Функции потребления и сбережения
Потребление и сбережения непосредственно влияют на уровень национального производства, цены и занятость. Чтобы понять это влияние, нужно ввести понятие функции потребления и функции сбережения.
Функция потребления является одной из важнейших в макроэкономике. Она показывает соотношение между потребительскими затратами и безналоговым доходом как в статике, так и в динамике. Функция потребления, которая была введена Кейнсом, основывается на предположении, что существует стабильная эмпирическая взаимосвязь между потреблением и доходом.
Графически функцию потребления можно рассмотреть так
Если бы потребительские расходы полностью равнялись доходам, то график функции потребления принял бы форму биссектрисы. В любой точке биссектрисы потребления полностью равняется доходу. Точка Б означает нулевое сбережения, полное потребление дохода. Справа от точки Б – зона чистого сбережения, которая ограничивается кривой потребления и биссектрисой. Размер чистых сбережений всегда измеряется вертикальным отрезком между кривой функции потребления и биссектрисой. Объем потребления определяется расстоянием от оси доходов к кривой функции потребления. Слева от точки Б отрезок АБ означает превышение потребления над доходами, то есть жизнь в долг или за счет предыдущих сбережений. Превышение потребления над доходом является «чистым отрицательным сбережением», его измеряют расстоянием между биссектрисой и кривой функции потребления.
Аналогично рассматривается функция сбережения, которая является зеркальным отражением функции потребления. Функция сбережения графически изображается так
Графически функцию сбережения изображают, отнимая по вертикали функцию потребления от линии биссектрисы. Объем сбережений определяется расстоянием от линии дохода к кривой функции сбережения. Это расстояние полностью совпадает с расстоянием от кривой потребления к биссектрисе на предыдущем графике. Точка Б на графике так же показывает нулевое сбережения. На отрезке АБ сбережения домашних хозяйств отрицательные - функция сбережения лежит ниже горизонтальной нулевой линии.
Из приведенных графиков функций потребления и сбережения видно, что и потребление, и сбережения напрямую зависят от дохода, возрастая с увеличением дохода и уменьшаясь при его сокращении.
Под склонностью к сбережению понимается один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению (символ «АРS») выражается как отношение сберегаемой части национального дохода (S) ко всему доходу (Y), т.е.
АРS = сбережения / доход = ∆ S / ∆ Y
Предельная склонность к сбережению (символ «МРS») представляет собой аналогично МРС отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению к доходе, которое его вызвало:
МРS = изменение в сбережении / изменение в доходе = ∆S/∆Y
Легко заметить, что если С+S=Y (т.е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение), то ∆С+∆S=∆Y
Тогда сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:
МРС + МРS = 1
МРС + МРS = ∆С/∆Y + +∆S/∆Y = ∆ (С+S) /∆Y = ∆Y/∆Y = 1
Следовательно, МРС = 1 – МРS и МРS = 1 – МРС
Взаимозависимость двух показателей позволило американскому экономисту П. Самуэльсону сказать, что предельная склонность к потреблению – это сиамский близнец предельной склонности к сбережению.
Потребление может быть производительным и непроизводительным. От этого будет зависеть характер сбережения. Если предприниматель накапливает часть прибыли в форме денежного капитала, чтобы позднее инвестировать его, то экономисты рассматривают это то же как «сбережение» и не проводят никаких различий между предпринимателем и наемным рабочим, который отложил немного денег для покупки какого-то предмета или на «черный день». Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций (символ «I»).
Если доход рассматривать не в денежном выражении, а в натурально-вещественном, в этом случае доход распадается на потребительские и капитальные товары.
Общий выпуск капитальных или производственных товаров называется реальными инвестициями или инвестиционным спросом.
Таким образом, если представить доход как сумму выпускаемой продукции, тогда инвестиционный спрос, как и потребительский, зависит от:
1). Субъективного фактора – решения предпринимателей инвестировать;
2) Объективных факторов – нормы процента, уровня изменения выпуска продукции, прибылей, запасов капитала и ряда других факторов.
Субъективному фактору, склонности к инвестированию, теоретики циклов придают большое значение – значение побудительного фактора для инвестиционной деятельности предпринимателей. По их убеждению, на склонность к убеждению влияют неожиданные победы на выборах той или иной партии: демократов или республиканцев. Слухи, опасения, даже недуг президента могут заставить бизнесмена изменить свои планы инвестирования капитала, но почти совсем не затронуть планы потребителей.
Инвестиционный спрос считается одним из важных динамических элементов в экономической системе. Длительное время большое внимание в моделях циклов и роста отводилось инвестиционной деятельности. Основная задача таких моделей – вывести экономику на путь устойчивого роста.
Инвестиционный спрос, с одной стороны, может выступать как фактор роста выпуска продукции, а с другой – как потенциальный источник, который воздействует на экономику с акселеративной (ускоренной) силой.
Инвестиционный спрос основывается на весьма распространенной теории – принципе акселерации.
Итак, сбережения составляют основу инвестиций. Поэтому перед экономистами встает задача: найти то соотношение между сбережениями и инвестициями, которое обеспечит стране стабильное экономическое развитие.
Макроэкономические модели базируются на одном из важных положений - о равенстве сбережений инвестициям, т. е. полной реализации всего фонда накопления. Это равенство впервые исследовал Кейнс.
Раньше считали, что неравенство между сбережениями и инвестициями является причиной подъёмов и спадов в торговом цикле:
- если сбережения превышают инвестиции, неизбежна депрессия, или спад;
- если инвестиции превышают сбережения, наступает опасность инфляционного бума.
Однако Кейнс доказал, что сбережения и инвестиции всегда равны друг другу, исходя из той посылки, что фактические сбережения и инвестиции равны разнице между доходом и потреблением, следовательно, они должны быть равны друг другу, т. е.
Сбережения = инвестициям.
Таким образом, величина сбережения, в конечном счете, приравнивается к фактической величине инвестиции (капиталовложений). Если капиталовложения растут, то доход возрастает настолько, чтобы довести сбережения до уровня капиталовложений. И наоборот, если капиталовложения оказались ниже сбережений, доход будет сокращен на столько, чтобы сбережения приравнивались к уровню капиталовложений.
Вышеприведенные понятия позволяют нам перейти к рассмотрению теории мультипликатора.