Потребности, ресурсы и выбор

Экономическая наука изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Экономические потребности– внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности по принципу иерархии располагаются в следующем восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных):

1) физиологические (в еде, питье, сне и т.д.);

2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);

4) самоуважения (достижения цели, признания, одобрения);

5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка, последние две – высшего. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и др. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – форму интереса.

Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей.

Интересы выражают хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без этого он не сможет стать достойным партнером в следующем цикле хозяйственных связей, не сможет сохранить и воспроизвести себя и сойдет с арены экономической жизни, обанкротится.

Многообразие субъектов хозяйствования порождает многообразие экономических интересов. Классификация экономических интересов осуществляется на основе использования различных критериев.

На основе выявления носителя интересов различают общественные, коллективные и личные интересы, национальные и интернациональные, региональные и ведомственные, групповые и семейные, классовые, различных социальных групп (работающих, неработающих, молодежи, пенсионеров и т.д.). Особые группы составляют интересы текущие и перспективные, рациональные и нерациональные, подлинные и ложно понятые, финансовые, трудовые, морально-нравственные и т.д.

Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия. Так, личный интерес в получении наибольших благ может находиться в противоречии с коллективным интересом.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности.

Средства, удовлетворяющие потребности, называютсяблагами. Одни из них имеются в неограниченном масштабе, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Экономические блага – это средства удовлетворения потребностей, имеющихся в ограниченном количестве. Это блага, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ограниченным благам относятся практически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторых других, предложение которых существенно превышает спрос на них.

Свободные блага – блага, имеющиеся в неограниченном количестве (солнечный свет, воздух и другие блага). Необходимость производства и распределения этих благ не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю.

Экономические блага делятся на:

- долговременные, предполагающие многоразовое использование;

- недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления.

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Экономические блага можно разделить нанастоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Экономические ресурсы (факторы производства)– это элементы, используемые для производства экономических благ.

К важнейшим из них относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские способность и информация.

Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, обусловливает и ограниченность благ, находящихся в его распоряжении.

Общая классификация экономических ресурсов

Материальные ресурсы Экономические ресурсы (факторы производства) Плата за ресурсы (доход, получаемый собственником)
Земля (включая полезные ископаемые) Рентный доход или доход в виде процента
Капитал (реальный, а не финансовый)
Людские ресурсы Труд Заработная плата
Предпринимательская способность Прибыль

Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, взаимозаменяемы, что находит свое выражение в производственной функции.

Q = f (F1, F2,…, Fn),

где Q – объем производства,

F1, F2,…, Fn – используемые производственные ресурсы.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора.

Экономический выбор –выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают экономические проблемы: что, как и для кого производить. Экономическая наука разрабатывает наилучшие варианты решения этих проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства.

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий агент стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей, фирма – прибыли, государство – уровня благосостояния.

Рынка

В современной рыночной экономике встреча производителя и потребителя происходит на рынке. Под рынком первоначально подразумевалось место физической встречи продавца и покупателя.

Но в современной экономике одновременный контакт продавцов и покупателей не происходит, чаще они даже не бывают все в одном месте. Поэтому под рынком стали понимать территорию, в пределах которой возможны перемещения продавцов и покупателей, перемещение их товаров и передача информации. Данное определение рынка можно назвать географическим.

Однако, говоря рынок, мы зачастую подразумеваем не столько территорию, сколько совокупность товаров, продаваемых на этом рынке. То есть, к данному выше географическому определению рынка нужно добавить фразу о том, что на рынке встречаются продавцы и покупатели одного товара.

Но рынок – это не только производители и потребители, но также посредники, надзорные органы, правила и инфраструктура, облегчающие контакты между производителями и потребителями. А также накопленная информация о товарах, спросе и предложении на рынке.

Сущность рынка проявляется через его функции. Вот мы и перечислим основные функции рынка :

  1. Функция ценообразования. Заключается в том, что рынок определяет цену конкретного продукта и одновременно соотношение цен различных товаров, услуг и ресурсов (производственных факторов).
  2. Функция уравнивания спроса и предложения. Рынок, путем изменения цен производит согласование интересов производителей и потребителей, т.е. позволяет найти такую цену товара, при которой спрос и предложение равны друг другу.
  3. Функция саморегулирования производства.
  4. Функция выбора оптимального для общества плана производства.
  5. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат.
  6. Регулирующая функция. Рынок позволяет определить не только пропорции производства и потребления, но и масштабы этих явлений. Т.е. он позволяет обществу ответить на вопрос, сколько производить и сколько использовать ресурсов.
  7. Стимулирующая функция.

Капитал.

С этой главы мы начинаем рассмотрение отдельных факторов производства и их рынков. И начнем мы с капитала, являющегося наряду с трудом одним из двух главных факторов производства.

Во-первых, мы должны различать два понятия: капитал частного лица и капитал предприятия. Капитал частного лица является синонимом термина сбережения. Однако, сбережения еще не являются капиталом, хотя в неоклассической экономической теории и предполагается, что сбережения автоматически превращаются в капитал в ходе процесса инвестирования. Тем не менее, нужно понимать, что капитал частного лица -- только та часть его сбережений, которая работает, т.е. это только те сбережения, которые участвуют в производстве. Т.е. доходы потребителя, сбереженные для потребления в близком будущем, не могут быть капиталом, поскольку эти доходы сохраняются в форме денег и не передаются производителям.

А теперь мы переходим к капиталу фирмы, для которого существует очень много способов определения и вычисления. Во-первых, капитал фирмы -- совокупность приобретенных ею или полученных во временное пользование средств производства, сырья и т.д., которая в соединении с прочими производственными факторами необходима для производства новой продукции. Другими словами, капитал - совокупность вещественных факторов производства.

Ну а теперь обратим внимание, что в собственности фирмы может находиться множество объектов, не участвующих в процессе производства. Например, такими объектами являются запасы товаров, административные здания и их оборудование, деньги, финансовые активы и т.д. Согласно теоретико-экономическому определению капитала эти объекты не учитываются при определении капитала, но это несколько странно…

Во-вторых, существует бухгалтерское определение капитала: капитал есть разность между стоимостью всех активов фирмы и величиной ее обязательств. Однако в таком случае из величины капитала выпадают средства, полученные фирмой в долг на длительное время, которые фирма, направляет на производственные нужды.

Но все же, поскольку в основе определения величины капитала лежит стоимость активов, то при вычислении капитала оказывается важен способ, на основании которого рассчитывается стоимость активов.

Мы определим (производственный) капитал следующим образом :
Капитал фирмы есть совокупность вещных факторов производства, находящихся в пользовании или собственности фирмы, плюс совокупность непроизводственных активов, необходимых для осуществления производства.

Труд.

Производство любых благ требует приложения человеческого труда. Поэтому труд является еще более необходимым фактором производства, чем капитал. Однако, необходимо точнее определить, что же такое есть труд.

Во-первых, труд – всякая человеческая деятельность, носящая производственный характер. Заметим, что всякий труд необходимый для создания благ, должен считаться производственным фактором, даже если он не связан с непосредственным производством. Единственное исключение – труд предпринимателя, который считается особым производственным фактором.

Во-вторых, труд есть затраты времени человека, которое он мог бы использовать более интересным для себя образом. Т.е. труд – время, затраченное на производство благ. Кроме того, человек тратит свои физические и психические силы. При таком подходе сравнивать затраты труда на производство различных благ становится возможно: сравнение идет по времени, необходимому для производства единицы каждого блага.

Обратите внимание, что конкретный труд работника, создающий блага, может быть приобретен только в виде самих благ (или, по крайней мере, полуфабрикатов). Когда благо создано, мы точно знаем, какое виды труда в нем овеществлены, но до тех пор, пока оно не создано, точно сказать, какой именно труд нужен нельзя, хотя можно приблизительно перечислить виды труда, необходимые для его создания. Например, можно точно перечислить какие операции потребует изготовление ботинка, но нельзя заранее сказать, какого качества ботинок будет получен, или нельзя сказать, не придется ли работнику тратить лишнее время из-за недостаточно качественного сырья.

Поэтому на рынке труда продается абстрактный труд, т.е. рабочее время трудящихся и их трудовые усилия.

При этом нужно заметить, что работодатель вовсе не намерен сообщать потенциальному работнику всех данных о существующих на его предприятии условиях трудах. Таким образом, работник принимает решения на рынке труда не имея полной информации о том сколько и какого труда он продает. Но с другой стороны и работодатель не может точно сказать, каково качество труда, которое ему предлагает работник. Поэтому рынок труда является несовершенным рынком.

Земля.

Современная экономическая теория, говоря о земле, понимает под этим термином совокупность всех естественных факторов производства, для которых: 1) определены права собственности; 2) которые ограничены; 3) либо имеют цену, назначенную без участия экономического механизма. Таким образом, если капитал – вещественный фактор производства, труд – личный, то земля – естественный фактор производства.

Первоначально основой экономики было аграрное производство. А для аграрного производства основой являлась именно земля, причем не просто земля, а плодородная почва. Поэтому под землей, как фактором производства, понималось только плодородие почвы, определявшее результат производства.

Далее, с развитием товарного сельскохозяйственного производства оказалось, что недостаточно просто произвести продукт, необходимо доставить его к потребителю и быстро. Как следствие, более производительными оказались земельные участки, удобно расположенные по отношению к рынкам сбыта.

В городах земля также имеет свою стоимость, причем стоимость абсолютно не зависит от плодородия участков, но зависит от развитости инфраструктуры, которая включает дорожную сеть, энергетические сети, водопровод и т.д.; а также от достижимости участка для работников и покупателей продукции. Таким образом, в экономике возникает особая теория оценки земли в городских поселениях, основанная на инфраструктурных характеристиках участков.

Одновременно с урбанизацией происходил процесс развития промышленного производства, потребляющего природные ресурсы. Но поскольку природные ресурсы неотделимы от земли на которой они находятся, то было естественно включить в земельный фактор природные ресурсы. Соответственно, и стоимость земельных участков определяется не только почвенными и инфраструктурными характеристиками, но и наличием на этих участках природных ресурсов.

И наконец, в последнее время при оценке земли стало иметь наличие или отсутствие загрязнения. Поэтому в фактор «земля» была включена экологическая составляющая: чистота воздуха и воды, загрязненность почвы, способность участка хранить (консервировать) отходы, создаваемые экономикой, а также способность к естественной переработке этих отход денег.

Деньги

В предыдущих главах мы рассматривали товарные рынки и рынки факторов производства. Однако, рассматривая их, мы не концентрировали внимания на том, что необходимы деньги, на которые обмениваются товары.

Само развитие рыночных отношений потребовало возникновения единого эквивалента стоимости, выступающего посредником в товарном обмене. Вот этот то посредник и стал именоваться деньгами. А теперь заметим, что поскольку деньги – не более чем посредник в обмене, то можно считать, что деньги – все, что выполняет функции денег.

Исторически, деньгами являлись различные товары от овец и какао до драгоценных металлов. Постепенно именно к драгметаллам и перешла функция денег, поскольку их было удобно использовать как для обращения, так и для хранения. Но драгоценные металлы необходимо было точно взвешивать и пробировать, другими словами, чеканить монету. Вот тут то и пригодились возможности государственного аппарата: государство оказалось наиболее способным как чеканить монету, так и гарантировать ее качество.

Вот теперь мы и посмотрим, каковы функции денег.

Основная функция денег -- функция средства обращения, т.е. участие в товарных и факторных сделках, которое облегчает оборот товаров, услуг и факторов производства.

Второй функцией денег, является функция меры и эквивалента стоимости (товаров). Т.е. деньги могут выполнить функцию средства обращения только в том случае, если все участники рынка согласны принимать деньги в обмен на товары.

Эти две функции денег являются основными их функциями и первоначально были единственными. Но существование удобных для расчетов и хранения денег привело к тому, что у денег появилась функция сохранения стоимости, или функция инструмента сбережения.

Появление у денег функции сохранения стоимости привело к возникновению сбережений. А желание выгодно использовать сбережения привело к появлению денежно-кредитных отношений. Но когда возник кредит, появился и платеж по кредиту. И поскольку кредит исчисляется в деньгах и платеж по кредиту взимается в денежной форме, то деньги получают еще одну функцию – функцию средства платежа.

Список Литературы

1.Фролова.Т.А.- экономическая теория

2. Плеханова.Г.В. – Введение в курс по экономической теории.

3.Васильева.Е. Макеева.Т – Экономическая теория

Наши рекомендации