Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции

Монополия

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия.Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

Закрытая монополия — это фирма, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (патентами, авторскими правами, государственной монополией).

Естественная монополия — это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны тогда, когда только одна фирма обслуживает весь рынок. Такие фирмы базируются на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия — это фирма, которая на некоторое время становится единственным производителем продукта, не имеющего специальной защиты от конкуренции.

Концентрация производства в руках владельцев единственной фирмы в отрасли дает ей возможность ограничивать объем продаж и устанавливать более высокую цену на свой товар. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса KN имеет отрицательный наклон. Кривая предельного дохода KM будет исходить из одной и той же точки Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru кривой спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (рис. 6.4), но располагаться внутри и левее кривой спроса. Если кривая спроса имеет вид прямой линии, то кривая предельного дохода делит расстояние от O до точки пересечения кривой спроса с осью абсцисс пополам, т. е. Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (рис. 6.4).

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Рис. 6.4 — Определение цены и объема производства

фирмой-монополистом

С формальной точки зрения предельный доход есть производная функции выручки при данном выпуске. Поэтому предельный доход отображается углом наклона касательной к кривой выручки.

Величину предельного дохода можно найти по формуле

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Из данной формулы следует, что выручка монополии изменяется следующим образом [20]:

– достигает максимума при ценовой эластичности спроса, равной единице;

– увеличивается с ростом выпуска на эластичном отрезке кривой спроса, при этом предельный доход положителен;

– уменьшается с ростом выпуска при неэластичном спросе, при этом предельный доход отрицателен.

Поскольку спрос на продукцию фирмы-монополиста не является эластичным, постольку значение предельного дохода всегда будет меньше цены.

Если нанести на данный рисунок кривую предложения Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и средние общие издержки ATC, то оптимальный объем производства будет находиться на пересечении кривых MC и MR (точка С). Для того чтобы определить цену, по которой монополист будет продавать свою продукцию, необходимо из точки С поднять перпендикуляр на кривую спроса до точки А. Проекция А на ось ординат дает монопольную цену Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Следовательно, объем производства Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru у фирмы будет всегда ниже, чем в условиях совершенной конкуренции Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru а цены выше Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru . Поскольку цена спроса превышает средние общие издержки ATC, максимальная совокупная прибыль Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru положительна и определяется по формуле

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

Точку пересечения линий MR и MC, определяющую сочетание монопольной цены и оптимального количества производимой продукции в условиях несовершенной конкуренции, называют точкой Курно.

Превышение рыночной цены над предельными затратами на производство свидетельствует о неэффективном использовании производственных ресурсов в монополизированной отрасли. Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства, можно показать, используя понятия излишков потребителя и производителя. Предположим, что сначала отрасль работала в условиях совершенной конкуренции, а затем была монополизирована. На рис. 6.4 излишки потребителей после монополизации отрасли представлены треугольником Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru . Они сократились на площадь трапеции Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru . Ущербом, приносимым монополией, называют величину, на которую сократится суммарный потребительский излишек покупателей в результате монополизации совершенного рынка. Его можно условно разделить на две части: первая часть, представленная площадью прямоугольника Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru , в результате монополизации переходит от покупателей к монополии и служит источником прибыли; вторая часть, равная площади треугольника Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru , представляет безвозвратные потери, поскольку покупатели лишаются этой части излишка и в то же время он не поступает в распоряжение монополии. Этот треугольник называют потерями общества от существования монополий.

Абсолютная рыночная власть монополиста позволяет ему выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, но не то и другое одновременно, поскольку зависимость между ними однозначно задана функцией спроса на продукцию монополиста. На практике монополисты, как правило, выбирают в качестве независимой переменной цену, а величина выпуска определяется рынком. В теории, по причине удобства анализа, в качестве независимой переменной обычно принимают величину выпуска, а рынок определяет уровень цены. Оба подхода являются равноценными.

В связи с тем что решение монополии об объеме выпуска зависит от кривой рыночного спроса, нередко говорят, что монополия не имеет кривой предложения. Рассмотрим три ситуации, убеждающие в правильности выбранного утверждения [14].

В первой ситуации, показанной на рис. 6.5, представлены две линейные кривые спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и соответствующие им кривые предельного дохода Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru а также одна кривая предельных издержек. Кривая предложения, как известно, показывает рост выпуска в зависимости от увеличения цены. Чем выше цена, тем больший объем продукции согласен выпускать производитель.

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Рис. 6.5 — Одинаковый объем предложения

по разным ценам

В точке пересечения Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru кривой предельных издержек Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и кривой предельного дохода Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru характерной для первой кривой спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru могут пересекаться кривые предельного дохода (например, кривая Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ), соответствующие другим кривым спроса (например, кривой спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ). В этом случае один и тот же объем выпуска Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (проекция точки пересечения Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru указанных кривых) будет предлагаться по разным ценам Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru в зависимости от угла наклона линий спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Неизменность объема выпуска при разных ценах свидетельствует об отсутствии кривой предложения.

Вторая ситуация представлена на рис. 6.6, где двум кривым спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru имеющим разный угол наклона, присущи два различных оптимальных объема производства продукции Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (проекции точки пересечения кривых Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и MC и точки пересечения кривых Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и MC на ось абсцисс), продающейся по одной и той же цене Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Рис. 6.6 — Разные объемы предложения

по одинаковым ценам

Третья ситуация, представленная в таблице к примеру 6.1, показывает, что комбинация «выпуск-цена», выбранная производителем, может зависеть не только от затрат на производство и реализацию продукции, но и от его целей. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить различные цели, например, такие, как максимизация выручки, прибыли или нормы прибыли. Выбор цели монополистом рассмотрен в примере 6.1.

Пример 6.1

Предположим, что отраслевой спрос задан функцией Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru а общие издержки описываются функцией Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Какой объем выпуска выберет фирма-монополист, стремясь к достижению следующих целей:

а) достижение максимальной выручки;

б) получение максимальной прибыли.

Решение.

1. Подставим в функцию отраслевого спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru выпуск, увеличенный на единицу: Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и так далее, и занесем данные в таблицу.

Q P TR TC Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru
–5
5 20
10 100 –5
–16

2. Рассчитаем выручку по формуле Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и занесем данные в вышеприведенную таблицу.

3. Рассчитаем общие затраты при изменении выпуска на 1, используя функцию издержек Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru : Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и так далее.

4. Рассчитаем совокупную прибыль по формуле Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и занесем данные в таблицу.

Анализ данных таблицы показывает, что, преследуя цель «получение максимальной выручки», монополист будет производить 10 единиц продукции, а при постановке цели «максимизация прибыли» — 5 единиц продукции.

Монополия, максимизирующая прибыль, всегда выбирает цену на участке эластичного спроса. Для доказательства этого положения представим предельную выручку в следующем виде:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

Тогда необходимое условие максимизации прибыли принимает вид

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

При Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru цена оказывается неопределенной величиной, а при Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru она меньше нуля. То и другое не имеет экономического смысла. Следовательно, монополия максимизирует прибыль только при Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

С целью получения все большей прибыли монополисты осуществляют ценовую дискриминацию: продажу однородной продукции в одно и то же время по разным ценам при неизменяющихся затратах на единицу продукции.

Различают три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) осуществляется, когда монополист знает кривую спроса каждого покупателя и устанавливает ему индивидуальную цену, равную его цене спроса. В этом случае потребительский излишек, равный площади треугольника Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (см. рис. 6.4) и достающийся покупателям на рынке совершенной конкуренции, теперь полностью переходит в распоряжение монополиста. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации этого вида является невозможность перепродажи товара покупателями.

Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист может продавать не каждую единицу продукции, а определенные порции, т. е. проводить ценовую дискриминацию второй степени. Правило проведения ценовой дискриминации второй степени вывел Г. Штакельберг: «Предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии — предельным затратам» [14], т. е. Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru , Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru , …, Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

Пример 6.2

Общие затраты фирмы-монополиста описываются функцией Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Отраслевой спрос на продукцию имеет вид Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Необходимо определить максимально возможный объем прибыли монополии при следующих условиях:

а) продажа всей продукции по единой цене;

б) разделение всего объема выпуска на партии, каждая из которых включает 4 единицы продукции.

Решение.

1. При отсутствии ценовой дискриминации максимальную прибыль найдем, опираясь на условие максимизации прибыли:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

2. Определим цену, по которой можно продать первую партию товара, и величину предельного дохода:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Следовательно, вторую партию товара нужно продать по цене Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

3. Для определения величины Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru с целью определения цены Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru нужно учесть, что после продажи первой партии товара линия спроса укоротилась:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Поэтому функция предельного дохода будет иметь вид Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

При Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru величина Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Следовательно, третью партию товара следует продавать по цене Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru четвертую — по цене Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

4. Рассчитаем общую прибыль при проведении ценовой дискриминации:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Вывод: осуществление ценовой дискриминации позволило монополисту получить прибыли на 75 ( Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ) денежных единиц больше.

В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене. Тем группам покупателей, чей спрос неэластичен, следует продавать подороже, а другим, чей спрос является более эластичным, — подешевле. Условием максимизации общей прибыли является следующая система уравнений:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам общего выпуска. Яркими примерами осуществления ценовой дискриминации третьей степени являются разные цены на электроэнергию для предприятий и населения, на билеты в театр для взрослых и детей и т. д.

Ценовая дискриминация первой и второй степеней увеличивает общественное благосостояние, поскольку она сопровождается увеличением выпуска продукции и более полным удовлетворением рыночного спроса. Воздействие ценовой дискриминации третьей степени на общественное благосостояние неоднозначно. Проведение ценовой дискриминации сокращает излишки потребителей, имеющих неэластичный спрос на товар, и увеличивает потребительские излишки у покупателей с эластичным спросом за счет роста объемов покупок.

Открытой монополии сохранять единоличные позиции на рынке с целью максимизации прибыли в течение долгого времени чрезвычайно дорого. В длительном периоде прибыли монополистов угрожает разработка товаров-субститутов (заменителей). Активность фирм, выпускающих товары-субституты, ведет к падению спроса на товары фирмы-монополиста. Необходимость защиты своих интересов вынуждает монополиста повышать производственные затраты в результате внедрения нововведений. Следовательно, в долгосрочном периоде равновесие фирмы может наступить при условии безубыточности производства. Открытая монополия может также установить несколько меньшую цену на новый товар. В этом случае прибыль будет ниже и не станет привлекать потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования[13].

Особое место в ряду фирм-монополистов занимают естественные монополии, когда при большом положительном эффекте масштаба производства нет смысла дробить предприятие на части. Естественными монополиями бывают: предприятия по обеспечению населенного пункта водой, электричеством, теплом; метрополитен; железная дорога и т. д. Чтобы обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей населения, государство, как правило, вмешивается в процесс ценообразования и устанавливает директивные цены. Первая директивная цена Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru будет установлена при пересечении кривой средних общих издержек Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и кривой спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru (рис. 6.7).

В этом случае монополист не получает экономической прибыли, но возмещает все издержки. Вторую директивную цену Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru государство может установить при пересечении кривой предельных издержек Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и кривой спроса Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru В этом случае объем производства будет больше (оптимальным с позиции общества), чем при первой цене, но цена будет ниже. Фирма вынуждена будет нести экономические убытки, которые будут компенсироваться государственными субсидиями [14].

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Рис. 6.7 — Директивные цены

и выпуск естественной монополии

Ввиду того что деятельность монополий вызывает неэффективное распределение ресурсов и резкую дифференциацию доходов, государство создает антимонопольное законодательство, направленное на запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства, ее роспуск или разъединение на ряд самостоятельных производств, преследование тайного сговора и др.

Олигополия

Олигополия — это вид рыночной структуры, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Для нее характерны следующие черты:

1) кривая спроса является более эластичной, чем при монополии, так как конкуренция между фирмами отрасли устанавливает более низкую цену и желающих купить данный товар будет больше;

2) на рынках продаются как однородные, так и дифференцированные товары;

3) высокие барьеры для вступления на рынок, связанные с экономией на масштабе производства. Например, в США в 1980-е годы в автомобильной промышленности минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. автомобилей в год;

4) способность удерживать цены в краткосрочном периоде неизменными, несмотря на колебания в спросе. Проведенные экономистами исследования деятельности фирм показывают, что кривые издержек в краткосрочном периоде имеют значительный горизонтальный участок. Это объясняется тем, что фирма заранее готовится к возможным колебаниям спроса и распределяет свое оборудование так, чтобы уменьшить или увеличить объем, но оставить неизменной цену.

Поведение олигополии на рынке всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила — это сговор фирм с целью установления фиксированных цен ради максимизации совокупной прибыли отрасли. Вторая сила — это некооперативное поведение, т. е. заинтересованность каждой фирмы в увеличении собственной прибыли, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли.

Эгоистические устремления каждой крупной фирмы в начале XX в. приводили к ценовым войнам. Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен может продолжаться до условия Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru т. е. до цены равновесия, характерной для совершенной конкуренции, когда экономическая прибыль станет равной нулю. Ценовые войны вынудили фирмы приходить к соглашениям, учитывающим возможные действия других фирм.

Фирма, планирующая изменить цену, должна всегда думать о реакции покупателей и конкурентов. Скорее всего, конкуренты будут реагировать в тех случаях, когда число производителей (продавцов) невелико и их товары схожи между собой. Если конкуренты на изменение цен реагируют всегда одним и тем же образом, то их действия можно предугадать. Но если конкурентов много и каждый из них поступает по-разному, то необходимо тщательно исследовать своих конкурентов и предугадать их ответные реакции.

В течение многих лет с момента появления олигополии экономисты пытаются теоретически обосновать реакцию одной фирмы на поведение другой. Статический анализ взаимоотношений двух фирм был предложен А. Курно. Согласно его теории каждая фирма устанавливает цену так, как будто она ожидает, что другая фирма отрасли оставит свою цену неизменной. Он графически изобразил кривые реакции одной фирмы на поведение другой и пришел к выводу, что цена устанавливается в пределах от монопольной до конкурентной цены.

Рассмотрим модель Курно на примере 6.3 [21].

Пример 6.3

Предположим, что предельные издержки двух производителей (А и В) в отрасли равны нулю, а их кривая рыночного спроса описывается уравнением Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru , где Q — совокупный объем производства обеих фирм (т. е. Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ). Допустим, что одна из фирм (В) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос обеспечивается фирмой А. При выборе объема производства, максимизирующего прибыль, фирма А решит производить 80 единиц товара, так как именно при этих условиях предельные издержки равны предельному доходу. При этом общий доход фирмы А будет составлять Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Преобразуем данное уравнение:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Раскроем скобки и получим завершенное значение выручки:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Предельный доход находим по формуле

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Приравнивая Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru к предельным издержкам (MC = 0), получаем кривую реакции фирмы А: Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru представленную на нижеприведенном рисунке.

Такие же расчеты для фирмы В дадут нам кривую реакции фирмы В: Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru . Теперь подставим в уравнение Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru значение Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и соответственно в уравнение Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru значение Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru . Это позволит определить равновесные объемы производства двух производителей:

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru , Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

Они составят 26,67 единиц у каждой фирмы.

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Равновесие Курно

Равновесие Курно устанавливается в точке Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru при пересечении кривых реакций фирм А и В. Каждая фирма производит по 26,67 штук товара. Общее количество товара составит 53,34 штук, а равновесная рыночная цена будет равна 26,67 денежным единицам ( Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ). Если фирмы договорятся, то они установят такие объемы производства, которые будут максимизировать совокупную прибыль.

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru или Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru

Найдем предельный доход как первую производную от общего дохода: Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru . Приравняем MR к MC.

При MC, равном нулю, совокупная прибыль максимизируется при выпуске, равном 40 ( Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ).

Следовательно, любое сочетание объемов производства Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru и Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru , которые при сложении дают 40, максимизирует совокупную прибыль. Кривая Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru называется контрактной кривой. Если фирмы соглашаются поделить прибыль поровну, они будут производить половину продукции каждая: Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru .

Таким образом, при договорном равновесии обе фирмы будут производить меньше и получать более высокие прибыли, чем при равновесии Курно.

Век спустя, в 1939 г. появилась теория изгибающейся кривой спроса, которая была предложена английскими экономистами Р. Холлом и К. Хитчем. Они считали, что каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит их, то ни одна фирма не последует ее примеру.

В 1944 г. Д. Нейман и О. Моргенштерн предложили свою версию экономического поведения двух фирм на основе теории игр. Они рассмотрели четыре ситуации при условиях, что издержки на единицу продукции в двух фирмах одинаковы и что если одна фирма увеличивает выпуск и продажу продукции, то другая должна уменьшить объем, так как спрос покупателей неизменен [3].

Ситуация 1. Фирмы договорились продавать продукцию по единой цене и получили наибольшую прибыль.

Ситуация 2. Одна из фирм попыталась увеличить прибыль за счет снижения цены на свой товар. Первая фирма в результате этих действий выиграла, вторая — потеряла, но общая прибыль в отрасли уменьшилась.

Ситуация 3. Такой же результат, но теперь инициатором снижения выступила вторая фирма.

Ситуация 4. Обе фирмы снизили цену на свой страх и риск, что привело к падению прибыли, как индивидуальной, так и общей.

Ученые пришли к выводу, что если между всеми участниками рынка достигнута договоренность об установлении единой цены и определенном объеме продаж, то олигополия вырождается в чистую монополию.

В реальной практике соглашения между фирмами трансформировались в следующие формы монополистических объединений:

картель — группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу рынков сбыта, объемов продукции и уровню цен при сохранении фирмами полной самостоятельности;

синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую продажную контору;

трест — объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, управление осуществляется из единого центра, а прибыль распределяется в соответствии с долевым участием в формировании капитала;

концерн — наиболее развитая форма объединения предприятий, которое осуществляется посредством системы участия, финансовых связей, личных уний. Входящие в концерн предприятия формально остаются самостоятельными, а фактически подчиняются единому центру.

Для характеристики уровня монопольной власти используются следующие показатели:

коэффициент концентрации рынка. Он показывает процентное отношение продаж четырех или восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объему продаж;

индекс Херфиндаля—Хиршмана НН (при его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли):

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ,

где n — число фирм в отрасли; Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru — доля каждой фирмы в отрасли.

В США высокомонопольной считается отрасль, в которой НН превышает 1800;

индекс Лернера Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru определяется по формуле

Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru ,

где Выбор цены и объема производства в условиях несовершенной конкуренции - student2.ru — эластичность спроса по цене на продукцию фирмы. При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равен нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, то коэффициент Лернера принимает значения от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть и тем дальше находится рынок от идеального состояния совершенной конкуренции.

Если возникают трудности с подсчетом MC, то в формуле MC заменяют на ATC. Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет находиться совокупная прибыль, а в знаменателе — выручка. Таким образом, высокая доля прибыли в совокупном доходе также может быть показателем монопольной власти.

Наши рекомендации