Экономическая эффективность функционирования различных рыночных структур

«Что производить?»

В условиях совершенной конкуренции, производство ведется до точки, где цена, по которой потребитель готов купить последнюю произведенную единицу, равна альтернативным издержкам ее производства. Все возможные выгоды, получаемые от торговли, полностью реализуются в форме излишков потребителей и производителей.

В условиях монополии производство прекращается, не достигнув этой точки. Обратите внимание на возникающие различия:

1. Излишек потребителя меньше.

2. Излишек производителя в условиях монополии больше.

3. В условиях монополии суммарные излишки потребителя и производителя меньше - есть чистые общественные потери («дедвейт-убытки» - термин используется для обозначения любого экономического блага, утраченного одной стороной, и не полученного при этом другой), т.е. потенциальные преимущества, которые могли быть получены от торговли, в условиях монополии не достаются никому, полностью растрачиваясь.

Но и в условиях монополии, есть возможность сократить эти чистые потери (ценовая дискриминация).

«Как производить?»

В условиях совершенной конкуренции в ситуации равновесия вся выпущенная продукция производится с наименьшими возможными долгосрочными средними издержками.

В условиях монополии, точка равновесного выпуска может оказаться в любой части кривой долгосрочных издержек, т.е. монополия не претендует на минимизацию средних совокупных издержек, в этом смысле она экономически менее эффективна, чем совершенная конкуренция.

Насколько серьезно эта неэффективность зависит от конкретных обстоятельств:

-в случае естественной монополии, равновесие устанавливается при объеме выпуска, при котором фирма еще получает экономию на масштабах производства. Распределение выпуска продукции между двумя и более фирмами приведет к сокращению объема и увеличению издержек. Следовательно, несмотря на то, что естественная монополия осуществляет производство, объем выпуска которого ниже эффективного, ее издержки все-таки наименьшие из всех возможных при данном спросе на продукт.

- стремление к минимизации есть и у открытой монополии. Она не смогла бы выжить в долгосрочной перспективе, если бы продолжала действовать с издержками более высокими, чем у фирм, стремящихся прорваться на рынок. Издержки закрытой монополии могут быть исключительно высокими на сохранение барьеров - не увеличивают ни объем выпуска, ни степень удовлетворения потребителей.

Обратите внимание на противоречивый характер НТП в различных рыночных структурах:

- у монополии по сравнению с совершенно конкурентной фирмой больше побудительных мотивов и средств к тому, чтобы осуществлять инвестиции, исследования и разработки, нацеленные на снижение издержек (внедрение новой техники и технологии), т.е. постоянные новации представляют собой барьер для вступления конкурентов в отрасль;

- обратная тенденция - отсутствие конкурентов - отсутствие стимулов к техническим усовершенствованиям, а также есть возможность скрыть нововведения в целях избежания потерь от морального износа уже действующего оборудования.

"Для кого?" (распределение дохода)

Монополия способствует неравенству в распределении дохода. Благодаря рыночной власти, монополии назначают более высокую цену, чем это сделала бы чисто конкурентная фирма с такими же издержками: фактически монополия в состоянии облагать «частным налогом» потребителей и получать экономическую прибыль, одна часть общества имеет возможность обогащаться за счет остальной части. Но монополия не является ни необходимым, ни достаточным условием неравенства.

Государственная политика в отношении монополий была противоречива, демонстрировала как примеры их поддержки (в Германии начала века), так и ограничения. Однако постепенно была осознана необходимость государственной поддержки конкурентных начал, что послужило основой антимонопольного регулирования.

Основные направления антимонопольной политики можно представить следующим образом[36]:

1. Ограничения, связанные с масштабами производства.

2. Запрет крупнейшим фирмам держать существенную долю акций других предприятий, что связано с разрешительной политикой государства в сфере слияний и поглощений.

3. Собственно антикартельное законодательство, запрещающее сговоры по поводу установления цен.


Наши рекомендации