Задача № 4. Анализ конкурентоспособности товара по единичному показателю
Многие товары имеют характеристики, выражающиеся в конкретных числовых параметрах: вес, энергоёмкость, процентное содержание каких- либо веществ. Эти параметры могут быть приняты как единичные показатели конкурентоспособности. Отношение их значений к параметрам «эталонного» товара или к аналогичным параметрам товаров лидера рынка показывает конкурентоспособность товара по данному единичному показателю.
Например, согласно ГОСТ 1938-90 массовая доля водорастворимых экстрактивных веществ в чае высшего сорта должна быть не менее 35 %. Для анализа конкурентоспособности по этому показателю эксперты сравнили три образца. В образце А данный показатель составляет 36 %, в образце Б – 37 % и образце В – 34 %. Рассчитать конкурентоспособность (К) по данному показателю можно через отношение параметров исследуемых образцов к эталону:
КА = 35 / 36 · 100% = 102,8 %
КБ = 35 / 37 · 100% = 105,7 %
КВ = 35 / 34 · 100% = 97,1 %
Вариант 1
«Сбербанк России» предлагает вкладчикам ставку по депозиту сроком на один год при сумме первоначального взноса 1000 руб. в 7 %. Данный банк является лидером рынка, поэтму показатели его бизнеса могут рассматриваться как эталон для конкурентов. Определить конкурентоспособность услуг банков, имеющих следующие условия депозита: «Союз-банк» при аналогичных условиях имеет ставку 9,5 %, банк «ВТБ» – 6,5 %, «AutoBank» – 8 %. Какие характеристики, кроме размера ставок по депозиту, значимы для оценки конкурентоспособности банковских услуг?
Вариант 2
Компания «Авангард» специализируется на установке пластиковых окон, балконных рам, жалюзи и является лидеров в своём городе. Среднее время выполнения работы данной организацией – три дня. Сравните конкурентоспособность компаний по скорости оказания услуг: LeGRAND обслуживает средний заказ за 4 дня, компания «Оконный дизайн» – за пять дней, «МаксПласт» – за два дня, компания «Планета Око» выполняет работу в течение недели. Будет ли длительность выполнения заказа прямо пропорциональна конкурентоспособности, или это обратно-пропорциональная зависимость? Какие факторы, кроме сроков работы, значимы при оценке конкурентоспособности подобных услуг?
Вариант 3
Сравнить конкурентоспособность операторов мобильной связи, приняв за эталон параметры услуг «Мегафона» как лидера рынка. Укажите, по каким параметрам конкуренты приближаются к лидеру, отстают от него или имеют лучшие конкурентные позиции.
Параметры услуги мобильной связи | Мегафон | GSM | Lifе |
1. Плата за подключение, руб. | |||
2. Исходящий местный вызов, руб. | 3,5 | 1,0 | 1,2 |
3. Исходящий вызов по России, руб. | 3,5 | 5,7 | 5,5 |
4. Передача SMS, руб. | 1,0 | 0,5 | 1,0 |
Вариант 4
Сравните конкурентоспособность страховых услуг трёх компаний относительно средней стоимости страхования. Как соотносится величина страхового тарифа и конкурентоспособность: прямо пропорциональна или обратно-пропорциональна ей? Какие услуги данных страховых компаний являются наиболее конкурентоспособными?
Оборот страхования | Условия страхования | Средняя цена, руб | Цена, руб. | ||
СК-1 | Зенит | РГТ | |||
1. Квартира | 3 000 000 руб. по всем рискам | 4 000 | 3 700 | 3 800 | 4 000 |
2. Коттедж | 7 000 000 руб. по всем рискам | 30 000 | 25 000 | 26 000 | 31 000 |
3. Автомобиль | Иномарка выпуска 2007-2009г. | 50 000 | 36 900 | 37 000 | 53 000 |
3. Страхование от несчастн. случая | 1 000 000 руб. | 4 500 | 4 000 | 4 500 | 4 650 |
Вариант 5
Сравните конкурентоспособность трёх моделей телефонов Sony Ericsson относительно модели «Эталон» по приведённым в таблице техническим характеристикам их работы. Укажите, какая модель является наиболее конкурентоспособной, и по каким показателям конкуренты отстают от «Эталона».