Изучение теоретических источников и определение цели и задач исследования
Перед выполнением курсовой работы необходимо проработать учебную литературу, законодательные, нормативные документы, статьи в научных журналах и сборниках по выбранной теме. Оценив современное состоянии вопроса, необходимо определить цели и задачи исследования, обосновать актуальность темы. Значительно облегчают нахождение литературы каталоги библиотек: алфавитный, предметный и систематизированный. Большую помощь при поиске необходимой информации оказывают реферативные журналы и сборники, различные библиографические издания, летопись журнальных статей и книжная летопись, выпускаемые Всероссийской книжной палатой еженедельно.
Выбор объекта и методов исследования
Выбор объекта и методов исследования студент проводит самостоятельно или по рекомендации руководителя. При этом необходимо обосновать выбор объекта и методов исследования, порядок отбора образцов, проведения экспертизы, обработки статистической информации, выбор методик исследования.
Проведение эксперимента и обобщение полученных результатов
Это наиболее важный и ответственные этап выполнения курсовой работы.
Полученные в процессе проведения исследования статистические и экспериментальные данные сводятся в таблицы. Обобщая данные следует четко формулировать и записывать выявленные тенденции, изменения, положения и выводы. Отдельные наиболее показательные выводы могут быть иллюстрированы в виде диаграмм, рисунков, чертежей.
Требования к содержанию, изложению курсовой работы
Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работы включает в себя:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· литературный обзор;
· практическая часть;
· выводы и предложения (заключение);
· список использованных источников;
· приложения (при необходимости).
Содержание курсовой работы должно соответствовать названию ее темы.
Титульный лист
Титульный лист является первым листом курсовой работы и заполняется по форме, приведенной в приложении (Б ).
Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов, подразделов и пунктов.
Заголовки содержания и заголовки в тексте должны быть строго одинаковыми. Сокращений или другая формулировка не допускаются. Содержание курсовой работы обязательно должно иметь нумерацию каждого раздела, подраздела и пунктов. Рекомендована цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера разделов (глав) - первая ступень деления, состоящая из одной цифры; номера подразделов (параграфов) - вторая ступень - из двух цифр; третья ступень деления (пункт) - состоит из трех цифр. Такая система нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. В конце нумерации ставится точка. Названия и номера разделов и параграфов, указанные в содержании, должны соответствовать разделам и параграфам, указанным по тексту основного содержания курсовой работы.
Примерное содержание курсовой работы приведено в разделе 4.1
Образец оформления содержания курсовой работы приведен в приложении В.
Введение
Введение должно быть кратким (2-4 страницы).
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, анализируется степень освещения избранной темы в литературе, обеспеченность законодательной и нормативной базой, излагаются конкретные существующие и потенциальные проблемы, формулируются цель и задачи исследования, описание методологической базы и методов исследования, определение объекта и предмета исследования, характеристика структуры работы. При этом содержание целей и задач должно позволять сформулировать в заключении курсовой работы соответствующие выводы и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.
Литературный обзор
Обзор литературы представляет собой систематизированную информацию свободного стиля изложения, раскрывающую главные аспекты темы. Целесообразным является описание истории возникновения проблемы, присущей отдельным группам продовольственных и непродовольственных товаров, излагаются факты, дается оценка реальному состоянию рассматриваемых проблем на примере работы торговых организаций, и предлагаются возможные подходы к их решению.
Рассматриваются особенности классификации, строения, состава и свойств сырья, краткое описание схемы процесса производства и хранения с указанием показателей безопасности, требований к маркировке, потребительской, транспортной упаковке, а также вопросы экспертизы, идентификации и фальсификации, делая акцент на последних изменениях и нововведениях.
Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов, газет и т. д. Творческая самостоятельность студента должна проявиться в умении сравнивать различные точки зрения, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для разработки выводов и практических рекомендаций. Основные положения курсовой работы с элементами анализа и оценки, могут проявляться такими выражениями как: «Автор впервые рассматривает проблему...», «По мнению специалистов-практиков…», «Сравнение различных точек зрения позволяет утверждать...» и т. д. Для большей наглядности здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы.
При написании текста следует делать ссылки на авторов тех работ, материал которых излагается или цитируется. Цитирование автора делается только по его произведениям. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библиографическую ссылку на источник словами «Цитируется по ».
Ссылки на источник размещают в конце предложения, записываются арабскими цифрами в квадратных скобках по тексту. Например: «Результаты исследований опубликованы в статье [2]». Не рекомендуется строить фразы, в которых в качестве слов применяется порядковый номер ссылки, например: «В [7] показано...» При необходимости могут быть точно указаны страницы источника. Например: [4, с. 17]. В тексте ссылку на порядковый номер формулы следует начинать со слов «формула, уравнение, выражение» и затем в круглых скобках указывается номер формулы. Например: «В формуле (3.2.) используются...» Формулы и другие данные, которые были заимствованы из литературных источников, должны были отмечены ссылками на эти источники. Ссылку делают в квадратных скобках арабской цифрой, которая соответствует порядковому номеру источника в перечне использованных источников информации. В скобках рядом с порядковым номером литературного источника указывается номер страницы, например [2, с. 35]. Ссылки на источник информации делаются в тексте пояснительной записки, а не после формулы.
При обобщении материала студент может столкнуться с различной трактовкой отдельными исследователями одного и того же вопроса. В подобной ситуации следует критически проанализировать выводы различных авторов или отметить в тексте, что по изучаемому вопросу в литературе нет единого мнения и сделать ссылку на эти источники. Рекомендуется изложить принципы (показатели, свойства, признаки), лежащие в основе разных видов классификации товара, а также отразить недостатки (или достоинства) классификаций, экспертных процедур и т.п. и дать рекомендации по их устранению.
Следует не только и не столько фиксировать значимые факты, события, мнения, сколько делать необходимые обобщения, давать объяснения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, делать выводы и давать рекомендации.
При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами.
Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.
Не рекомендуется вести изложение материала курсовой работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее писать «по мнению автора (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы экспертных организаций свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т.п.
Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «характеризуются», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Физико-химические показатели качества продукции приведены ...».
В курсовой работе важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.
Практическая часть состоит из нескольких разделов. Первым из них является раздел «Объекты и методы исследования», где указывается место проведения эксперимента и сбора статистических материалов (коммерческие фирмы, производственные предприятия, магазины и т.д.), объект исследования ( товары определенной группы), порядок отбора средней пробы, методика исследования и обработки результатов.
В соответствии с целями и задачами курсовой работы студент собирает сведения об объемах производства, технико-экономическом состоянии выбранного предприятия, изучает структуру ассортимента за определенный период, принципы его формирования с учетом сегментации рынка, факторы сезонного колебания и возможности оптимизации ассортимента, конкурентоспособность товаров, проводит оценку потребительских свойств изучаемой группы товаров и экспертизу качества нескольких партий.
В практической части работы обобщаются результаты собственных исследований, оформленных в виде диаграмм, рисунков, таблиц с соответствующим подробным анализом. Студент должен показать собственное отношение к решаемой проблеме, к поставщикам, ассортименту и экологическому состоянию исследуемых образцов, технике проведения экспертиз, формированию рынка и конкурентоспособности товара, и.т.д.
Каждый подраздел экспериментальной части завершается небольшим резюме по данному вопросу.
Объем практической части должен составлять не менее 50% от общего объема всей работы.
В заключенииизлагаются краткие обобщения по существу рассмотренных проблем в виде выводов и предложений.
Выводы и предложения являются важнейшей, структурной частью курсовой работы, в которой подводится итог всех проведенных исследований и анализа. Выводы должны соответствовать материалу, изложенному в работе. Не допускаются выводы общего порядка, не вытекающие из результатов и содержания курсовой работы. Выводы должны отражать существо работы и её основные результаты.
Выводы и предложения должны быть четкими, краткими, конкретными и не должны быть перегружены цифровым материалом. Их необходимо писать в виде тезисов, по пунктам в последовательности соответственно порядку изложения материала и выполнения практической части.
В качестве одного из пунктов выводов, либо в самостоятельном пункте «Предложения (рекомендации)» формируются конкретные предложения или рекомендации по внедрению полученных результатов в практику. Предложения или рекомендации не стоит формулировать в общей директивной форме, они должны быть конкретными и адресными.
Раздел «Выводы и предложения» состоит не более чем из десяти пунктов. Общий объем раздела – 1-2 страницы.
Список использованных источников отражает самостоятельную творческую работу автора.
В список литературных источников включаются все печатные и рукописные материалы, а также материалы интернет-сайтов, которыми пользовался студент при выполнении и написании курсовой работы.
Литературному источнику присваивается номер при первом упоминании о нем.
В конце списка использованных литературных источников должна быть подпись студента и дата окончания оформления курсовой работы.
Приложения.
Приложения курсовой работы оформляется как ее продолжение на последующих страницах. В приложения выносится часть второстепенного материала, который при включении в основную часть курсовой работы загромождал бы текст. К вспомогательному материалу, включаемому в приложения, можно отнести: вспомогательные таблицы, графики, формы различных документов, протоколы и акты испытаний, акты о внедрении результатов исследования, иллюстрации вспомогательного характера и другая информация. Приложения должны иметь общую с основной частью работы сквозную нумерацию страниц.