что было связано со стериализацией избыточной ликвидности банковской системы и значительным ростом объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России. Увеличение уровня ликвидности банковского сектора в сентябре 2004 года обусловило размещение Банком России собственных облигаций (ОБР) на сумму 34,5 млрд. руб. [84, С.15].

В 2005 году (за 9 месяцев) объем средств, абсорбированных Банком России за счет депозитных операций и операций с облигациями Банка России увеличился на 50,4 млрд. руб. [85, С.11]. С марта 2005 года Банк России начал ежедневно выставлять двусторонние котировки на покупку-продажу облигаций Банка России в целях обеспечения возможности участникам рынка размещения временно свободных денежных средств или продажи облигаций Банку России. Развитие операций с собственными облигациями позволило Банку России в 2005 году отказаться от операций обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с государственными ценными бумагами.

Размещение ОБР проводилось Банком России и в 2006 году сроком 6 месяцев с последующим регулярным доразмещением. Кроме того, Банк России также производил выкуп уже обращающихся ОБР. Это способствовало повышению ликвидности рынка ОБР, а также расширению стериализационных возможностей Банка России. Средневзвешенная доходность облигаций Банка России составила 4,9 % по сравнению 4,3 % в 2005 году. Это отразилось на увеличении объемов абсорбируемой ликвидности. Таким образом, ЦБР за 9 месяцев 2006 года обсорбировал за счет депозитных операций и операций с ОБР денежных средств на сумму 229,1 млрд. руб. по сравнению с 50,4 млрд. руб. за соответствующий период 2005 года [86, С.13].

Наши рекомендации