Тема 12 Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства
1.Формирование денежно-кредитной политики РК
Основное место среди экономических средств государственного регулирования экономики занимают денежно-кредитные. Они являются наиболее известными во всей истории регулирования рыночных отношений государством.
С помощью денежно-кредитных инструментов государство воздействует на предложение свободных денег и изменяет цену (процентную ставку) ссудного капитала. Таким образом, оно регулирует спрос на кредиты и их использование в народном хозяйстве.
Денежно-кредитная политика государства - это совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
К преимуществам денежно-кредитной политики как средства государственного регулирования экономики можно отнести ее гибкость и быстроту.
Конечная цель денежно-кредитной политики государства -
организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
В современной теории государственного регулирования экономики выделяют два основных направления в проведении денежно-кредитной политики - кейнсианская и монетаристская .
Кейнсианская теория денежно-кредитного регулирования возникла, как и само кейнсианское направление в экономической теории, после крупного мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. (Великая депрессия), который показал невозможность саморегулирования рыночной экономики.
Дж. М. Кейнс выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой предложил во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность с помощью преимущественно финансовых инструментов регулирования. В этих условиях денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль. QHa должна была обеспечить проведение политики «дешевых денег»л--то естБ' политики низких процентных ставок для стимулирования эффективного спроса личного потребления и инвестиций. В результате проведения такой политики увеличивался дефицит государственного бюджета, расширялась денежная эмиссия центрального банка и, следовательно, снижалась покупательная способность денег.
Кейнсианская концепция дефицитного финансирования была господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики в развитых странах вплоть до середины 70-х гг. XX века. Стагфляция, структурные кризисы, мировой валютный кризис
вызвали необходимость выработки новой концепции в области государственного регулирования. Такой концепцией стал монетаризм -теоретическая основа денежно-кредитного регулирования.
Согласно монетаристской концепции, деньги занимают ключевое место в системе экономических связей, поэтому монетарные мероприятия Центрального банка представляют собой наиболее эффективный инструмент регулирования экономики вообще и проведения антиинфляционной политики в частности.
Монетаристы считают необходимым проведение жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция такой политики -контролировать выпуск денег в обращение в соответствии с долговременным темпом роста экономики.
В качестве основы денежно-кредитной политики монетаристы предлагают правило согласно которому денежное предложение должно увеличиваться в соответствии с ростом реального чистого национального продукта в долгосрочном периоде. Таким образом, центральным моментом регулирования экономики монетаристы считают управление предложением денег.
Государственная экономическая политика, в основном ориентированная на использование денежно-кредитных средств, называется монетаристской.Ее применение предполагает наличие развитых рыночных отношений, эффективную институциональную и юридическую инфраструктуру, развитую предпринимательскую психологию и кредитные отношения, невысокие прогнозируемые темпы инфляции.
В большинстве стран с рыночной экономикой в настоящее время главной инстанцией, применяющей денежно-кредитные инструменты государственного регулирования экономики, является Центральный банк (ЦБ), а в Казахстане - Национальный банк. Он выступает как субъект государственной экономической политики, в большей или меньшей степени реально независимый от правительства. Он имеет монопольное право осуществлять эмиссию денег в стране.
К денежно-кредитным средствам государственного регулирования экономики, прежде всего, относят: учетную ставку Центрального банка, количественные ограничения кредита, изменение резервной нормы, операции на открытом рынке.
В сфере кредитных отношений, кроме ЦБ, действуют и другие государственные институты: государственные банки и фонды со специальными функциями, Министерство финансов и финансовые органы. Они участвуют в кредитных операциях, но не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него.
2. Нормативно-правовые основы регулирования денежного обращения
К функциям Центрального банка относится изменение учетной ставки (или дисконта, или ставки рефинансирования).
Банковский процент (вне зависимости от вида, целей, сроков, обеспеченности кредита) исторически складывался в результате взаимодействия спроса и предложения ссудного капитала. Мировая практика кредитных отношений показывает, что низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению деловой активности, и наоборот.
Во всех странах государство (Центральный банк) определяет учетную ставку на рынке ссудных капиталов. Процент, периодически,изменяемый ЦБ, называют официальной учетной ставкой или учетной ставкой Центрального банка.Эта ставка выражается в дисконте,то есть проценте, взимаемом при переучете векселей, передаваемых коммерческими банками ЦБ (коммерческие банки получили их в виде обеспечения кредитов от юридических и физических лиц), проценте, взимаемом с частных банков при выдаче им кредита под залог ценных бумаг. Все остальные ставки по различным видам кредитов являются производными.
Центральный банк - главный кредитор всех остальных финансовых институтов.
На основе процента по полученным от Центрального банка кредитам калькулируются ставки коммерческих банков, под которые они выдают полученные средства вместе с собственными и привлеченными в виде вкладов, в качестве кредитов клиентам.
Изменяя учетную ставку в соответствии с целями государственного регулирования экономики, ЦБ воздействует на соотношение спроса и предложения денег в стране. Повышение официальной учетной ставки приводит к удорожанию кредита, снижению спроса на него и, следовательно, к снижению притока денег в экономику. При понижении ставки ситуация развивается в обратном направлении: удешевление кредита ведет к росту спроса на него, дополнительные денежные средства поступают в обращение. За счет них финансируются инвестиции, пополняются оборотные средства предприятий, приобретаются товары длительного пользования, ценные бумаги, осуществляется строительство объектов инфраструктуры и жилья. Таким образом, изменение учетной ставки, кроме непосредственного воздействия на хозяйственную активность, оказывает сильное влияние на состояние экономики.
Как правило, изменение официальной учетной ставки осуществляется невысокими темпами - чаще по 0,25%, реже по 0,5%. Изменения учетной ставки оказывают сильное влияние на состояние экономики, прежде всего за счет влияния на деловую активность. Устойчивая тенденция к снижению учетной ставки свидетельствует о курсе экономической политики государства на ее стимулирование, что в конечном итоге ведет к росту инвестиций, объемов производства, занятости.
Изменение учетной ставки оказывает сильное влияние и на внешнеэкономическую деятельность страны, на состояние ее платежного баланса и национальной валюты. В зависимости от величины учетной ставки и тенденций ееизменения планируется движение (в страну или из страны) потоков отечественного и иностранного краткосрочного капитала.
Государство должно применять учетную ставку в качестве инструмента регулирования экономики в сочетании с другими денежно-кредитными и бюджетными средствами.