Проблемы конвертируемости валют.
Итак, современная мировая валютная система объективно обусловливает сочетание политики свободной торговли и различных вариантов протекционизма. Политику полной свободы в международных экономических отношениях не может позволить себе никто, ни одна страна, тем более постоянно. Даже США часто использовали манипулирование учетной ставкой, валютной интервенцией и другие методы для поддержания, а затем и подъема курса доллара, когда он катастрофически начинал терять доверие мирового сообщества.
Под конвертируемостью валюты понимается способность одной национальной валюты свободно обмениваться на другие национальные валюты без всяких ограничений. Часто конвертируемость называют обратимостью. Хотя речь идет, по существу, об одном и том же экономическом явлении, все же разница между ними есть, и значительная.
Обратимость национальной валюты есть прежде всего характеристика степени ее покрытия товарной массой, а содержанием обратимости в этом случае становится возможность на внутреннем рынке покупать любые товары, в любом количестве и по любой цене.
При выполнении трех этих условий национальная денежная единица становится обратимой внутренне. Если же товаров на внутреннем рынке недостаточно, возникает экономическая необходимость их импорта для обеспечения внутренней обратимости национальной валюты. Вот когда национальная валюта соприкасается с иностранными валютами непосредственно, автоматически возникает проблема конвертируемости валют. Следовательно, обратимость валюты изначально является необходимой предпосылкой, предварительной ступенькой достижения ею состояния конвертируемости. Теперь уже очевидно, что конвертируемость представляет собой ту же обратимость, но обратимость и в другие национальные валюты, а не только в товары и не столько в товары.
Конвертируемость национальной валюты – очень важное ее свойство, так как она:
1) Свидетельствует о том, что национальная экономика включена в мировую, является ее частью и развивается вместе с нею;
2) Дает полную возможность использовать в международных экономических отношениях принцип сравнительных преимуществ. Ведь конвертируемость означает по существу, торговлю на внешних рынках на свою национальную валюту. Без крайней необходимости в данном случае не нужно накапливать и расходовать иностранную валюту – все можно приобрести на свою.
Конвертируемость валюты имеет три степени развития: неконвертируемая, частично конвертируемая и полностью конвертируемая. Последняя более известна под названием СКВ – свободно конвертируемой валюты.
Неконвертируемой является валюта той страны, которая в международных экономических отношениях широко практикует запреты или ограничения по всем видам международных операций: ввозу, вывозу, покупке, продаже, обмену национальной валюты на иностранную, или наоборот. Такими валютами обладают большинство развивающихся стран, страны СНГ, в том числе, до июня 1996 г., и Россия.
Частично конвертируемой является валюта той страны, которая осуществляет частичное регулирование числа операций с валютами и их масштабов, форм, видов. Например, физические или юридические лица этой страны имеют возможность заключать сделки с внешними партнерами на иностранную валюту, покупать или продавать ее в неограниченном количестве. Естественно, физические и юридические лица могут заключать сделки на иностранную валюту и внутри страны, между собой. Однако масштабы сделок регулируются государством. Эта практика особенно часто имеет место при инфляции.
В таком случае возникает угроза долларизации, иенизации… экономики страны, что является прямой интервенцией против и так уже ослабленной инфляцией национальной денежной единицы.
Например, в России возникла прямая угроза долларизации экономики в 1994-1995 гг., из-за чего правительство вынуждено было запретить операции с иностранной валютой внутри страны. Описанное явление частичной конвертируемости валюты означает, что она обладает внутренней обратимостью. Внешняя обратимость национальной валюты означает возможность осуществления любых операций с нею в любом объеме как российскими, так и иностранными гражданами и юридическими лицами. Таким образом, если валюта обладает внутренней обратимостью или внешней – она частично конвертируемая. Такой валютой обладают более чем 90 стран мира.
Полностью конвертируемой является валюта той страны, которая никак законодательно не ограничивает количество, объем и масштабы заключения валютных сделок ни в торговле, ни в сфере движения капиталов как своими физическими и юридическими лицами, так и иностранными. То есть полная конвертируемость предполагает наличие и внутренней, и внешней обратимость национальной валюты. Такой способностью обладают валюты почти всех стран-членов ОЭСР – организации экономического сотрудничества и развития (24 страны, наиболее развитые в экономическом отношении). Однако их валюты, будучи полностью конвертируемыми, все же не являются свободно конвертируемыми.
Главным фактором конвертируемости, помимо сказанного, считается отсутствие дефицита платежного баланса в условиях открытой экономики. Это означает наличие конкурентоспособного экспортного потенциала и привлекательного инвестиционного климата.
Вероятно, тут вступает в действие экономическая мощь страны, ее удельный вес в международной торговле, в международной миграции капиталов, стабильность экономического и социального развития и т.д. Такими качественными характеристиками обладали валюты шести стран: США – доллар, Канады – доллар, Японии – иена, Англии – фунт стерлингов, ФРГ – марка, Швейцарии – франк. По некоторым данным, СКВ являлся и французский франк. В настоящее время, марка и французский франк уступили место коллективной валюте – евро.
В июне 1996 г. совместным заявлением Центробанка России и ее Правительства российский рубль объявлен частично конвертируемой валютой.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Что такое платежный баланс страны? Каковы его активные и пассивные части?
2. От чего зависит курс национальной валюты?
3. Каковы функции международных валютно-финансовых соглашений?
4. Какие этапы прошла в своем развитии международная валютно-финансовая система?
5. Какие существуют предложения по совершенствованию современной валютно-финасовой системы?