Расчет потребности во флоте
Расчету потребности во флоте предшествует разработка плана портового обслуживания.
План портового обслуживания разрабатывается на базе [4]. Продолжительность грузовой обработки ( ) и продолжительность валового времени обработки судов (составов) в порту ( ) определяются, соответственно, по выражениям:
, | (2.8) |
, | (2.9) |
где – судо-часовая норма загрузки (разгрузки) судна (состава) в рассматриваемом порту, т/ч;
– затраты времени на технические и технологические операции, соответственно, до и после грузовых работ, ч.
Результаты расчетов по плану портового обслуживания отражаются в табл. 2.9 по образцу:
Таблица 2.9
План портового обслуживания
Вид грузовой обработки | Род груза | Тип судна (состава) | Норма загрузки, т | Судо- часовая норма, т/ч | Продолжительность обработки, ч | Приме- чания | |||
до грузовых работ | грузовые работы | после грузовых работ | валовое время | ||||||
Порт Ахтубинск | |||||||||
Погрузка | Соль-ядро | Волго-Дон |
Результаты расчетов в графе «грузовые работы» округляются до целого числа в большую сторону.
В табл. 2.9 отражаются плановые затраты времени по судам (составам) и портам, которые являются начальными или конечными для рассматриваемого грузопотока в пределах всех сформированных грузовых колец.
При расчете плана портового обслуживания по составам в графе «Норма загрузки, т» указывается загрузка только одной секции (баржи) состава, и расчеты продолжительности грузовых работ ведутся также для одной секции (баржи).
План портового обслуживания используется при расчетах продолжительности кругового рейса (tкр) судна (состава) на каком-либо грузовом кольце:
, | (2.10) |
где - признак водного бассейна;
– затраты времени по судну (составу) в – м бассейне, соответственно, на ход с грузом, ход порожнем, на плановые стоянки в пути и валовую обработку в портах, ч.
Параметры принимаются в соответствии с [4, 5, 6, 13].
Значение продолжительности кругового рейса (tкр) рассчитывается в сутках (с точностью до двух знаков после запятой) и в часах (до целого числа с округлением в большую сторону).
В пояснительной записке приводятся расчеты продолжительности кругового рейса по какому-либо грузовому кольцу, а результаты расчетов по другим кольцам сводятся в табл. 2.10 по образцу.
Таблица 2.10
Расчет продолжительности круговых рейсов
Название грузового кольца и его элементы | Тип судна (состава) | Продолжительность элементов кругового рейса, ч | Продолжи- тельность кругового рейса | ||||||
ход с грузом | ход порожнем | всего ход | путевые стоянки | валовые стоянки в порту отправления | валовые стоянки в порту назначения | ч | сут. | ||
Ахтубинск-Пермь (соль) | Волго-Дон | * | * | * | * | * | |||
Пермь-Орел (пор) | * | * | * | ||||||
Орел-Волгоград (лес) | * | * | * | * | * | ||||
Волгоград-Ахтубинск (пор) | * | * | * | ||||||
Итого на грузовом кольце | * | * | * | * | * | * | * | * | |
… | … | … | … | … | … | … | … | … | |
Итого на грузовом кольце | * | * | * | * | * | * | * | * |
В табл. 2.10 знаком «*» зафиксировано положение расчетных величин того или иного элемента кругового рейса.
Число круговых рейсов nкрна грузовом кольце, ед.:
. | (2.11) |
Полученное значение представляется c точностью до одного знака после запятой.
Потребность во флоте на перевозках определяется в единицах судов (составов) ( ), тоннаже–сутках ( ) и сило-сутках ( ) по следующим выражениям:
, | (2.12) |
, | (2.13) |
. | (2.14) |
Коэффициент резерва на ненормируемые операции ( ) устанавливается по согласованию с преподавателем в пределах:
для грузового самоходного флота – 0,05 ¸ 0,08;
для составов – 0,06 ¸ 0,10.
Расчет потребности во флоте производится с точностью до одного знака после запятой с округлением в большую сторону.
В пояснительной записке приводится полный расчет потребности во флоте на каком-либо грузовом кольце, а результаты расчетов по другим грузовым кольцам сводятся в табл. 2.11 по образцу.
Таблица 2.11
Расчет потребности во флоте
Наименование грузового кольца | Тип судна (состава) | Частота отправления судов (составов), ед. / сут. | Период отправления судов (составов), сут. | Продолжительность кругового рейса, сут. | Число круговых рейсов, ед. | Размер судопотока, отпр. | Коэффициент резерва | Потребность во флоте по видам флота | |||||
единиц судов | тыс. тнж-сут. | единиц составов | тыс.тнж-сут. | единиц тяги | тыс.сило-сут. | ||||||||
Ахтубинск-Пермь (соль), Орел-Волго-град (лес) |
Заключительным этапом этого раздела является формирование плана (схемы) освоения грузопотоков (табл. 2.12).
Таблица 2.12
План (схема) освоения грузопотоков
Прямое направление | Обратное направление | Период отправления, сут. | Частота отправления, ед./сут. | Продолжительность кругового рейса, сут. | Число круговых рейсов, ед. | Потребность во флоте | Грузооборот, млн. ткм | |||||||||||||
Пункты | Род груза | Объем перевозок, тыс. т | Тип судна | Загрузка, т | Размер судопотока, отпр. | Пункты | Род груза | Объем перевозок, тыс. т | Загрузка, т | Размер судопотока, отпр. | единиц | тыс. тнж-сут. | ||||||||
отправления | назначения | отправления | назначения | груженый | порожний | |||||||||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Итого грузовые теплоходы | å | å | å | å | ||||||||||||||||
… | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Итого составы | å | å | å | å | ||||||||||||||||
Всего по схеме | å | å | å | å |
В табл. 2.12 объем перевозок и грузооборот на грузовом кольце рассчитываются по следующим выражениям:
, | (2.15) |
, | (2.16) |
где – соответственно, объем перевозок (в тыс. т) и грузооборот (в млн. ткм) на грузовом кольце;
– соответственно, расстояние перевозки грузов на грузопотоках прямого и обратного направлений в рамках грузового кольца, км;
г – признак грузопотока в обратном направлении, ;
Г – количество грузопотоков в обратном направлении.
Точность расчетов по формулам (2.15), (2.16) – до одного знака после запятой.
В этом разделе потребность во флоте и план освоения грузопотоков рассчитываются на первый (начальный) год прогнозного периода. В дальнейшем наличие флота корректируется по годам прогнозного периода с учетом выбытия судов и составов из эксплуатации в соответствии с их возрастными характеристиками.