ОСНОВНЫЕ МакроЭКОНОМИЧЕСКИЕ показатели
ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
I. Дать определение понятиям:
1. Макроэкономика – это ___________________________________
2. Домохозяйства – это _________________________________
3. Агрегатные рынки – это _____________________
4. Инструменты макроэкономической политики – это
_____________________
5. Политика доходов – это _____________________
6. Внешнеэкономическая политика – это ______________
7. Торговая политика – это _______________
8. Метод макроэкономики – это _______________
II. Вопросы для размышления.
1. Кто является основоположником современной макроэкономической теории? Чему посвящен данный раздел экономики?
____________
2. А) В отличие от микроэкономики макроэкономика изучает не
модели, а реальные экономические системы.
Б) В макроэкономике рассматривается производство на уровне
целых отраслей, а не отдельных фирм-производителей.
Какое из утверждений верное? Обоснуйте свой ответ
____________
3. Проведите сравнительный анализ микроэкономики и макроэкономики с точки зрения предмета исследования и применяемых методов. Что их объединяет? В чем особенности макроэкономического подхода?
____________________________
4. Перечислите основные макроэкономические субъекты и поясните, что поставляет и потребляет каждый из них.
_____________________
5. Вспомните общенаучные методы исследования. Назовите основной метод макроэкономики и поясните его сущность.
_____________________
III. Задачи / упражнения.
1. Рассмотрите нижеприведенную схему.
А) Чему будет равна сумма всех доходов экономического субъекта? (относительно другого экономического субъекта)
Б) В экономике величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине расходов (или доходов) домашних хозяйств. Из чего при этом состоят суммарные расходы домашних хозяйств?
2. Прочитайте статьи из еженедельника The Economist об индексе биг мака. Сеть ресторанов «Макдональдс» работает по всему миру. Было обнаружено, что относительные цены биг маков в разных странах лучше объясняются средней стоимостью жизни, чем обменным курсом. Объясните, почему, по-вашему мнению, это может иметь место
_________________________________
3. Продумайте и обозначьте на графике, какие части модели круговых потоков связаны с потоками продуктов и денежных средств при экономических процессах и видах деятельности, которые вы осуществляли в течение последних суток.
__________________________________
4. Изобразите модель круговых потоков с участием государства для открытой экономики.
Тестовые задания
1.Исследованием чего занимается макроэкономика?
А) Поведения домашних хозяйств, фирм, отдельных производителей и потребителей;
Б) Причин инфляции, безработицы, системы денежного обращения, и равновесия экономической системы в целом;
В) Проблем реализации продукции и повышения эффективности производства;
Г) Использования факторов производства и формированием государственного бюджета.
2.Сектор заграница осуществляет следующие виды экономической активности:
А) Осуществление займов на финансовых рынках;
Б) Финансовые операции;
В) Потребляет;
Г) Экспорт и импорт товаров и услуг;
Д) Инвестирует.
3. Домашнее хозяйство реализует следующие виды экономической активности:
А) Инвестирование средств;
Б) Поставляют факторы производства на соответствующие рынки;
В) Предъявляют спрос на факторы производства;
Г) Сберегают;
Д) Потребляют
4.Изучением каких вопросов занимается макроэкономика:
1) ценообразование на отдельные товары и услуги;
2) взаимодействие реального и денежного секторов экономики;
3) анализ причин инфляции и безработицы;
4) оптимальное размещение ресурсов.
5.Какой из перечисленных ниже методов является основным специфическим методом в макроэкономике:
1) системно-функциональный анализ;
2) экономико-математическое моделирование;
3) сочетание исторического и логического подходов;
4) агрегирование.
6.Школа экономической мысли, сторонники которой утверждают, что расстройства в денежном секторе являются главной причиной нестабильности экономики, это:
а) кейнсианцы
б) монетаристы
в) экзистенциалисты
г) новые кейнсианцы
7.Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;
г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.
V. Контрольные вопросы
1. В чем особенности предмета макроэкономики и его отличия от предмета микроэкономики?
____________
2. Какие ученые и экономические школы внесли наиболее существенный вклад в развитие макроэкономики?
_____________
3. Основные проблемы макроэкономики.
____________
4. Что является предметом макроэкономики?
____________
5. Назовите специфические методы макроэкономики, чем они отличаются от общих?
___________
6. Охарактеризуйте основные макроэкономические инструменты
___________
ОСНОВНЫЕ МакроЭКОНОМИЧЕСКИЕ показатели
I. Дайте определение понятиям:
1. Система национальных счетов - это
____________________________________________________
_________________________________
2. Валовый внутренний продукт - это
_____________________
3. Рыночная стоимость - это
_____________________
4. Конечные товары и услуги – это
_____________________
5. Дефлятор – это
_____________________
6. Валовый национальный продукт – это
_____________________
7. Чистый национальный продукт – это
_____________________
8. Чистые факторные доходы –
_____________________
9. Национальный доход –
_____________________
10. Национальное богатство –
____
___________________________________________________________________
____
II. Вопросы для размышления
1. Верны ли следующие утверждения, аргументируйте ответ:
а) Увеличение излишка торгового баланса способствует росту внутренних инвестиций.
б) Рост объемов экспорта означает увеличение притока капитала из-за рубежа.
в) Если внутренние инвестиции превышают величину национальных сбережений, страна сталкивается с проблемой дефицита торгового баланса?
______
______________
______
______
2. В современной экономике люди не хранят все свои сбережения в финансовых активах. Всегда некоторая их часть остается в наличности, а значит, недоступна для фирм, испытывающих потребность в инвестиционных средствах. Проанализируйте, как изменятся потоки доходов и расходов всех секторов экономики на нескольких циклах кругооборота с учетом этого факта.
__________________________________________
3. В какой экономической системе ВНП будет равен ВВП? Открытой или закрытой? Если они не равны, то величиной чего ВНП будет отличаться от ВВП?
_____________________
III. Задачи / упражнения
1. Из предложенного списка определить, что будет относиться к конечной продукции, а что к промежуточной:
Мука, бананы, ткань льняная, хлеб, зерно, древесина, автозапчасти, молоко, огурцы, выращенные на грядке, прокат стальной, шкура овец, картонная коробка, табак, этиловый спирт, кожа крокодила.
2. Что не включается в ВНП страны:
а) бабушка продает на рынке свои овощи с огорода,
б) продажа партии сока в магазине,
в) мастер сам себе починил автомобиль,
г) дружеская помощь соседу починить забор,
д) предоставление услуг стоматолога в поликлинике,
е) стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой».
Задача
Даны следующие макроэкономические показатели, млрд. долл.:
Таблица 1.
1. | Индивидуальные налоги | 11. | Стоимость потреблённого капитала | ||
2. | Чистые частные внутренние инвестиции | 12.. | Государственные закупки товаров и услуг | ||
3. | Нераспределённая прибыль корпораций | 13. | Потребительские расходы | ||
4. | Трансфертные платежи | 14. | Арендная плата | ||
5. | Экспорт | 15. | Доходы от собственности | ||
6. | Прибыль корпораций | 16. | Проценты по государственным ценным бумагам | ||
7. | Импорт | 17. | Косвенные налоги на бизнес | ||
8. | Доходы, полученные иностранцами | 18. | Дивиденды | ||
9. | Заработная плата | 19. | Процентные платежи | ||
10. | Взносы на социальное страхование | 20. | Доходы, полученные за рубежом |
а) В соответствии с таблицей № 1 рассчитать ВВП по расходам и по доходам, сравнить результаты.
б) Рассчитать чистые факторные доходы. Зная ВВП и величину ЧФД, определить размер ВНП.
Задача
Экономика страны характеризуется следующими показателями:
Год | Номинальный ВВП, млрд. дол. | Дефлятор ВВП, % к 1995 г. |
Определить:
а) реальный ВВП 1997 года в ценах 1995 г.,
б) реальный ВВП 1998 года в ценах 1995 г.
Задача
Ниже представлен график, показывающий кривую Лоренца. Что она отражает? Чем представлена теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода? Какая существует зависимость между населением и его доходами?
IV. Тестовые задания
1. Потребительские расходы домохозяйств учитываются при исчислении валового внутреннего продукта методом:
1. Доходов и расходов;
2. Доходов;
3. Расходов;
4. Добавленной стоимости.
2. К экономическим операциям в системе национальных счетов не относятся:
1. Математические операции в исследовании макроэкономических величин;
2. Операции с товарами и услугами;
3. Операции распределения;
4. Финансовые операции.
3. В валовой внутренний продукт, рассчитанный по потоку расходов, не включается:
1. Чистые частные внутренние инвестиции;
2. Государственные закупки товаров и услуг;
3. Зарплата наемных работников;
4. Чистый экспорт товаров.
4. Трансфертные платежи представляют собой выплаты:
1. Транснациональными корпорациями правительству;
2. Домохозяйствам, не обусловленные предоставлением с их стороны товаров и услуг;
3. Домохозяйствам за предоставление каких-либо услуг;
4. Учитываемые при расчете валового внутреннего продукта.
5. Индекс цен может быть использован для того, чтобы:
1. Оценить различия между структурой производства в данном и предыдущем году;
2. Оценить различия в рыночной стоимости «товарной корзины» двух различных временных периодов;
3. Оценить различия в уровнях цен двух разных стран;
4. Оценить разницу между уровнем оптовых и розничных цен;
5. Все перечисленные ответы неверны.
6. Зарплата учитывается при расчете:
1. ВНП по методу потока доходов;
2. ВНП по методу потока расходов;
3. Чистого экспорта;
4. Чистых субсидий государственным предприятиям.
7. При расчете национального дохода и национального продукта нельзя суммировать:
1. Потребительские расходы и личные накопления;
2. Чистые инвестиции и потребительские расходы;
3. Прибыли корпорации и процентные платежи предпринимателей за кредит;
4. Правительственные закупки, зарплату и жалованье.
8. Все перечисленное является запасом за исключением:
1. Государственного долга;
2. Личного богатства;
3. Инвестиции;
4. Недвижимости.
9. Гражданин России временно работает в США в американской частной фирме. Его доходы включаются в:
1. ВНП России и ВВП США;
2. ВВП России и ВНП США;
3. ВНП России и ВНП США;
4. ВНП США и ВВП США.
10. Какие из видов доходов не учитываются при подсчете ВНП:
1. Проценты по облигациям автомобильной компании;
2. Арендная плата за сдачу собственной квартиры;
3. Пенсия полицейского;
4. Зарплата государственных служащих.
11. В системе национальных счетов в понятие инвестиций не включается:
1. Покупка фирмами нового оборудования;
2. Покупка акций на фондовой бирже;
3. Покупка человеком нового дома;
4. Увеличение запасов фирмы.
V. Контрольные вопросы
1. Чем отличаются номинальный ВВП и реальный, фактический и потенциальный?
____________________
2.Какие существуют основные методы измерения валового внутреннего и национального продукта, охарактеризуйте их.
____________________
3.Как можно посчитать чистый внутренний продукт, национальный доход и располагаемый доход, зная объем ВВП?
_____________________
4.При каком условии ВНП страны будет равен ВВП?
____________________
5.Какая связь между чистым национальным продуктом и валовым национальным продуктом?
___________________
6.В чем выражается реальный валовый внутренний продукт?
____________________
7.В чем выражается номинальный валовый внутренний продукт?
_____
______________
8.Какими способами можно измерить ВВП и ВНП?
_____________________
МОДЕЛИ МАКРОРАВНОВЕСИЯ
I. Дайте определения понятиям:
1.Совокупный спрос – это
____________________
2.Кривая совокупного спроса – это
____________________
3.Совокупное предложение – это
_____________________
4.Прямая совокупного предложения – это
_____________________
5.Неценовые факторы совокупного спроса и предложения – это
_____________________
6. Равновесный уровень реального ВВП – это
____________________
7.Макроэкономическое равновесие – это
___________________
8.Идеальное равновесие – это
_____________________
9.Реальное макроэкономическое равновесие – это
_____________________
10. Частичное равновесие – это
_____________________
11. Полное (общее) равновесие – это
____________________
II. Вопросы для размышления
1. Как называется и что означает ситуация, когда AD=AS? Поясните относительно потребителя и производителя.
_____________________
2. Перечислите основные модели макроэкономического равновесия. К какой из них Вы склоняетесь в большей степени? Поясните свой ответ.
____________________
3. Какие виды равновесия Вам известны? Укажите особенности каждого из них.
____________________
4. В какую (-ие) примерно историческую (-ие) эпоху (-и) были разработаны основные модели макроравновесия?
_____________________
III. Задачи / упражнения
1. Как отразится на совокупном предложении:
- рост сбережений - рост государственных расходов
- рост импорта - рост налогов
- рост экспорта - рост потребления домашних хозяйств
- рост уровня цен - рост заработной платы
_____________________
_____________________
2. В таблице задана кривая совокупного предложения. Постройте ее график. Что вы сможете сказать:
а) о величине потенциального ВВП
б) об уровне цен Р1 и Р2
в) об объеме национального производства Q?
Р | 1,6 | 1,8 | 2,2 | 1,6 | 2,4 | Р1 | Р2 | 1,7 |
AS | Q |
____________________________
3. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств в стране в процентном отношении к предыдущему году составило: в 1997 году – 101,4%; в 1998 году – 94,7%; в 1999 году – 106,4%; в 2000 году – 110,0%; в 2001 году – 105,0%. Как такая динамика влияла на совокупный спрос и совокупное предложение?
____________________________
Задачи
1. Расходы домашних хозяйств на потребление составляют 960 у. е. Государственные расходы (на ВНП) равны 270 у. е. Импорт составляет 70, экспорт – 75 у. е. Инвестиционные расходы на расширение бизнеса – 246 у. е., амортизация равна 140 у. е. Определите совокупный спрос.
_______
_____________________
2.Найдите равновесие в экономике, если совокупный спрос и совокупное предложение имеют следующие значения:
Объем национального производства, на который предъявлен спрос (млн.долл) | Уровень цен | Объем национального производства, предложенный для продажи (млн.долл) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
__________________________
____________________________
IV. Тестовые задания
1. Кривая совокупного спроса выражает взаимосвязь между:
а) уровнем цен и запланированными потребительскими расходами домохозяйств;
б) уровнем цен и запланированными фирмами, домохозяйствами и государством расходами на покупку конечных товаров и услуг;
в) уровнем цен и запланированным фирмами реальным объемом производства конечных товаров и услуг;
г) уровнем цен и фактическими совокупными расходами на покупку конечных товаров и услуг.
2. Совокупный спрос не включает:
а) спрос со стороны государства;
б) потребительский спрос;
в) чистый импорт;
г) чистый экспорт;
д) инвестиционный спрос.
3. Классический участок кривой совокупного предложения соответствует состоянию экономики, в котором:
а) имеется высокий уровень безработицы;
б) невозможно добиться увеличения объема производства без увеличения уровня цен;
в) фактический ВВП равен потенциальному;
г) невозможно добиться увеличения численности занятых без увеличения уровня заработной платы.
4. В кейнсианской модели общего экономического равновесия
а) всегда существует неполная занятость;
б) увеличение предложения денег всегда сопровождается увеличением реального НД;
в) в состоянии общего равновесия сумма инвестиций, государственных расходов и экспорта всегда равна сумме сбережений, налогов и импорта;
г) кривая совокупного спроса всегда имеет отрицательный наклон.
5. Если совокупный спрос превышает совокупное предложение, то для достижения равновесия необходимо:
а) изменить объем производства;
б) повысить цены;
в) расширить выпуск продукции;
г) все ответы неверны.
6. Модель общего макроэкономического равновесия раскрывает
а) причины колебаний экономической активности;
б) условия достижения равновесие на отдельных рынках;
в) условия достижения равновесие на всех национальных рынках;
г) условия устойчивого равновесного роста экономики.
7. Что следует отнести к макроэкономическим причинам «левостороннего» смещения кривой совокупного спроса в России в годы современных экономических реформ?
а) падение объема производства;
б) конверсия производства;
в) падение жизненного уровня населения;
г) кардинальное сокращение инвестиций в производство.