Модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние

Тема 9. РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

9.1. Контрольные вопросы

1. Критерии классификации рыночных структур.

2. Сравнительная характеристика рынков совершенной и несовершенной

2.конкуренции.

3. Определение оптимального объёма выпуска по валовым показателям (модель

3.TRTC).

4. Определение оптимального объёма выпуска по предельным показателям (модель

4.MRMC).

5. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

6. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

7. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

8. Экономическая эффективность рынков совершенной конкуренции.

8.9.2. Основные понятия

9. Совершенная конкуренция

10. Несовершенная конкуренция

11. Чистая монополия

12. Двусторонняя монополия

13. Олигополия

14. Олигопсония

15. Дуополия

16. Монополистическая конкуренция

16.9.3. Тестовые задания

1. Поясните, какое из перечисленных ниже свойств отсутствует на рынке совершенной конкуренции:

а) однородность продукции;

б) мобильность ресурсов;

в) реклама;

г) большое количество покупателей.

2. Определите, как изменяется предельный доход конкурентной фирмы по мере роста объемов продаж:

а) не изменяется;

б) возрастает;

в) снижается быстрее цены;

г) снижается медленнее цены.

3. Какие из следующих видов издержек не принимаются во внимание при выработке решений об оптимальном объеме производства фирмы?

а) средние постоянные издержки;

б) средние переменные издержки;

в) средние совокупные издержки;

модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru

модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru

г) предельные издержки.

4. Оптимальный объем выпуска – это объем, который позволяет фирме:

а) максимизировать экономическую прибыль;

б) минимизировать убытки;

в) как максимизировать экономическую прибыль, так и минимизировать убытки; г) минимизировать издержки производства единицы продукции.

5. Принимая решение по оптимальному объему производства, конкурентная фирм, как и любая другая, должна производить такое количество продукции, для которого:

а) предельный доход равен предельным издержкам;

б) средний доход равен средним совокупным издержкам; в) средние совокупные издержки минимальны;

г) совокупный доход является максимальным.

6. Любая фирма производит оптимальный объем продукции, если:

а) ее предельный доход равен цене;

б) ее предельный доход равен средним совокупным издержкам;

в) ее предельная прибыль равна нулю;

г) ее предельные издержки равны средним совокупным издержкам.

7. Конкурентной фирме в краткосрочном периоде следует производить продукцию:

а) если вона получает экономическую прибыль;

б) если она получает только нормальную прибыль;

в) если она несет убытки, которые не превышают суммы их постоянных затрат; г) все ответы правильные.

8. Конкурентная фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки, производя объем продукции, для которого:

а) цена равна средним совокупным издержкам;

б) цена равна предельным издержкам;

в) предельный доход равен средним переменным издержкам;

г) предельный доход равен средним совокупным издержкам.

9. У конкурентной фирмы в положении равновесия:

а) MC=MR=P; б) AR=MR>P; в) P=AC–MC; г) MR=P–AR.

10.Предельный доход конкурентной фирмы превышает ее предельные издержки. Фирма может увеличить экономическую прибыль, если:

а) повысить цену на свою продукцию;

б) сократить объем производства;

в) увеличить объем производства;

г) снизить цену на свою продукцию.

11.Конкурентная фирма может минимизировать убытки в краткосрочном периоде:

а) путем закрытия, если цена меньше, чем средние переменные издержки;

б) производя оптимальный объем продукции, если цена превышает средние

совокупные издержки;

в) производя оптимальный объем продукции, если цена превышает средние

переменные издержки;

г) правильные ответы а) и в).

12.Если предельные издержки конкурентной фирмы превышают средние совокупные издержки при оптимальном объеме производства, то фирма:

а) максимизирует экономическую прибыль;

б) минимизирует убытки путем производства;

в) минимизирует убытки путем закрытия;

г) получает только нормальную прибыль.

13.Если цена на конкурентном рынке является недостаточной для покрытия средних совокупных издержек, то фирма должна:

а) немедленно остановить производство;

б) изменить технологию производства;

в) продолжить производство, пока цена покрывает все постоянные издержки;

г) продолжать производство на уровне, где Р=МС, если покрываются средние

переменные издержки.

14.Конкурентная фирма имеет тем больше шансов оставаться на рынке и продолжать работать в условиях убыточности:

а) чем большей является доля постоянных издержек в ее совокупных издержках; б) чем большей является доля переменных издержек в ее совокупных издержках; в) чем более высокими являются ее предельные издержки по сравнению с ценой

товара;

г) чем большей является доля средних переменных издержек в ее средних

совокупных издержках.

15.Сумма убытков конкурентной фирмы, которая прекращает производство в краткосрочном периоде:

а) равна переменным издержкам;

б) равна нулю;

в) равна постоянным издержкам;

г) равна совокупным издержкам.

16.В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, прекратит производство, если:

а) цена продукта ниже минимальных средних постоянных издержек;

б) цена продукта ниже минимальных средних переменных издержек;

в) цена продукта ниже предельных издержек;

г) общий доход не покрывает общих затрат фирмы.

17.Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с кривой:

а) средних совокупных издержек справа от кривой предельных издержек;

б) средних совокупных издержек слева от кривой предельных издержек;

в) предельных издержек выше минимума кривой средних переменных издержек; г) предельных издержек выше минимума кривой средних совокупных издержек.

18.Конкурентная фирма производит 500 ед. продукции. Издержки производства данного объема составляют: AVC=3 грн.; AFC=5 грн.; МС=4 грн. Рыночная цена продукции равна 6 грн. Фирме целесообразно:

а) увеличить объем выпуска для максимизации прибыли;

б) уменьшить объем выпуска для максимизации прибыли;

в) увеличить объем выпуска для минимизации убытков путем производства;

г) уменьшить объем выпуска для минимизации убытков путем закрытия.

19.Конкурентная фирма производит оптимальный объем продукции, для которого АТС составляет 8 грн., AVC – 5 грн., МС – 10 грн., и который обеспечивает совокупный доход в размере 5000 грн. Фирма производит:

а) 200 ед. продукции;

б) 500 ед. продукции; в) 625 ед. продукции; г) 1000 ед. продукции.

20.Состояние долгосрочного равновесия конкурентной фирмы характеризуется равенством:

а) P=AC=min MC;

б) P=MC=A VC;

в) P=min AC=MC; г) P=ATC=AVC.

9.4. Задания «верно/неверно»

1. Характерной особенностью рынка совершенной конкуренции является наличие большого количества различных товаров.

2. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска продукции не повлияет на размер прибыли фирмы.

3. Если кривая совокупного дохода фирмы лежит ниже кривой совокупных издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательное значение.

4. Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.

5. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равны цене.

6. Любая фирма производит оптимальный объем продукции при условии, что ее

6.предельная прибыль равна нулю.

7. Фирма временно приостанавливает производство, если ее совокупный доход

7.меньше чем переменные издержки.

8. Если кривая предельных издержек фирмы пересекает кривую ее средних

8.переменных издержек в точке, соответствующей 200 грн., то фирма остановит

8.производство при текущей цене продукта меньше 200 грн.

9. Конкурентная фирма в долгосрочном равновесии получает нормальную прибыль.

10. Долгосрочные средние издержки снижаются, когда они превышают долгосрочные

10.предельные издержки и минимизируются при условии АС=МС.

10.9.5. Задачи

Задача 1.

10.Совершенно конкурентная фирма наращивает объемы производства в

краткосрочном периоде от 0 до 10 ед. продукции. Ее постоянные издержки составляют 60 грн. Динамика переменных издержек представлена данными таблицы:

Задание:

1) рассчитайте совокупные, средние совокупные, средние постоянные, средние

переменные, а также предельные издержки фирмы; 55

модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru     Объем выпуска, ед.     модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru     модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru  
модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru Переменные издержки, грн.   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru   модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru

. 2) определите величины совокупного и предельного доходов, экономической прибыли (убытков) фирм для следующих рыночных цен: P1=60, Р2=40, Р3=30;

1. 3) с учетом расчетов постройте модель TRTC, определите оптимальные объемы выпуска и результаты деятельности фирмы при заданных значениях цены;

2. 4) с учетом расчетов постройте модель MRMC, определите оптимальные объемы выпуска и результаты деятельности фирмы при заданных значениях цены;

3. 5) с помощью модели MRMC определите краткосрочную кривую предложения фирмы.

Задача 2.

3.Для ситуаций, представленных ниже, нужно выбрать один из вариантов:

а) фирма останется в отрасли в краткосрочном периоде, но уйдет в долгосрочном

периоде;

б) фирма должна уйти из отрасли в краткосрочном периоде; в) фирмадолжнаостатьсявотрасливдолгосрочномпериоде; г) данных для ответа недостаточно.

Ситуация 1. P=4, Q=1000, FC=500, AVC=2,5;

Ситуация 2. P=12, Q=100, TC=1600, AVC=2, MC=12;

Ситуация 3. P=3, TR=300, FC=100, AVC=2;

Ситуация 4. Q=100, TR=300, FC=50, AC=4, MC=3;

Ситуация 5. P=30, FC=600, VC=800, AC=35;

Ситуация 6. TR=800, FC=100, AC=35, AVC=30, MC=45; Ситуация 7. P=12, Q=100, FC=150, VC=1650;

Ситуация 8. Q=100, TR=5000, MC=50, AVC=55, MC – возрастает.

Задача 3.

Краткосрочные общие затраты конкурентной фирмы описываются формулой: TC=Q3-8Q2+20Q+50. Определите, при каком уровне рыночной цены конкурентная фирма прекратит производство в краткосрочном периоде.

Задача 4.

Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Функция ее совокупных издержек имеет вид: TC=0,1Q2+15Q+10. Рыночная цена составляет 25 грн. за единицу. Определите, какой объем выпуска позволит фирме максимизировать прибыль.

Задача 5.

Долгосрочные общие затраты конкурентной фирмы описываются формулой: TC=Q3-10Q2+28Q. Определите, при каком уровне рыночной цены конкурентная фирма будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия.

9.6. Тематика рефератов

1. Недостатки совершенной конкуренции и «провалы рынка».

2. Монополии в экономической системе Украины.

3. Рынки олигополии в экономической системе Украины.

4. Рынки монополистической конкуренции в экономической системе Украины.

модуль 2. теория рыночных структур. экономическая эффективность и благосостояние - student2.ru

1. Экономическая эффективность функционирования предприятия в разных моделях рынка.

Тема 10. МОНОПОЛЬНЫЙ РЫНОК

10.1. Контрольные вопросы

1. Чистая монополия, ее характерные черты.

2. Виды монополии: закрытая и открытая монополия, административная монополия,

2.естественная монополия.

3. Определение цены и объёма производства на рынке монополии в краткосрочном и

3.долгосрочном периодах.

4. Монопольная власть и ее показатели (индексы Лернера и Херфиндаля–

4.Хиршмана).

5. Экономические последствия монополии.

6. Антимонопольное законодательство и обеспечение выполнения антимонопольных

6.законов.

7. Регулирование естественных монополий.

8. Экономическая сущность, условия образования и виды монопсонии.

9. Двусторонняя монополия.

10. Ценовая дискриминация, её виды и последствия.

10.10.2. Основные понятия

11. Экономическая монополия

12. Административная монополия

13. Природная монополия

14. Индекс Лернера

15. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

16. Антимонопольное законодательство

17. Монопсония

18. Ценовая дискриминация

18.10.3. Тестовые задания

1. Монопольный товар, т. е. товар, предлагаемый монополистом, как правило:

а) не имеет близких заменителей;

б) не нужно рекламировать;

в) требует больших затрат в производство; г) нет правильных ответов.

2. Фирма обладает монопольной властью, если она:

а) устанавливает цену на уровне предельных издержек;

б) следует за ценой, которую устанавливает лидер на рынке;

в) устанавливает цену на уровне средних переменных издержек; г) устанавливает цену, исходя из кривой спроса.

3. Примером естественной монополии является:

а) компания IBM;

б) журнал «Вопросы экономики»;

в) коммерческий банк «Укрсоцбанк»; г) городской метрополитен.

4. Какой рынок, скорее всего, будет монополией:

а) бензоколонка в сельской местности; б) рынок гвоздик;

в) рынок пшеницы;

г) продавец «Сникерса».

5. Что из нижеперечисленного является признаком только монопольного рынка:

а) один продавец или один покупатель; б) дифференциация продуктов;

в) большие постоянные издержки;

г) цена равна предельным издержкам.

6. Оптимальным объемом выпуска для фирмы-монополиста является объем, при котором:

а) цена равна минимуму средних совокупных издержек;

б) предельный доход равен средним совокупным издержкам;

в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) предельный доход равен средним переменным издержкам.

7. Монополист никогда не будет производить объем продукции, для которого EPD<1, поскольку в этом случае:

а) P>MC;

б) MR>0;

в) MC>MR;

г) P<A TC.

8. Монополист, который стремится максимизировать прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, пока:

а) предельный доход превышает предельные издержки;

б) снижаются предельные издержки;

в) снижаются средние совокупные издержки;

г) снижается спрос на его продукцию.

9. Как изменяется предельный доход монополии по мере роста объема продаж:

а) возрастает;

б) сокращается медленнее, чем цена; в) сокращается быстрее цены;

г) остается неизменным.

10. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше; б) максимизировать прибыль;

в) выбирать такой объем выпуска, при котором MR=P;

г) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

11. Монополист может получить экономическую прибыль:

а) только в краткосрочном периоде;

б) только в долгосрочном периоде;

в) никогда;

г) и в долгосрочном, и в краткосрочном периоде.

12. Фирма-монополист:

а) никогда не получает убытки, поскольку имеет рыночную власть;

б) может производить любой объем продукции и продавать ее по любой цене;

в) устанавливает на свою продукцию самую высокую цену из возможных4

г) с учетом кривой рыночного спроса определяет комбинацию объема выпуска и

цены, которая обеспечивает максимизацию прибыли. 58

13. В долгосрочном периоде монополист, в отличие от конкурентной фирмы:

а) не может изменить масштаб производства;

б) не может выйти из отрасли;

в) не заинтересован в изменении размеров предприятия;

г) защищен от конкуренции новых фирм, которые стремятся войти в отрасль.

14.Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля-Хиршмана:

а) отрицателен;

б) стремится к нулю;

в) стремится к единице;

г) тоже стремится к бесконечности.

15.Если индекс Херфиндаля-Хиршмана для отрасли высок, то это при прочих условиях означает, что индекс Лернера для фирм этой отрасли:

а) тоже высок;

б) стремится к нулю;

в) стремится к единице;

г) все предыдущее ошибочно.

16. Монопсонист, в отличие от конкурентного покупателя:

а) может купить любой объем продукции по любой цене; б) покупает товара меньше и по более низкой цене;

в) покупает товара больше и по более высокой цене;

г) покупает товара больше и по более низкой цене.

17. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям; б) различия в оплате труда по национальности или по полу;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на

потребительские товары;

г) повышение цены на товар более высокого качества.

18. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) сегментирует рынок;

б) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными

издержками;

в) монополизирует рынок;

г) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени.

19. Ценовая дискриминация имеет место в случае, когда единственный продавец на рынке:

а) продал апельсины респектабельному молодому человеку по 6 грн. за кг, а скромно одетой бабушке – по 3 грн. за кг;

б) продает пшеничный хлеб дороже, чем ржаной;

в) продает цейлонский чай по более высокой цене, чем грузинский; г) продав апельсины по 5 грн. за кг, а яблоки – по 3 грн. за кг.

20.Монополия может продать 10 ед. товара по цене 100 грн. за единицу, но для продажи 11 единиц она должна снизить цену до 99,5 грн. Предельный доход от продажи 11-ой единицы составит:

а) 94,5 грн.;

б) 99,5 грн.; в) 100 грн.;

г) 0,5 грн.

10.4. Задания «верно/неверно»

1. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

2. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальна.

3. Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее

3.регулирования со стороны правительства.

4. Монополия всегда выбирает объем выпуска в рамках эластичного отрезка кривой

4.спроса.

5. Монополия стремится установить цену так, чтобы предельный доход превышал

5.предельные издержки.

6. Монополист будет производить и продавать дополнительный объем продукции,

6.если MR>MC.

7. В долгосрочном периоде монополист производит объем, который минимизирует

7.долгосрочные средние издержки.

8. Любая ценовая дискриминация незаконна.

9. При ценовой дискриминации монополист устанавливает на сегменте с более

9.эластичным спросом более высокую цену, чем на сегменте с менее эластичным

9.спросом.

10. Монополист, который реализует политику ценовой дискриминации, может

10.увеличить свою прибыль за счет захвата излишка потребителя.

10.10.5. Задачи

Задача 1.

10.Спрос на продукцию фирмы–монополиста задан уравнением: Р=40-Q. Функция

издержек фирмы имеет вид: TC=50+Q2.

Определите:

1) объем производства, который позволяет монополии максимизировать прибыль; 2) величинуэкономическойприбылифирмы.

Задача 2.

Модель простой монополии описывается следующей системой уравнений: QD=5-P; TC=0,5+2Q; MC=10+Q.

Определите:

1. 1) объем производства и цену, которые обеспечивают монополисту максимизацию

1.экономической прибыли, а также величину экономической прибыли;

2. 2) объем производства и цену, которые обеспечивают монополисту максимизацию совокупного дохода; какой будет величина экономической прибыли в этом

2.случае?

Задача 3.

2.Модель чистой монополии описывается следующими равенствами: TR=100Q-

Q2, MC=10+Q. Определите объем производства и цену продукции, если:

1. 1) фирма функционирует как чистая монополия;

2. 2) фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции;

3. 3) сравните полученные результаты и сделайте выводы о последствиях

монополизации производства.

Задача 4.

Пусть функция издержек фирмы-монополиста равна TC=Q2+60. Функция спроса на товар фирмы: QD=30-2P. Определите объем производства, цену, общую выручку, экономическую прибыль монополиста и его монопольную власть.

Задача 5.

В отрасли действуют пять фирм с объемами выпуска 2, 3, 5, 10 и 20% от общего выпуска отрасли. Остальной выпуск производится мелкими фирмами, каждая из которых имеет не более 1% продаж. Произведите необходимые расчеты и на их основании сделайте вывод относительно степени монополизации отрасли.

10.6. Тематика рефератов

1. Монопсония: проявления и роль в экономике Украины.

Наши рекомендации