Анализ себестоимости продукции. Значение, задачи и источники информации анализа. Анализ затрат на рубль товарной продукции
В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности.Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимают затраты всех видов ресурсов, выраженные в денежной форме.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими хозяйствующими субъектами.Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.Основными задачами анализа основных средств выступают:
- оценка объектов основных средств по различным направлениям (состав и структура, техническое состояние основных средств, движение, эффективность использования, степень освоения и т.п.) по состоянию на начало и конец отчетного периода и на протяжении какого-либо времени (за ряд лет);
установление обеспеченности учреждений и их структурных подразделений основными фондами — соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них;
- оценка правильности и обоснованности списания объектов основных средств;
определение влияния использования основных средств на конечный результат работы учреждения.
Источниками информации для проведения анализа основных средств являются:
- баланс исполнения сметы расходов (форма № 1);
- отчет о движении основных средств (форма № 5);
- смета расходов;
- акты о списании основных средств с баланса учреждения;
- ведомость инвентаризации основных средств;
- данные синтетического учета основных средств (мемориальные ордера, записи в книге «Журнал-Главная», оборотные ведомости и др.);
- данные аналитического учета основных средств (инвентарные карточки учета основных средств формы № ОС-6, ОС-8, ОС-9 и их опись по форме № ОС-10; инвентарные списки формы № ОС-13 и т.д.);
- материалы специальных обследований, проверок и ревизий;
- технические паспорта на основные средства.
При анализе объекты основных средств важно изучить не только в стоимостной оценке, но и с количественной и качественной точки зрения. Такая необходимость обусловлена в первую очередь тем, что стоимостная оценка некоторых видов основных средств (например, библиотечный фонд, музейные ценности) не отражает в полной мере их состояния и наличия.
Анализ затрат на один рубль товарной продукции
В условиях рынка практически все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ при условии спроса на продукцию (работы, услуги).
К сравнимой товарной продукции относятся все виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период.
К несравнимой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой товарной продукции – затраты на один рубль товарной продукции. Показатель затрат на один рубль товарной продукции – универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:
З1ртп = ∑qc/∑qz (6.1)
где: З1ртп – затраты на один рубль товарной продукции;
q – количество, объем выпуска в натуральном выражении;
с – себестоимость;
z – цена.
Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применятся для контроля за динамикой себестоимости. Используя данный обобщающий показатель, можно провести межхозяйственные сравнения.
Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на один рубль товарной продукции. Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты же зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.