Раздел 3. виды экономического анализа в зависимости от временного признака

Выполнила: Назарова Ю. П.

Студентка группы БС-10-А

Проверила: Ангелина И. А.

ДОНЕЦК – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Раздел 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Раздел 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Раздел 3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕННОГО ПРИЗНАКА
Раздел 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДРУГИХ ПРИЗНАКОВ
Заключение
Список изпользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным основам организации экономической системы Украины требует повышения эффективности управления общественным производством на всех его уровнях. Важное место в решении этой задачи принадлежит экономическому анализу.

Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязи событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровни хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочения основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выявить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. его типология.

От полноты и целенаправленности применения всех его видов в управлении во многом зависит и эффективность самого управления. Обеспечение максимальной эффективности использования анализа требует четкого понимания задач отдельных его видов, их содержания и особенностей.

Цель работы – дать характеристику основным видам экономического анализа.

РАЗДЕЛ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Классифицировать анализ на отдельные виды можно по многим признакам. Основными из них являются:

1. По пользователям анализа:

§ Внутренний - проводится аналитиками предприятия.

§ Внешний - осуществляется внешними специалистами

2. По отраслевому признаку:

§ Отраслевой - учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

§ Межотраслевой - есть теоретической и методологической основой для всех отраслей экономики.

3. По временному признаку:

§ Предварительный (перспективный) - проводится до осуществления хозяйственных операций.

§ Оперативный.

§ Следующий (ретроспективный) - проводится после совершения хозяйственных актов.

4. По охвату изучаемых объектов:

§ Сплошной - анализируются все стороны деятельности предприятия.

§ Выборочный - проводится выборочная оценка.

5. По содержанию программы анализа:

§ Комплексный - рассматривает все стороны деятельности предприятия.

§ Тематический - анализирует отдельные направления деятельности.

6. Объекты управления, есть и объектами анализа различают:

§ Технико-экономический.

§ Финансово-экономический.

§ Социально-экономический,

§ Экономико-статистический.

§ экономико-экологический.

§ Маркетинговый виды анализа.

7. Уровни и масштабы управления хозяйственной деятельностью:

§ Внутрихозяйственный.

§ Отраслевой.

§ Межотраслевой (региональный, территориальный).

§ Народногос-хозяйственную.

8. Методика изучения объектов различают:

§ Анализ сравнительный.

§ Факторный.

§ Маржинальный.

§ Экономико-математический.

§ Стохастический.

§ Функционально-стоимостный.

РАЗДЕЛ 2.ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Делятся по отношению к исследуемому объекту на внешний и внутренний экономический анализ.

Цель внешнего экономического анализа - оценить место предприятия в рыночной среде для определения стратегии и тактики экономических отношений, поиска партнеров и клиентов, обеспечение конкурентных позиций и т.д.. Он основывается лишь на той информации, которая необходима предприятию или учреждению для контроля динамики рыночных регуляторов (налогообложение, таможенное регулирование, ценовые ограничения, предпринимательские льготы и гарантии и т.п.), а также той информации, которая нужна для уведомления акционеров или других инвесторов об уровне развития субъектов объекта хозяйствования, эффективность инвестиций, риск делового партнерства, возможные дивиденды и др..

Внешний анализ проводят по информации, которая определяет базовые параметры деятельности предприятия, позволяющие проводить эффективное регулирование его экономических отношений общенациональными интересами и является достаточными гарантиях делового партнерства. Одновременно он помогает любому обеспечить полную конфиденциальность информации и коммерческую тайну. В организационном плане внешний анализ может проводиться как силами заинтересованной стороны, так и специализированными независимыми аудиторскими фирмами. В методическом плане он проводится с широким использованием статистических приемов анализа (группировки, средних величин, динамического ряда), экономико-математических методов и моделей (модели межотраслевого баланса, транспортной задачи, матрицы многокритериальной оптимизации и т.п.), сравнительного (межотраслевого, межхозяйственного, межрегионального) анализа .

Внутренний экономический анализ направлен на комплексное исследование экономического развития субъекта хозяйствования его структурных подразделений для обеспечения полного использования его потенциала и регламентации деятельности всех функциональных подсистем. Он основан на полной экономической информации (плановой, учетной, нормативной), которая регламентируется информации специальных обследований всех видов деятельности предприятия или его подразделений. Внутренний анализ, в ходе которого используется весь комплекс экономической информации, позволяет оперативно управлять хозяйственными процессами, совершенствованием организации производства и труда, повышением конкурентоспособности продукции и использованием производственно-финансовых ресурсов и т.п.. Результаты внутреннего анализа является коммерческой тайной и обеспечивают внутренний менеджмент. В отличие от внешнего анализа здесь можно использовать систему показателей, обеспечивающих управление промежуточными и конечными результатами деятельности, показатели, учитывающие специфику работы основного и вспомогательных производств и детализированные по месту и времени проведения хозяйственных процессов. При проведении внутреннего анализа полнее выявляются связи между экономикой и техникой и технологией производства, социальной сферой. Часто этот анализ называют технико-экономическим.

В организационном плане его могут проводить как специализированные подразделения (бюро, отдел экономического анализа), так и все экономические службы с широким привлечением заинтересованных лиц. В методологическом плане он охватывает всю гамму приемов и методов факторного анализа по различным алгоритмам исследований. Следствием таких аналитических исследований является разработка оперативных планов-графиков, выдача аналитических сведений, пояснительных записок и т.д.

Таблица 2.1. Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего экономического анализа

Сравнительные признаки Внутренний экономический анализ Внешний экономический анализ
1. Объекты исследования Структурные подразделения, хозяйственные явления и процессы, элементы экономических отношений Предприятия в целом, меж объектные сравнения  
2. Субъекты исследования Руководители и специалисты всех структурных уровней   Общегосударственные, ведомственные и территориальные экономические институты, партнеры, клиенты
3. Временные формы   Стратегический, оперативный, ретроспективный Стратегический, ретроспективный
4. Периодичность анализа Постоянный По стандартам аналитического процесса и на запрос пользователей
5. Конфиденциальность информации Конфиденциальная Публичная  
6. Степень интегрированности аналитических показателей Вся совокупность общих и частных показателей Обобщающие показатели  

РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕННОГО ПРИЗНАКА

Оперативный (текущий) экономический анализ заключается в обеспечении управления своевременной действенной информации об изменении экономической ситуации, причины этого изменения, отклонения от регламентированных параметров с целью своевременного выработки решений, направленных на предупреждение и устранение негативных изменений и эффективное маневрирование ресурсами и капиталом. Оперативный анализ представляет собой систему ежедневного наблюдения и оценки отклонений фактического состояния исследуемого объекта от регламентированных показателей, определения причин и возможных последствий таких отклонений, разработка механизмов быстрого вмешательства в хозяйственные процессы с целью обеспечения непрерывного и эффективного функционирования хозяйственного комплекса. В условиях постоянного изменения рыночной конъюнктуры в сферу исследований оперативного анализа попадает постоянная оценка экономической среды, для того чтобы использовать благоприятные условия бизнеса, выгодно маневрировать производственно-финансовыми ресурсами.

Ретроспективный (последующий) анализ заключается в системном комплексном исследовании результатов хозяйственной деятельности предприятия или других объектов по результатам их развития в определенном аналитическом периоде (год, квартал, месяц). Его целью является объективная оценка состояния экономики, диагностика неиспользованных резервов и упущенной выгоды, выявление просчетов в работе и их виновников, а также поиск возможностей мобилизации резервов прогрессивного развития.

Перспективный анализ - это прежде всего процесс определения критически важных ситуаций внешней и внутренней среды, которые могут влиять на достижение предприятием перспективных целей. Его заключительный этап сводится к формированию стратегических индикативных планов (плановые сегментации), т.е. выявление стратегических направлений производственно-хозяйственной деятельности, основных средств реализации стратегии (движущих сил), определение стратегических хозяйственных центров, на которые возложена задача детальной реализации стратегии.

В перспективном анализе и прогнозировании важнее качественные аспекты изменений, а количественные играют вспомогательную роль.

Для перспективного анализа выбирают основные параметры-индикаторы, характеризующие состояние предприятия или его подразделений, эффективность его деятельности и конкурентоспособность. На основе исследования закономерностей и тенденций изменения обнаруживаются важнейшие факторы и определяется динамика выбранных параметров (трендовый анализ). Полученные динамические ряды (тренды) экстраполируются на будущее. Результаты трендового анализа позволяют выявить гипотетическое положение субъекта хозяйствования при условии, что значительных изменений в характере и направленности его деятельности не произойдет.

Наши рекомендации