Выпускник, освоивший программу, должен: обладать общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК – 1-9, ПК – 1-19
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2. способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
4. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
5. обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
6. имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
7. стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
8. способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
9. способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
1. способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
2. способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
3. способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
4. способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
5. способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
6. способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
7. владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
8. готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
9. способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
10. способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
11. способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
12. способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
13. способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
14. готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
15. способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
16. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
17. способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
18. способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
19. способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
При освоении раздела Особенной части российского уголовного права студентам рекомендуется придерживаться следующей примерной последовательности изложения материала:
1) общая характеристика изучаемой группы составов преступлений, включающая оценку их общественной опасности и распространенности; определение места рассматриваемых групп составов преступлений в системе Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) подробный юридический анализ конкретных составов преступлений по элементам и признакам:
- объект состава преступления (в том числе раскрыть предмет преступления, охарактеризовать потерпевшего);
- объективная сторона состава преступления (раскрыть обязательные: общественно опасное деяние, общественно опасные последствия, причинная связь; и факультативные признаки: мотив, цели, эмоции);
- субъективная сторона состава преступления (определить форму и вид вины, раскрыть содержание интеллектуального и волевого моментов вины, уточнить факультативные признаки);
- субъект состава преступления (определить вид субъекта: общий или специальный; указать общие признаки субъекта: физическое лицо, возраст, вменяемость; если субъект специальный, следует раскрыть его содержание);
3) анализ квалифицированных видов рассматриваемого состава преступления;
4) разграничение исследуемого состава преступления от смежных с ним составов преступлений (по элементам и признакам).
При этом необходимо помнить, что Особенная часть уголовного права содержит помимо норм-запретов, определяющих признаки конкретных видов преступлений и наказания за их совершение, еще нормы-определения, раскрывающие содержание и смысл отдельных уголовно-правовых категорий, и поощрительные (стимулирующие) нормы, где формулируются основания и условия освобождения от уголовной ответственности виновного лица в случае последующего его позитивного постпреступного поведения.
В ходе самостоятельной работы, при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам студенты могут пользоваться имеющимися в библиотеке учебниками и монографиями, постатейным материалом, нормативно-правовыми актами с учетом последних изменений и дополнений, а также конспектами лекций.
Полученные в процессе обучения знания студент должен уметь применить на практике.
При изучении курса «Уголовное право (Особенная часть)» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций. К лекционным занятиям следует относиться с максимальным вниманием, поскольку традиционно лекция по теме является наиболее оперативным и доходчивым источником информации по той или иной проблеме. Это становится особенно очевидным, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы, ее недоступность для студентов. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется совершенно необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Активная работа на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету.
Важная роль в изучении курса принадлежит семинарским занятиям. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы.
Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя.
На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.
Значительный объем учебного времени, отведенного учебным и тематическими планами на изучение курса составляет самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа проводится студентами перед чтением лекционного курса, во время его проведения и во время подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также к зачету или экзамену. Она требует значительных усилий, поскольку в данном случае глубина и прочность получаемых знаний зависит только от количества и качества индивидуального труда, затраченного обучающимися. Прежде чем приступить к самостоятельной работе по той или иной теме курса, необходимо получить в библиотеке рекомендованные учебные и нормативные источники. Затем, внимательно изучив их, по той или иной теме следует составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. Если в ходе самостоятельной работы возникают неясности, то все вопросы можно разрешить на индивидуальной консультации у преподавателя.
Курс изучается в течение двух учебных семестров и завершается сдачей зачета (в одном семестре), экзамена (во втором семестре), при подготовке к которым следует руководствоваться вопросами для подготовки к зачету или экзамену.
Содержание дисциплины
Раздел II. (Особенная часть уголовного права)