Экономических систем и их краткая характеристика
Экономические цели участников экономической системы по- разному реализуются, в зависимости от типа системы. В настоящее время известны следующие типы :
- основанные на традициях и обычаях ( традиционная экономика)
-основанные на рыночном механизме ( рыночная экономика);
-основанные на государственном принуждении ( командно-административная экономика);
Традиционное обществоосуществляет распределение благ согласно нормам и традициям, установленным государством, церковью, другими авторитетными организациями.
Традиции и обычаи играли большую роль на ранних ступенях развития: в древнем и средневековом обществе. Традициями определялся род занятий, социальное положение человека в обществе, т.е. его взаимоотношения с другими людьми и государством. Носителем традиций выступало само государство с системой наказаний и поощрений, церковь, цеха и другие коллективные институты. Сегодня традиционалистские общества представлены в основном странами с низким уровнем развития, например, сильно исламизированные арабские страны или же находящиеся на стадии родо-племенного развития страны Африки. Однако, традиции играют большую роль и в механизме действия высокоразвитых стран, обусловливая национальную специфику тех или иных институтов, экономические мотивации субъектов, менталитет индивидов.
Влияние традиций заметно на рынках труда (поло-возрастная и территориальная специализация), на финансовых рынках ( соотношение между денежными рынками и рынками капитала в разных странах). Например, традиционным способом сбережений в США является вложение средств в акции, а также недвижимость, тогда как в Европе больше развиты банковские сбережения. Национальная норма сбережений населения европейских стран значительно ниже аналогичного показателя в странах Азии.
Рыночная экономика возникла на определенном этапе социально-экономического развития и с тех пор претерпела существенные качественные изменения. В основе экономики рыночного типа лежат общественное разделение труда и частная собственность на средства производства. Именно они в совокупности обеспечивают обмен благами на рыночной основе.
Разделение труда не только обусловливает обмен, но и позволяет существенно повысить эффективность производства, поскольку распределяет труд между теми сферами деятельности, в которых он будет наиболее производительным, где с наибольшей отдачей будет использована квалификация работника. В результате ни одна фирма, ни одно государство не занимаются производством всех необходимых им продуктов, а специализируются на тех видах деятельности, в которых имеют сравнительное преимущество.
Частная собственность как предпосылка рыночного обмена обеспечивает индивиду власть над условиями производства и результатам и труда, что является могучим стимулом творческой, заинтересованной деятельности. Институт частной собственности, как уже об этом говорилось выше, сформировался на основе редкости, ограниченности благ и является единственно возможным инструментом решения противоречия между потребностями людей в этих благах и их доступным количеством. Именно редкость благ обусловливает необходимость и возможность обмена ими на рынке между отдельными индивидами, группами людей или государством.
В условиях добровольного обмена люди максимизируют свое благосостояние в наивысшей степени, в силу чего рыночная экономика является наиболее эффективным способом координации хозяйственной деятельности. Однако действие рыночного механизма сопряжено с так называемыми «провалами», т.е. несовершенством рыночного механизма. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций.
1. Монополия на рынке некоторых благ, нарушающая принципы свободной конкуренции, когда действие механизма цен искажается заинтересованными лицами;
2. Несовершенная (ассиметричная) информация, обусловленная разной осведомленностью о свойствах благ для потребителей и производителей; доступом к технологиям различных групп производителей; ограниченностью знаний об экономической ситуации различных субъектов рынка и др.
3. Внешние эффекты или экстерналли (англ, externalities), т.е. прямые, неопосредованные рынкомвоздействия одного экономического субъекта на результаты деятельности другого. В числе наиболее часто упоминаемых отрицательных эффектов обычно называют загрязнение окружающей среды ,технологическую безработицу, профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве..
4. Недостаточный объем производства общественных благ, в том числе услуги образовательной, медицинской правоохранительной систем, т.е. социальная инфраструктура, финансирование которой осуществляется, главным образом из средств государственного бюджета.
Следует отметить, что конечной целью рыночной системы является эффективность, а не социальная справедливость. Эффективным в рыночной экономике считается такое размещение ресурсов, которое максимизирует доходы участников при наименьших затратах ресурсов. Сторонники рыночной справедливости - либертаристы (англ.lliberty–свободный) полагают, что распределение, являющееся результатом действия сил конкурентного рынка, есть в то же время и наиболее справедливое, поскольку ресурсы принадлежат лицам, способным использовать их наиболее рационально.
Наконец существует нерыночный способ распределения ресурсов, основанный на использовании власти- это вполне видимая рука государства или власть. Такая экономика называется командно-административнойили центрально-управляемой. В этом случае обмен заменяется распределением экономических благ. Основная функция государства в этом случае регулировать цены или даже их назначать. Это лишает цены гибкости, информационного содержания, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Целевая функция общества состоит в равномерности распределения экономических благ, обеспечении действия принципов социальной справедливости.
Громоздкость, неповоротливость государства госмеханизма чревата бюрократизмоми коррупцией. Бюрократизм сопоставим как экономическая проблема с провалами рынка. Поборниками системы с сильным государством традиционно выступали немецкие экономисты и философы: И.Г.Фихте, Ф.Лист, А.Мюллер, В.Ойкен.
Экономические системы большинства развитых стран являют собой модели смешанной экономики, в которой переплетены элементы разных хозяйственных систем, а также действуют национальные институты и традиции. Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже ХIХ-ХХ вв., отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период ХХ века. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государства, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных элементов, таких как информатизация , например.
Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества
Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. В настоящее время наибольшую известность получили американская либеральная, европейская социально-демократическая и азиатская патриархально-корпоративная модели в их страновом исполнении.
Американская модель - это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Государственное вмешательство в экономику ограничивается социальным и отраслевым регулированием. Социальное регулирование касается проблем безопасности продуктов, создания более безопасных условий труда, уменьшения загрязнения окружающей среды и увеличения экономических возможностей граждан. Целью отраслевого регулирования является защита общества от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Главная функция государства состоит в сохранении конкуренции как ключевого механизма контроля в экономике. Об эффективности государственного макроэкономического регулирования можно судить по таким параметрам как уровень текущей инфляции- 3,5%, уровень безработицы-4-5%%, темпы экономического роста-4%.
С учетом надежно защищенных прав частной собственности американская экономика лидирует по количеству единоличных предприятий в мире, однако доля создаваемой ими продукции несопоставимо мала в сравнении с крупными высокотехнологичными фирмами, такими как «General Motors», «Hewlett Packard», « Microsoft» и др. Благодаря им в экономике налажено производство массовых стандартизированных товаров, а также высокотехнологичных товаров.
Несмотря на то, что годовой уровень ВВП на душу населения в США один из самых высоких в мире- 49,965 тыс.долларов, отмечен большой разрыв в доходах населения. На 10% самых обеспеченных американцев приходиться 30,5% национального дохода, а на 10% бедных только 1,8%. Коэффициент Джини, показывающий отклонение от идеального уравнительного распределения, составляет 0,45 ( при максимальном значении показателя 1,0). Это значительно хуже, чем в Евросоюзе (0,31), Японии (0,38) или России (0,41)[11].
Мировой экономический кризис 2008-2010 гг. выявил уязвимость и неустойчивость
американской либеральной модели на всех уровнях экономической системы. На уровне государственного управления стали очевидны недостатки монетарных методов регулирования. Искусственное занижение ставки рефинансирования-основного инструмента политики «дешевых денег» в США спровоцировало банковский кризис, определивший начало мирового финансового кризиса. Чрезмерная монетизация экономики привела к обесцениванию национальной валюты, ослаблению позиций страны на мировых финансовых рынках.
Кризис корпоративной модели управления бизнесом обозначил острый конфликт между собственниками акционерного капитала и управляющими. Рыночная капитализация крупнейших корпораций и банков в эпицентре кризиса сократилась в десятки раз: «General Motors» c $20 млрд. до $1,2 млрд.., «Alkoa» с $38 млрд. до $7 млрд. ., «Citigroup» с $300 млрд.до $14 млрд.[12].
Кризис кредитоориентированной модели потребления американских домохозяйств поставил многие из них на грань выживания. Сумма ипотечных, потребительских, студенческих и автомобильных кредитов составила на начало 2012 г. $13,5 трлн., что сопоставимо с размером валового национального продукта. В расчете на одно домохозяйство эта сумма составила $120 тыс. при среднем годовом доходе $52 тыс. Таким образом обслуживание долга для американских семей является очевидной проблемой.
По мнению главы ФРС США Б.Бернанке современный кризис сопоставим по глубине и последствиям с Великой депрессией тридцатых годов прошлого столетия. В определении многих исследователей современный кризис следует определять как системный кризис, связанный с ломкой международных отношений, основанных на политической гегемонииСША. Это кризис эффективности неолиберальной системы, установившейся после предыдущего системного кризиса 1968-1973 годов[13].
Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.
Один из основателей рассматриваемой концепции А. Мюллер-Армак считал, что в социальном рыночном хозяйстве правительство должно уравновешивать требования экономической свободы, эффективности и роста, с одной стороны, и потребность в социальной справедливости при распределении доходов и богатства- с другой.
Как и представители «ордолиберализма» ( orden-приводить в порядок, нем.) приверженцы данной модели исходят из предпочтения рыночного механизма централизованно-управляемому. Однако рыночный механизм не создается сам по себе, как считали классики и для его поддержания необходима защита конкуренции от монополии силами правительства.
Как следствие равноправия большого и малого бизнеса, доля товаров и услуг, создаваемых малыми предприятиями в валовом продукте приближается к 50%. Одновременно с этим сильны позиции и крупных фирм в части производства металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электротехники и др. Благодаря этому Германия обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии.
Социальная политика государства осуществляется в форме социального страхования (пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая), а также социальной помощи (натуральные и денежные пособия населению). Из-за старения населения расходы на социальное обеспечение пенсионеров и ряда других слоев населения неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, обусловливает постоянство безработицы (7% экономически активного населения ). Помимо этого, налоговый пресс в Германии значительно выше, чем в США, Великобритании и многих странах Европы.
Азиатскую модель развития, как правило, называют догоняющей. В этом легко убедиться, отслеживая динамику душевого ВВП по ведущим странам региона. В 1950 г. японский душевой ВВП составлял 20% американского, а в 1992 г. это соотношение изменилось и составило 90%. К настоящему времени Япония является крупнейшей экономикой мира и занимает в мировом рейтинге стран по глобальному ВВП 4-е место (4811млрд.долл.). Подобным же образом можно оценить относительную динамику ВВП Тайваня и Кореи. Душевой ВВП Тайваня составлял 9,6% уровня США в 1950 г., и достиг 53,8% - в 1992 г. Аналогичные цифры для Кореи: 9,15%, 17 и 6%[14].
Очевидно сокращение разрыва в уровне развития производства благодаря высокой динамике экономических процессов в этих странах. Суть восточноазиатской модели догоняющего развития состоит в перераспределении финансовых ресурсов от потребления к инвестициям. Основным механизмом выступает искусственно заниженная процентная ставка в банковской системе. Население, чьим основным инструментом накопления являются банковские депозиты, получает на свои сбережения процентный доход. Из-за низкой доходности сбережений, их сумма сравнительно велика (до 50% ВВП). Рост сбережений объясняется также необходимостью накоплений для старости, поскольку система пенсионного страхования имеет ограниченный радиус действия. В Китае, например, обязательное страхование распространяется только на госслужащих и работников стратегически важных предприятий. В отличие от кредитоориентированной американской модели, азиатская модель поведения домохозяйств является сберегательной.
Другой стороной низких процентных ставок являются дешевые кредиты для бизнеса и, следовательно,рост инвестиций. Инвестиционные проекты первоначально дают большую отдачу, являются локомотивом роста для всей экономики. При этом бурный рост, основанный на низких процентных ставках, не сопровождается высокой инфляцией, что объясняется относительно скромным потребительским спросом. Однако азиатская модель имеет два существенных изьяна.
Во-первых, она зависима от внешнего спроса и значительная часть создаваемых в рамках неё производств ориентирована на иностранного потребителя. Причина заключается в ограниченности внутреннего потребительского спроса с учетом высокой нормы сбережений. Компенсировать недостающий спрос может также государство расширяя участие в инвестиционных проектах, в оборонном комплексе, аэро-космических проектах, сфере АПК.
Второй недостаток состоит как раз в тех самых заниженных процентных ставках по кредитам для бизнеса и госпредприятий. Пока уровень развития страны низок, а потребность в новых производствах и объектах инфраструктуры огромна, низкие ставки позволяют их ускоренно создавать и расширять. Однако, в какой-то момент наступает насыщение – благодаря ускоренному росту, экономический эффект от каждого нового производства и объекта инфраструктуры снижается, пока он не начинает едва превышать процентную ставку. Если учесть, что она искусственно занижена, окажется, что часть инвестиций убыточна. Инвестор начинает поиски выгодных проектов на рынке ценных бумаг, недвижимости, с целью компенсировать потери от реальных активов. Если подобное поведение становится массовым, они могут поднять цены гораздо выше их реальной отметки. В этой ситуации обвал цены неизбежен, а он, как правило, приводит к гигантским потерям для участников рынка. Если спекулятивная игра была достаточно масштабна относительно всей экономики, обвал может привести к экономической депрессии. Подобный сценарий имел место в Японии на рубеже 80-х-90-х гг., и наблюдается сейчас на рынке китайской недвижимости.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое место занимает микроэкономика в экономической теории.
2. Какова связь между ограниченностью ресурсов и проблемой выбора в экономике?
3. Что включает в себя понятие «рационального поведения» субъектов экономики.
4. Охарактеризуйте содержание основных моделей рационального поведения человека.
5. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей?
6. Чем объясняется рост альтернативных издержек?
7. Охарактеризуйте функции основных субъектов экономической системы.
8. Определите место отношений собственности в экономической системе.
9. Проведите сравнительный анализ рыночной и административной модели.
10. В чем заключатся своеобразие Российской экспортно-ориентированной модели развития?
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ