Анализ затрат на рубль товарной продукции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль товарной продукции, который удобен тем, что имеет свойство универсаль­ности — может рассчитываться в любой отрасли про­изводства и, кроме того, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляет­ся он отношением общей суммы затрат на производ­ство и реализацию продукции к стоимости произведен­ной товарной продукции в действующих ценах. Его изменения происходят под влиянием как объективных, так и субъективных, как внешних, так и внутренних факторов (рис. 5).

С понятием «рубль товарной продукции», точнее — последний рубль, вырученный от продажи продукции, а также с понятием «последний рубль, потраченный на ресурс», связаны несколько известных в теории фирмы законов. Приведем их здесь без теорети­ческих выкладок, за которыми отсылаем учащихся к курсу микроэкономики.

Правило минимизации затрат — правило, соглас­но которому затраты заданного объема производства сводятся к минимуму, когда последний рубль, затра­ченный на каждый ресурс, дает одинаковый предель­ный продукт (одинаковую величину полученной в ре­зультате товарной продукции).

анализ затрат на рубль товарной продукции - student2.ru

Рис. 5. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции

Условие равновесия производителя. Равновесие производителя достигается тогда, когда он обеспечи­вает максимальный выпуск продукции при заданном количестве располагаемого капитала (при заданной величине стоимости производства). Это равновесие достигается при условии:

анализ затрат на рубль товарной продукции - student2.ru (10),

где MRPi — маржинальный (предельный) продукт, полу­ченный в результате использования в произ­водстве фактора i;

Pi — цена (затраты) фактора i (i = 1, 2, ..., n).

Правило максимизации прибыли утверждает, что соотношение (10) должно быть равно единице или, что MRPi = Pi для любого i.

Правило максимизации прибыли предприятия на рынке совершенной конкуренции утверждает, что пре­дельные продукты всех факторов производства в сто­имостном выражении равны их ценам, или, что каждый ресурс используется до тех пор, пока его пре­дельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене.

Увеличение объема производства продукции явля­ется одной из причин увеличения затрат на производ­ство, так как при прочих равных условиях, с увеличени­ем объема производства возрастают затраты на основные материалы, энергию, заработную плату. Кроме того, на сумме затрат на сырье, материалы, топливо и электро­энергию отражаются изменения норм их расхода. Изме­нения цены на единицу, замена одних видов материалов (топлива) другими могут быть тоже причинами измене­ния суммы затрат. На сумму затрат повлияют изменения среднегодовой стоимости основных средств, норм амор­тизационных отчислений, а также сроков внедрения но­вого оборудования и выбытия старого.

Поэтому, при анализе динамики производственных затрат важно разделять влияния различных факторов: роста или снижения производства и реализации; из­менения расходов сырья и материалов, трудозатрат на единицу продукции; изменения уровня организации производства и технологии. Анализ затрат на рубль товарной продукции помогает решить эту задачу.

Фактическую сумму экономии (убытка) от сниже­ния (роста) себестоимости товарной продукции можно рассчитать по формуле:

анализ затрат на рубль товарной продукции - student2.ru = (ATC0-ATC1) QT0,

где анализ затрат на рубль товарной продукции - student2.ru — сумма экономии (убытка);

АТС0; АГС1 — затраты на 1 рубль товарной продукции в ба­зовом и отчетном периодах соответственно;

Qт0 — выпуск товарной продукции в базовом периоде.

Планирование затрат

В сущности, планирование затрат является одним из основных методов управления как непосредственно производством, так и общеэкономической деятельностью предприятия. Поэтому оно может быть рассмотре­но как определенный механизм, который в общем слу­чае может быть определен как система средств, мето­дов и форм воздействия на экономические интересы работников с целью ориентации их деятельности на повышение эффективности производства. При этом основой развития и функционирования форм и мето­дов являются объективные экономические законы, осознанное использование которых позволяет осуще­ствлять действительно научное управление.

Рассматривая некую управленческую структуру в упрощенном виде, можно выделить два направления: стратегическое и оперативное. Основой первому слу­жит стратегическое планирование, чья примерная за­дача может быть определена как обеспечение связи с оперативными управленческими структурами, а так же подготовка материальной базы для функционирования органа управления, осуществляющего стратегическое руководство предприятием.

Очевидно, предприятие может преодолеть пробле­мы, связанные с нерациональной оперативной орга­низацией производства и использованием внутренних ресурсов, имея безупречную технико-организацион­ную стратегию. Но преодоление трудностей, вызван­ных ошибками на уровне стратегических решений, как правило, обречено на неудачу, даже при условии наличия отлаженного механизма решения оперативных производственных вопросов. Разумеется, идеальным вариантом будет являться управление, включающее в себя четкое определение ключевых стратегий и безу­коризненное обеспечение их применения в практичес­ком производстве.

Вопросы планирования затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) являются непрос­тыми задачами как стратегического, так и оперативно­го экономического анализа. Необходимость предъяв­ления повышенных требований к организации учета затрат на производство и реализацию продукции обус­ловлена тем, что от правильности и своевременности определения фактической себестоимости продукции, выпускаемой предприятием, непосредственно зависит своевременность и эффективность управленческих решений, правильность определения приоритетов дальнейшего развития производства.

Выделим следующие принципы принятия опера­тивных решений, направленные на снижение затрат:

· затраты должны быть четко классифицированы;

· необратимые затраты не должны учитываться;

· затраты будущих периодов должны планироваться с мак­симальной достоверностью;

· цена реализации должна определяться спросом и при его изменении корректироваться;

· объем реализации (выручка) должен рассчитываться с учетом влияния инфляции;

· при выборе ассортимента предпочтение отдается позици­ям, имеющим максимальную маржинальность;

· осуществляется контроль предельных (маржинальных) затрат, с тем чтобы их величина не превышала предель­ную (маржинальную) прибыль от реализации.

Выделим следующие тезисы.

Эффективная система планирования затрат может быть создана и применена только после того, как выс­шее руководство будет иметь четкое представление о том, какова цель стратегического планирования, что оно может принести компании и самому руководству и какие функции это руководство собирается возложить на систему, какие требования оно к ней предъявит. Подобных функций может быть довольно много.

В принципе не существует такого понятия, как идеальная или универсальная система планирования затрат, безоговорочно подходящая всем без исключе­ния предприятиям. Каждая компания в своем роде уникальна. Без сомнения, при изучении практическо­го опыта других предприятий определенную пользу извлечь можно, но было бы серьезной ошибкой пола­гать, что любая функционирующая система, как бы отточена и эффективна она ни была, может быть эле­ментарно скопирована и без каких-либо изменений применена на другом предприятии.

Ключевая роль в процессе отводится рядовым менеджерам, но не рядовым работникам, хотя помощь последних также нельзя недооценивать. Одной из основных задач менеджеров является постоянный конт­роль величин отношения «затраты— выпуск— при­быль», и особенно отношения «предельные затраты — предельная прибыль».

И разумеется, система должна иметь адекватное техническое и информационное обеспечение, как для претворения планов в жизнь, так и для контроля над процессом и оценки достигнутых результатов.

Важнейшими элементами планирования затрат являются:

· выбор цели и способа классификации зат­рат;

· организация системы их нормирования и учета;

· выбор системы обратной связи для немедленного ре­агирования на отклонения от норм.

Контроль безубыточности включает в себя несколь­ко аспектов, о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль плана реализа­ции, контроль поступления доходов, контроль выпол­нения плана безубыточности. Ясно, что контроль рас­ходов и контроль плана реализации и поступления доходов реализуют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном контроле получаемых доходов и текущих затрат, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности нахо­дится предприятие.

NBРоль затрат при обосновании ценовых решений[18]

При рыночной организации сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж и соответственно — возможный объем производства. Так как при росте объемов выпуска снижается доля условно-постоянных затрат, при­ходящихся на одно изделие, то это ведет и к сокращению себестоимости единицы продукции. Вследствие этого чисто затратный метод ценообразования при рыночном сбыте продукции предприятия влечет за собой опасность серьез­ных финансовых просчетов, поскольку себестоимость из­делия соответствует лишь определенному объему его вы­пуска и продаж, следовательно, ошибочными могут оказаться финансовые расчеты предприятия, основанные на указанном методе ценообразования.

Более рациональный подход состоит в том, чтобы вначале спрогнозировать уровень цены нового изделия, которую можно получить на рынке, а лишь затем определять объем его производства и рынки сбыта. В таком порядке следует анализировать и учитывать затраты при обосновании це­новой политики предприятия.

При анализе затрат в целях обоснования политики цено­образования следует точно определять не только сумму затрат на производство продукции предприятия, но и то, как она может измениться при изменении объемов про­даж указанной продукции в зависимости от изменений политики ценообразования. При этом рекомендуется учитывать предельные или приростные затраты. Управляя ценами в рамках активной политики ценообра­зования, следует добиваться того уровня затрат на произ­водство продукции предприятия, который сможет обес­печить предприятию достижение желаемых финансовых результатов при сбыте своей продукции.

Резюме

1. Себестоимость представляет из себя величину достаточ­но условную, определение которой зависит от многих обстоятельств. В целях экономического анализа более содержательным оказывается понятие затрат. Себестои­мость, в этом случае, следует определять как общие зат­раты на производство и реализацию продукции.

2. Принятие управленческих решений невозможно без ана­лиза уже существующих и прогноза будущих затрат на производство и реализацию продукции.

3. Абсорбционное ценообразование (absorption costing): определение себестоимости запасов путем включения со­ответствующей доли всех постоянных и переменных зат­рат производства в расчете на единицу произведенной продукции.

4. Идея метода Standard Costs: учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия должны быть обращены в бу­дущее. Следовательно, в целях перспективного анализа должны быть учитываемы только самые существенные, естественные затраты. Но этот метод может применяться только в тех хозяйствах, где есть механизм выявления от­клонений, где выполняются правила:

При указании всех расходов должна присутствовать ссылка на нормативы (стандарты);

При отклонении действительных расходов от нормативов должны быть названы причины.

5. Основные идеи современных концепций учета затрат:

· учет и анализ хозяйственной деятельности предприятия должны быть обращены в будущее;

· процесс формирования затрат должен рассматриваться непосредственно по основным элементам.

· развитие идей:

учёт только естественных затрат (США) + европейская юридическая школа анализ затрат на рубль товарной продукции - student2.ru метод прямого счёта (direct costing): концепция центров ответственности.

6. Группировка затрат по элементам необходима для фак­торного анализа материалоемкости, энергоемкости, тру­доемкости, фондоемкости и оценки влияния на эти пока­затели организационно-технических мероприятий.

7. Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход ра­вен предельным затратам (MR = MC). Категория «пре­дельные затраты» имеет принципиальное значение для оп­ределения приносящего максимальную прибыль объема производства и изучения эффективности распределения ресурсов.

8. Точка безубыточности — это такой объем производства и реализации продукции предприятия, при котором вы­ручка от продаж полностью покрывает все затраты, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

9. Следуя правилу максимизации прибыли, предприятие должно производить товары, которые продаются по цене большей, чем предельные затраты на их производство, и прекратить производство товаров, если предельные зат­раты становятся больше рыночной цены.

10. Одной из основных задач управления является постоян­ный контроль величин отношения «затраты — выпуск — прибыль», и особенно отношения «предельные затра­ты — предельная прибыль».

Литература

1. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. - М.: Академический проект, 2002. – 573 с. Глава 7.

[1] В данном случае используется также понятие полной себесто­имости.

[2] Глоссарий МСФО.

[3] Данное определение себестоимости есть результат обобще­ния нормативных положений, выраженных в документах: Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» № 2116-1 (с изменениями и дополнениями); «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю­чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при на­логообложении прибыли» (Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (с изменениями и дополнениями)) и др.

[4] 4 Перевод с английского — естественные затраты. Творцом-основателем метода признан Гаррингтон Эмерсон (1853 — 1931), американский инженер-путеец, который ввел в практику хозяй­ственного учета и анализа понятие производительности, характе­ризующее, по сути, смысл работы предприятия. Ему принадле­жит высказывание: «работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные»

[5] Впервые эту идею высказал Ч.Гаррисон в 1935 году.

[6]6 Правило Х.Ганта (как его называют) резко противоречило традиционному мнению: «В себестоимость продукции следует включать полностью все расходы по ведению предприятия, если только хотят получить действительную себестоимость» (Николь-сон Дж., Рорбах Дж.).

[7] Это — правило В.Нейкирка, французского экономиста.

[8] 8 Определение МСФО

[9] Правило Хиггинса, американского экономиста.

[10] Автор — Спенсер А.Такер (1962).

[11] Квалифицируемый актив — это актив, подготовка которого к предполагаемому использованию или для продажи обязательно требует значительного времени.

[12] Условные единицы представляют собой сумму (а) количе­ства изделий начатых и законченных в течение данного периода времени и (б) количества частично готовых изделий. Учет стоимо­сти изделий, как правило, происходит по способу «первый вошел, первый вышел» (ФИФО). Альтернативный метод расчета сред­ней стоимости предполагает, что изготовление изделий, находив­шихся в составе незавершенного производства в начале периода, было начато и завершено в течение этого периода. Количество условных единиц как для материальных, так и для добавленных затрат (прямые трудовые затраты плюс общепроизводственные расходы) подсчитывается в условном объеме продукции.

[13] CVP — сокращенная запись английских слов: Costs, Volume, Profit (затраты, объем, прибыль).

[14] В микроэкономической теории данная категория определяет излишек производителя.

[15] На самом деле величина переменных расходов есть некото­рая функция от объема производства, так как существует закон уменьшения предельной производительности факторов произ­водства.

[16] Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализа­ции продукции зависит не только от действий самого предприя­тия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т.д.

[17] Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США,— М., 1971.

[18] Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций), Приложение к Приказу Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

Наши рекомендации