Экономическая эффективность капитальных вложений
При расчётах эффективности капитальных вложений необходи-мо учитывать особенности дорожной отрасли. Дорожное хозяйство страны включает в себя сеть автодорог со всеми сооружениями, необ-ходимыми для её нормальной эксплуатации и являющимися объекта-ми капитальных вложений. Особенности могут быть техническими, организационными и финансово-экономическими.
Технические особенности дорожного строительства обусловле-ны специфической натурально-вещественной формой основных фон-дов, составляющих материальную основу отрасли, спецификой их производственного потребления и воспроизводства. Развитие под-вижного состава, рост благосостояния народа и, как следствие, увели-чение числа личных автомобилей приводят к непрерывному увеличе-
Глава 5. Финансовые ресурсы
нию интенсивности движения на дорогах и вызывают всё более высо-кие требования к ним.
Сеть дорог страны должна обеспечивать непрерывно растущие потребности экономики и населения в перевозках. Следовательно, дороги необходимо проектировать с расчётом на отдалённую пер-спективу. Неизбежный их физический износ сопровождается уско-ренным моральным износом, вызванным недоучётом перспективной интенсивности движения и связанным с ним занижением проектных параметров дорожных сооружений. Это влечёт за собой перерасход горюче-смазочных материалов, потери времени, преждевременный износ автотранспорта.
Организационные особенностидорожного строительства обу-
словлены его совместным функционированием с автотранспортом в целях наиболее полного удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках. Автотранспорт и дорожное хозяйство ор-ганизационно представляют собой единое целое. Именно поэтому Министерство транспорта РФ является головной организацией за-казчика – Росавтодора.
Финансово-экономические особенностивытекают из дейст-
вующей системы финансирования. Влияние дорог на работу транс-порта определяется снижением затрат на перевозки . Экономический эффект от капитальных вложений в дороги имеет многосторонний характер ввиду большого количества отраслей народного хозяйства, организаций и значительной части населения, которые извлекают пользу из улучшения дорожной сети. В действующей отчётности та-кой экономический эффект не отражается и может быть выделен только расчётным путём.
Важным следствием улучшения дорожной сети является кос-венный эффект,выражающийся в создании условий для увеличенияпроизводства или более рационального использования материальных ценностей. Автомобильные дороги не относятся к чисто производст-венным фондам. Они в значительной мере сочетают элементы произ-водственного сооружения, обеспечивающего получение националь-ного дохода, с элементами общественного сооружения. Поэтому в общую сумму расходов народного хозяйства на дороги входят вло-жения, которые не призваны по своему существу увеличивать размер национального дохода.
Целесообразность единовременных инвестиций оценивается пока-
зателем, называемым экономической эффективностью капитальных
Экономика дорожного строительства
вложений.Она основывается на соизмерении величин получаемого эф-фекта (экономия, прибыль) и денежных средств, позволяющих достичь этого результата. При оценке эффективности инвестиционных проектов по уровню достижения целей определяются её следующие виды:
общественная(народнохозяйственная);бюджетная(для федерального,регионального,местного бюд-
жетов); коммерческая(в целом по проекту и для каждого участника).
Расчёт показателей общественной эффективности выполняется с учётом прямых, сопутствующих, сопряжённых и прочих инвести-ций (затрат).
Прямые–это затраты инвестора непосредственно на реализациюпроекта (на строительно-монтажные работы, оборудование, землю и др.).
Сопутствующие–вложения,направленные на развитие отрас-лей производств, обеспечивающих основной объект ресурсами, а также инвестиции в другие объекты, необходимые для нормального функционирования основного объекта, например в развитие инфра-структуры (автодороги, связь, ЛЭП).
Сопряженные–затраты на смежные отрасли,обеспечивающиестроительство и эксплуатацию объекта основными и оборотными фондами (развитие предприятий стройиндустрии, энергетической и сырьевой базы, охрана окружающей среды).
Прочие инвестиции–затраты на подготовку кадров,их проездна стройку, увеличение оборотных средств и другие единовременные затраты.
Общественная эффективностьпоказывает эффективностьпроекта с точки зрения всего народного хозяйства вне условий фи-нансирования и налогового окружения. Оценка эффективности инве-стиционного проекта производится сопоставлением развития народ-ного хозяйства «с проектом» и «без проекта».
Денежные поступления от операционной деятельности рассчи-тываются по объёмам продаж и текущих затрат. Кроме того, в них включаются внешние эффекты. В денежные потоки от инвестицион-ной деятельности входят: вложения в основные средства на всех эта-пах расчётного периода; затраты, связанные с прекращением проекта; вложения в прирост оборотного капитала; доходы от реализации ма-териальных и нематериальных активов при прекращении проекта.
Оценку общественной эффективности проектов целесообразно проводить с использованием совокупности показателей. Однако
Глава 5. Финансовые ресурсы
в этом случае могут появиться противоречивые результаты. Предпоч-тение следует отдавать интегральному эффекту инвестиций, так как взаимосвязь между показателями при положительном значении инте-грального эффекта обеспечивает индекс доходности инвестиций и внутреннюю норму доходности вложений, соответствующую тре-бованию инвестора или превышающую её.
При расчёте коммерческой (финансовой) эффективности исхо-дят из того, что все 100 % инвестиций осуществляются собственни-ками (акционерами), при этом учитывают финансовые результаты от реализации проекта для его непосредственных участников. В состав денежных потоков входят денежные потоки от операционной и инве-стиционной деятельности.
Бюджетная эффективностьопределяется по требованию орга-нов государственного и/или регионального управления; в ней учиты-вают финансовые итоги осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов. Показатели бюджетной эффек-тивности определяются с учётом превышения доходов соответст-вующего бюджета над расходами. В состав доходов бюджета вклю-чаются увеличение (уменьшение) налоговых поступлений, плата за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины, акцизы, эмиссионные доходы от выпуска ценных бумаг, а также поступления во внебюджетные фонды: пенсионный, медицинского страхования, социального страхования и занятости. Расходы бюджета – это кре-диты банков, подлежащие компенсации за счёт бюджета; выплата по-собий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта; гарантии инвестиционных рисков и др. При определении бюджетной эффективности рассчитывают: годовой бюджетный эффект; внутрен-нюю норму бюджетной эффективности; срок окупаемости бюджет-ных затрат; степень участия бюджета в реализации проекта.
По характеру результатов и затрат, учитываемых в расчётах,
эффективность подразделяется на следующие группы:финансовая
(оценивает результаты и затраты в стоимостной форме); ресурсная (характеризует степень интенсивности использования потребляемых ресурсов); социальная (оценивает социальные последствия реализа-ции проекта); экологическая (определяет степень влияния проекта на окружающую среду).
По цели использования показатели эффективности делятся на: показатели общей (абсолютной) эффективности; показатели сравни-
тельной эффективности. Показатели абсолютной эффективности
Экономика дорожного строительства
применяют для оценки целесообразности осуществления проекта, а также при выборе между независимыми, взаимоисключающими про-ектами, по ним же оценивают выгоду участников проекта. Показате-
ли сравнительной эффективности помогают осуществить сравнениеи сделать выбор лучшего варианта инвестиционного проекта.
Показатели эффективности делятся на:абсолютные(соот-
ношение эффектов и затрат в различных комбинациях); относитель-ные,характеризующие эффект от инвестиций(разность между ре-зультатами проекта и затратами, возникающими при его осуществле-нии); временные (сроки возврата вложенных средств).
По методу использования фактора времени показатели делятсяна: статические (все поступления и затраты, независимо от момента времени, в который они возникли, считаются равномерными, т.е. со-поставимыми); динамические (все результаты и затраты приводятся, т.е. дисконтируются, к единому моменту времени, например к началу реализации проекта, что обеспечивает сопоставимость данных).
По периоду учёта затрат и эффектов показатели эффектив-
ности делятся на показатели эффективности за расчётный период: го-довой, квартальной, месячный.
Ответы на вопросы о том, что изменится после ввода объектов в эксплуатацию и какой будет экономический эффект после осущест-вления капитальных вложений, можно получить на основании расчё-тов общей абсолютной эффективности. Для определения эффектив-ности инвестиций в какой-либо объект ОПФ разрабатывается инве-стиционный проект, в котором даётся обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления вложений.
Абсолютная (общая) экономическая эффективностьоцени-
вает результативность капитальных вложений в экономику страны, региона, отрасль, строительство новых и реконструкцию действую-щих предприятий.
Для народного хозяйства абсолютную экономическую эффек-тивность капитальных вложений и срок их окупаемости определяют по формулам:
Е | = НД | ; | Т | о | = | К | , | ||
абс.н.х | |||||||||
К | НД | ||||||||
где Еабс.н.х – абсолютная экономическая эффективность капитальных вложений для народного хозяйства; ДН – прирост национального
Глава 5. Финансовые ресурсы
дохода; К – сумма единовременных капитальных вложений, обеспе-чивших прирост национального дохода.
Для экономического района или отрасли производства показа-тель абсолютной экономической эффективности определяется как от-ношение прироста прибыли, полученной за определенный период, к стоимости вложений.
Для прибыльных предприятий абсолютная экономическая эф-фективность капитальных вложений и срок их окупаемости опреде-ляются по формулам:
Е | абс.п.п | = | П | ; | Т | о | = | К | , | |
К | П | |||||||||
где Еабс.п.п – абсолютная экономическая эффективность капитальных вложений для прибыльных предприятий; П – прирост прибыли; К – сумма единовременных капитальных вложений, обеспечивших при-рост прибыли.
Для убыточных предприятий абсолютная экономическая эф-фективность капитальных вложений и срок их окупаемости опреде-ляются следующим образом:
Еабс.у.п = | ( S1 − S 2 ) Q2 | ; | То = | К | , | |||
K | ( S − S | ) Q | ||||||
где Еабс.у.п – абсолютная экономическая эффективность капитальных вложений для убыточных предприятий; S1 и S2 – себестоимость еди-ницы продукции до и после вложения инвестиций; К – сумма едино-временных капитальных вложений; Q2 – объём выпуска продукции после использования вложений.
Задача 5.21. Стоимость строительства нового цеха−36млн руб.,затраты на оборотные средства − 14 млн руб. Годовая выручка от реа-лизации − 70 млн руб. Себестоимость годового выпуска − 60 млн руб.
Определить коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений в строительство нового цеха.
Решение
Определим коэффициент абсолютной эффективности вложений:
Еабс = | 70 −60 | = 0,2 | руб./руб. |
36 +14 |
Экономика дорожного строительства
Задача 5.22. Годовой выпуск изделий А,Б,В и Г соответственно5, 2,5, 1,5 и 1 тыс. шт. при оптовой цене за изделие 4, 6, 8 и 13 тыс. руб. и удельной себестоимости 3,3, 4,8, 6,2 и 10,2 тыс. руб. По данным ин-вестиционного проекта, капитальные вложения в строительство ново-го цеха – 42 млн руб. Ставка налога на прибыль равна 24 %.
Определить абсолютную экономическую эффективность капи-тальных вложений в строительство нового цеха.
Решение
Определим:
1) валовую прибыль:
Пв = 5(4 − 3,3) + 2,5(6 − 4,8) + 1,5(8 − 6,2) + 1(13 − 10,2) = 12 млн руб.;
2) чистую прибыль:
Пч = 12(1 − 0,24) = 9,12 млн руб.;
3) абсолютную экономическую эффективность капитальных вложений:
Еабс = | 9,12 | = 0,217 руб./руб. |
Сравнительная экономическая эффективностьучитываетсяпри выборе лучшего варианта решения задачи. Если предлагаются два варианта, первый из которых требует меньших капитальных вло-жений (К2 > К1), то при равноценности текущих затрат (S2 = S1) более дорогой вариант является наиболее эффективным.
Расчётный коэффициент сравнительной экономической эф-
фективности инвестицийпоказывает,какой эффект в виде эконо-мии текущих затрат дают дополнительные капитальные вложения. Если К2 > К1, а S1 > S2, то определяется расчётный коэффициент эф-фективности Ер который представляет собой отношение значений разности (S1 – S2 ) и дополнительных капитальных вложений (К2 – К1):
Ер = КS1 −−SК2 .
2 1
Полученное значение Ер нужно сравнить с нормативным показа-телем экономической эффективности Ен. Если Ε р ≥Εн, то предпочте-
ние отдаётся более капиталоёмкому варианту и наоборот. Этот коэф-
Глава 5. Финансовые ресурсы
фициент характеризует величину снижения годовых текущих затрат на 1 руб. дополнительных капитальных вложений.
Задача 5.23. Определить лучший вариант вложения средств,ис-пользуя метод сравнительной эффективности капитальных вложений
(табл. 5.4).
Таблица 5.4 | ||||||||||||
Показатели | Порядковый номер варианта | |||||||||||
Годовой объём производства, | 2 000 | 2 000 | 2 000 | 2 000 | ||||||||
тыс. шт. | ||||||||||||
Удельная себестоимость, тыс. | 86,5 | 92,88 | 83,88 | 82,96 | ||||||||
руб./шт. | ||||||||||||
Капитальные вложения, млн руб. | 90,3 | 58,4 | 46,6 | 50,25 | ||||||||
Нормативный коэффициент эко- | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | ||||||||
номической эффективности вло- | ||||||||||||
жений | ||||||||||||
Решение | ||||||||||||
1. Сравним между собой варианты 1 и 2: | ||||||||||||
Ер = | Q ( S 2− S 1) | = | 2000(92,88 −86,5 | ) | =0,4. | |||||||
K1− K 2 | −58400 | |||||||||||
Так как Ер > Ен (0,4 > 0,25), к внедрению принимается 1 вариант,
а 2 вариант из дальнейшего анализа исключается, как неэффективный.
2. Сравним между собой варианты 1 и 3:
Ер = | Q ( S1− S 3) | = | 2000(86,5 −83,88) | =0,12. | |
90300 −46600 | |||||
K3− K1 |
Поскольку Ер < Ен (0,12 < 0,25) к внедрению принимается менее капиталоёмкий 3 вариант, а 1 вариант из дальнейшего анализа исклю-чается.
3. Сравним между собой варианты 3 и 4:
Ер = | Q ( S 3 | − S 4 ) | = | 2000(83,88 −82,96) | =0,5. | ||
K4 | − K 3 | 50250 −46600 | |||||
Экономика дорожного строительства
Так как Ер > Ен (0,5 > 0,25), к внедрению принимается более капи-талоёмкий 4 вариант, потому что он является наиболее эффективным.
4. Проверим достоверность проведённых расчётов, используя метод приведённых затрат. Определим приведённые затраты по вари-антам:
Зпр.I = 2 000 · 86,5 + 0,25 · 90 300 =195 575 тыс. руб.; Зпр.II = 2 000 · 92,88 + 0,25 · 58 400 = 200 360 тыс. руб.; Зпр.III = 2 000 · 83,88 + 0,25 · 46 600 = 179 410 тыс. руб.; Зпр.IV = 2 000 · 82,96 + 0,25 · 50 250 = 178 482 тыс. руб.
5. Проверим достоверность проведённых расчётов, используя метод приведённых затрат (по удельной себестоимости и удельным вложениям):
Зпр.1 = 86,5 +0,25 903002000 = 97,788 тыс. руб.;
Зпр.2 = 92,88 +0,25 584002000 = 100,18 тыс. руб.;
Зпр.3 = 83,88 +0,25 466002000 = 89,7 тыс. руб.; Зпр.4 = 82,96 +0, 25 502502000 = 89,24 тыс. руб.;
Расчёт приведённых затрат по вариантам подтвердил, что луч-шим является четвёртый вариант, так как его затраты являются ми-нимальными.
Величина, обратная коэффициенту сравнительной эффективно-сти, называется сроком окупаемости дополнительных капитальных вложений. Она характеризует время, в течение которого дополни-тельные инвестиции окупаются за счёт прироста экономических ре-зультатов или снижения текущих затрат. Если капитальные вложения считаются единовременными и результаты инвестирования отлича-ются по вариантам лишь эксплуатационными издержками, то год их окупаемости определяют по формулам:
Τ | р | = | ; | Τ | р | = | К 2 − К1 | . | |||
Ε | |||||||||||
р | S | − S | |||||||||
При условии Тр ≤ Тн второй вариант является более эффективным.
Глава 5. Финансовые ресурсы
Из нескольких вариантов лучший выбирается на основе минимума приведённых затрат.Приведённые затраты,сроки оку-паемости (То.н нормативный и То.р расчётный) дополнительных вло-жений, коэффициенты эффективности (нормативный и расчётный ) дополнительных капитальных вложений определяются по формулам:
Зпр = Si | + Е н K i → min ; | З пр = К i + Т н.оSi | → min ; | |||||||||||||||||
Т | = | ; | Т | = | ; | Е | н | = | ; | Е | р | = | , | |||||||
о.н | Е н | о.р | Е р | Т о . н | То.р |
где Зпр – приведённые затраты для i-го варианта; Si – годовая себе-стоимость продукции (работ) или годовые эксплуатационные расходы по тому же варианту; Кi – капитальные вложения по i-му варианту.
Для долгосрочных программ срок окупаемости То – период, в течение которого сумма ежегодных результатов (экономия или при-быль) достигает величины авансируемых на её осуществление капи-тальных вложений.
Для двух вариантов (из числа рассматриваемых), имеющих наи-меньшие значения приведённых затрат, вычисляют расчётный коэф-фициент экономической эффективности капитальных вложений и сравнивают его с нормативным: если Ер ≥ Ен, то капитальные вло-жения в экономическом плане обоснованы.
Недостаток данной методики в том, что критерием для опреде-ления лучшего варианта являются приведённые затраты, а не при-быль, которая в наибольшей степени отвечает требованиям рынка. Эта методика не может быть использована при обосновании инвести-ций, направляемых на улучшение качества продукции.
Задача 5.24. Нормативный коэффициент сравнительной эконо-мической эффективности капитальных вложений составляет 0,25.
Определить наиболее эффективный вариант по данным табл. 5.5.
Решение
Определим приведённые затраты по вариантам:
Зпр.1 = 1 100 + 0,25 · 2 500 = 1 725 тыс. руб.; Зпр.2 = 1 000 + 0,25 · 2 800 = 1 700 тыс. руб.; Зпр.3 = 950 + 0,25 · 3 200 = 1 750 тыс. руб.
Экономика дорожного строительства
Таблица 5.5 | |||
Вариант | Капитальные вложе- | Себестоимость годового объёма | |
ния, тыс. руб. | производства, тыс. руб. | ||
Вывод: лучшим является 2 вариант, так как он имеет минималь-ные приведённые затраты.
Задача 5.25. Распределение капитальных вложений по вариан-там соответственно 100, 120, 150 млн руб.; себестоимость годового выпуска по тем же вариантам соответствует 125, 110 и 100 млн руб.
Определить наиболее эффективный вариант осуществления ка-питальных вложений при двух различных нормативных коэффициен-тах экономической эффективности капитальных вложений (0,2 и 0,4).
Решение
Определим:
1) приведённые затраты по вариантам при нормативном коэффи-циенте экономической эффективности капитальных вложений в 0,2:
Зпр.1 = 125 + 0,2 · 100 = 145 млн руб.; Зпр.2 = 110 + 0,2 · 120 = 134 млн руб.; Зпр.3 = 100 + 0,2 · 150 = 130 млн руб.
Вывод: лучший – 3 вариант, так как он имеет минимальные при-ведённые затраты;
2) приведённые затраты по вариантам при нормативном коэф-фициенте экономической эффективности капитальных вложений 0,4:
Зпр.1 = 125 + 0,4 · 100 = 165 млн руб.; Зпр.2 = 110 + 0,4 · 120 = 158 млн руб.; Зпр.3 = 100 + 0,4 · 150 = 160 млн руб.
Вывод: лучшим является 2 вариант, так как он имеет минималь-ные приведённые затраты.
В случае расчётов экономической эффективности при несо-поставимости объёмов выполняемых работследует использоватьудельные значения капитальных вложений Куд. i и удельных затрат на производство продукции Sуд.i (или эксплуатационных расходов), т.е.
Глава 5. Финансовые ресурсы
затрат, приходящихся на единицу измерения объёма Qi производимой продукции в натуральных показателях (1м2 или 1м3):
Куд .i = | Кi | ; | Sуд.i = | Si | . | |
Qi | Qi |
Задача 5.26. Разработаны три варианта изобретения на техноло-гию производства изделия, представленные в табл . 5.6. Нормативный коэффициент сравнительной эффективности равен 0,2.
Определить наиболее эффективный вариант вложения капитала.
Таблица 5.6 | ||||
Показатели | Варианты | |||
Капитальные вложения, млн руб. | 42,5 | |||
Издержки производства на одно изделие, руб. | ||||
Годовой объем производства, тыс. шт. | 12,5 |
Решение
Определим:
1) удельные вложения по вариантам:
Куд.1 | = | 42500000 | = 2 500 млн руб.; | |
Куд.2 | = | 36000000 | = 3 000 млн руб.; | |
Куд.3 | = | 250000000 | = 2 000 млн руб.; | |
2) приведённые затраты по вариантам:
Зпр.1 = 120 + 0,2 · 2 500 = 620 млн руб.; Зпр.2 = 150 + 0,2 · 3 000 = 750 млн руб.; Зпр.3 = 185 + 0,2 · 2 000 = 585 млн руб.
Вывод: лучшим является 3-й вариант, так как он имеет мини-мальные приведённые затраты.
Следует различать такие понятия, как «экономическая эффек-тивность» и «экономический эффект».
Экономика дорожного строительства
Экономическая эффективность–результат внедрения соот-
ветствующего мероприятия; она учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых фи-нансовых интересов участников инвестиционного проекта. Может быть выражена экономией от снижения себестоимости, прибылью, приростом прибыли или национального дохода.
Экономический эффект–обычно годовой результат экономи-ческой деятельности, представляющий собой разницу между приве-денными затратами по вариантам (Эпр = Зпр.1 – Зпр.2), которые скоррек-тированы на годовой объём работ:
Э = ( S − E К | ) − ( S − Е К | ) Q ; Э = ( S − S | )− ( K | −К | ) Q , | |||||
г | 1н 1 | 2н 2 | г | |||||||
где S1, S2 – удельная себестоимость по вариантам (S1 > S2); К1, К2 – удельные капитальные вложения по вариантам (К1 > К2); Ен – норма-тивный коэффициент экономической эффективности вложений (0,14); Q 2–годовой объём,соответствующий внедряемому варианту;Зпр.1и Зпр.2 – приведённые затраты по вариантам.
Задача 5.27. Нормативный коэффициент экономической эффек-тивности капитальных вложений – 12 %.
Определить экономическую эффективность от специализации продукции по данным табл. 5.7.
Таблица 5.7 | |||
Показатель | До специа- | После | |
лизации | специализации | ||
Годовой выпуск изделий, тыс. шт. | |||
Себестоимость изделия, тыс. руб. | 50,0 | 40,0 | |
Удельные капитальные вложения, тыс. руб. | 110,0 | 160,4 | |
Транспортные расходы по доставке единицы | 8,0 | 11,6 | |
продукции потребителю | |||
Решение
Определим годовую экономическую эффективность:
Эг. = 42[(50 + 0,12 · 110 + 8) – (40 + 0,12 · 160,4 + 11,6)] = = 14,78 млн руб.
Глава 5. Финансовые ресурсы
Задача 5.28.Организация,имея годовой размер выпуска2 000тпродукции с затратами на её производство 180 млн руб., провела ме-роприятия по углублению процесса специализации, в результате чего себестоимость изделия снизилась на 7 %. Одновременно, в связи с изменением поставщиков, повысились транспортные расходы в рас-чёте на единицу продукции с 2,0 до 2,3 тыс. руб.
Определить размер годовой экономии от проведенных меро-приятий при увеличении выпуска продукции на 10 %.
Решение
Определим:
1) себестоимость 1 т продукции до и после проведения меро-приятий по углублению процесса специализации:
S1 = 180 000 : 2 000 = 90 тыс. руб./т.;
S2 = 90 · (1 – 0,07) = 83,7 тыс. руб./т.
2) годовую экономическую эффективность:
Эг = [(S1 + T1) − (S2 + Т2)]Q2 = [(90 + 2) − (83,7 + 2,3)] 2(1 + 0,1) = = 13,2 млн руб.
Расчёты экономической эффективности капитальных вложений ведутся на стадии ТЭО строительства дорожных объектов. При этом эффект от строительства дороги может быть прямым и косвенным.
Прямой экономический эффект–выгоды и преимущества,
получаемые народным хозяйством в случае реализации варианта, предусматривающего капитальные вложения в строительство дорог.
Проявления прямого экономического эффекта:
сокращение издержек автотранспорта при перевозках грузов и пассажиров вследствие улучшения дорожных условий и сокраще-ния расстояний в результате более рационального начертания дорож-ной сети ; сокращение потерь, связанных с временем пребывания пас-сажиров в пути; эффект от перехода на перевозку автотранспортом грузов, которые ранее перевозились железнодорожным или водным транспортом; экономия благодаря обеспечению регулярных сообще-ний автотранспортом и устранению необходимости в создании на пе-риод бездорожья запасов круглогодично производимых и равномерно потребляемых грузов, сокращение потерь грузов при перевозках, лик-видация отрицательного влияния существующей неблагоустроенной дорожной сети на развитие сельскохозяйственного производства,
Экономика дорожного строительства
потерь при несвоевременной доставке дефицитных грузов и вывозке сельскохозяйственной продукции, а также от преждевременного из-носа техники и транспортных средств на неблагоустроенных дорогах.
Косвенный эффектвозникает в результате строительства авто-дорог и создания благоприятных условий для развития новых произ-водств и освоения новых источников природных ресурсов. Он выра-жается в сокращении издержек производства продукции во вновь ос-военных районах по сравнению с её производством в старых районах и снижении стоимости продукции.
Количественная оценкакаждой из этих форм проявления эко-номического эффекта осуществляется путём сопоставления условий, возникающих в результате строительства дороги , с тем её состоянием, которое было бы в данном районе при отказе от её возведения. Влия-ние этих факторов на величину капитальных вложений в дорогу оце-нивается показателями единовременных и текущих затрат.
В состав единовременных затратвключаются капитальныевложения в: строительство дороги с распределением по годам; транс-порт, необходимый для выполнения планового объёма перевозок; су-ществующую транспортную сеть при наличии или отсутствии дороги; нетранспортные отрасли хозяйства, потребность в которых зависит от наличия или отсутствия дороги; оборотные средства в народном хо-зяйстве, связанные с продолжительностью нахождения грузов в пути.
В состав текущих затратвходят:ежегодные затраты на пере-возку грузов в плановом объёме; расходы по поддержанию транс-портной сети в надлежащем состоянии; потери в нетранспортных от-раслях от бездорожья; потери, вызванные необходимостью создания сезонных запасов грузов на период перерыва в работе транспорта; убытки от исключения земельных угодий из сельскохозяйственного оборота и размещения на них объектов дорожной и автотранспортной служб.
Уменьшить величину текущих затрат по соответствующему ва-рианту может суммарный эффект от освоения новых источников природных ресурсов, развития производительных сил, реализации но-вых транспортных связей, сокращения времени пребывания пассажи-ров в пути, вызванный вводом в эксплуатацию построенной дороги.
Для определения экономической эффективности вложений в до-рогу нужно рассмотреть две схемы осуществления перевозок (а имен-но – при наличии дороги и её отсутствии), рассчитать единовремен-ные и текущие затраты. Таким образом, задача определения эффек-
Глава 5. Финансовые ресурсы
тивности капитальных вложений в дорогу по своей сути сводится к сравнению двух вариантов и решается методом сравнительной эф-
фективности.
Расчётный год эксплуатации дороги устанавливается в зависи-мости от величины коэффициента ежегодного прироста текущих за-трат.
При одноэтапных единовременных и неизменных текущихзатратах можно определить расчётный срок окупаемости вложений:
′ ′′ | ′′ | ′ | |||||||||||||
Е | р | = | С р −Ср | ; Т | р | = | ; | Т | р | = | Кпр −Кпр | , | |||
К ′′пр − К′пр | Ер | С′р −С′′р | |||||||||||||
где С′р и С′′р – текущие расходы за 1 расчётный год эксплуатации до-роги по вариантам «отсутствует дорога» и «построена дорога»; К′пр′ и К′пр – единовременные затраты, приведённые к последнему году
строительства, для тех же вариантов.
Вложения считаются эффективными, если коэффициент эффек-тивности Ер > Е н, а срок окупаемости Тр < Т н.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Назовите обобщающие показатели экономической эффектив-
ности.
2. Объясните термины «текущая стоимость» и «будущая стои-мость» денег.
3. В чём заключается отличие расчёта будущих денежных средств по формулам простых и сложных процентов?
4. Зачем необходим расчёт внутренней нормы рентабельности инвестиций?
5. Как учитывается фактор времени в строительстве?
6. Что такое потери от «замораживания» капитальных вложений?
7. Что такое модифицированный коэффициент дисконтирова-
ния?
8. В чём суть сравнительной экономической эффективности ин-вестиций?
9. В чём различие финансовых и реальных инвестиций?
Экономика дорожного строительства
10. Дайте объяснение терминам «компаундинг» и «дисконтиро-
вание».
11. Как определить экономию от сокращения срока строитель-
ства?
12. Напишите формулу расчёта чистого дисконтированного до-
хода.
13. Каким образом проявляется прямой экономический эффект, получаемый хозяйством страны от строительства автомобильной до-роги?
14. Каким образом проявляется косвенный эффект от строитель-ства автомобильной дороги?
15. Состав единовременных затрат капитальных вложений.
16. Состав текущих затрат капитальных вложений.
17. Объясните термины «экономическая эффективность» и «эко-номический эффект».