Модуль 3. анализ рыночных структур

Комплексная цель модуля №3: выявить принципиальные различиякатегориального представления типов рыночных структур. Приобрести навыки расчета критериального разграничения типов рыночных структур и расчета показателей, составляющих прикладной аспект функционирования рыночных структур, относящихся к несовершенным.

Учебная задача:в этом модулеосновное внимание уделено рассмотрению особенностей различных рыночных структур. В ходе изучения тем этого модуля также будут рассмотрены проблемы монополизации рынка, олигополистического взаимодействия между фирмами, преимущества и недостатки монополий для общества, основы антимонопольной политики государства.

Тема 6. Совершенная конкуренция

Программная аннотация

Рыночная структура. Основные черты и классификация. Идеальный и реальный рынок.

Совершенная конкуренция. Признаки совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доходы. Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы.

Совершенная конкуренция в краткосрочном периоде. Случаи максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия фирмы (сопоставление предельных параметров). Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы и отрасли.

Совершенно конкурентная фирма и отрасль в долгосрочном периоде. Предпосылки входа в отрасль и выхода из нее. Равновесие фирмы и отрасли. Условия производственной и эффективности распределения ресурсов.

Планы семинарских занятий

Занятие 1

1.Признаки рынка совершенной конкуренции.

2.Совершенная конкуренция в краткосрочном периоде.

3.Кривая предложения фирмы

Занятие 2

1.Совершенная конкуренция в долгосрочном периоде.

2.Равновесие фирмы и отрасли.

3.Эффективность рынка: производственная, распределения ресурсов.

Задания

№1. Цена продукции конкурентной фирмы равна 34. Средние издержки фирмы равны модуль 3. анализ рыночных структур - student2.ru .

А) При каком объеме выпуска фирма несет убытки в долгосрочном периоде?

Б) Найдите равновесный объем выпуска и максимальную прибыль.

№2. Фирма действует в условиях совершенной конкуренции на рынке товара и стремится максимизировать свою прибыль. Решите задачи, заполнив пустые клетки таблицы и используя данные, приведенные в ней:

  TC P Q П AC
4q+2q3      
5q+4q2      
25+q2      
8q+3q2      

№3. В конкурентной отрасли действуют 24 одинаковых фирмы. Общие издержки каждой из них в короткий период модуль 3. анализ рыночных структур - student2.ru . Спрос на продукт отрасли составляет величину модуль 3. анализ рыночных структур - student2.ru . Что произойдет в отрасли в долгосрочном периоде? (Сколько фирм будет работать в отрасли?)

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М. И др. Микроэкономика. Т. 2. – СПб., 1994. – Гл.9.

2. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика. – СПб., 1994. – Гл. 7.

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. – М.: «Дис», 1997. – Гл.9.

4. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой – Киров: «АСА», 2004. – Гл.6.

5. Микроэкономика: практический подход: учебник /Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. – М.: КНОРУС, 2004. – Гл.5.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.:НОРМА, 2008. – Гл. 6, 7.1.

7. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ. – М.: Эксмо, 2005. – Гл.7.

8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: «Дело», 2001. – Гл.8, 9.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалези Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Гл.9, 10.

10. Шимко П.Д. Экономика. Практикум: Учеб. пособие / П.Д. Шимко. – М.: ВШ., 2006. – Гл. 2 (параграф 2.2).

11. Экономическая теория. Микроэкономика 1, 2 / Под ред. Г.П.Журавлевой. – М., 2004. – Гл.12, 19.

12. Экономическая теория: экзаменационные ответы / Под ред. О.С.Белокрыловой. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – Гл. 2.6.

Дополнительная литература

1. Любецкий В.В. Экономика в таблицах и схемах / В.В. Любецкий. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 51-54.

2. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс //Теория фирмы. – СПб., 1995.

3. Третьяк В.П. Экономика отраслевой организации рынков: Учебное пособие. – М., 2005.

Наши рекомендации