Эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности. Факторы эластичности
Факторы эластичности
1. Наличие субститутов при действующей рыночной цене Если цена товара снижается, то по сравнению с другими товарами он становится дешевле. для упрощения рассматриваемой ситуации можно использовать следующий общий вывод: если спрос на товар почти неэластичный при широком диапазоне изменения цены, этот товар можно считать предметом первой необходимости, и наоборот.
2. Разнообразие способов использования товара-субститута Когда один товар может быть субститутом для другого, спрос на него, скорее всего, будет эластичным. Чем большее количество товаров он может заменить, тем больше будет расширяться спрос на него по мере снижения его цены
3. Доля расходов на данный товар в общей величине доходов Когда на какой-то товар или услугу расходуется лишь незначительная часть дохода потребителя (примерами таких товаров могут служить перец, соль, крем для обуви, газеты, спички, зубная паста), то при росте их цены люди не станут тратить время на поиски заменителей. Поэтому спрос на такие товары сравнительно неэластичен. С другой стороны, если расходы на покупку товара довольно большие, как, например, на многие бакалейные продукты, то здесь рост цены служит весомым стимулом к тому, чтобы постараться отыскать другие варианты покупок.
4. Период времени Поскольку поиск товаров-субститутов или изменение потребительских привычек требует времени, то при рассмотрении сравнительно длительного периода эластичность спроса может оказаться больше, чем в краткосрочном периоде.
5. Возможность привлечения новых покупателей .снижение цены, позволяющее людям из многих доходных групп покупать этот товар, приведет к высокой эластичности спроса.
Эластичность спроса и предложения по цене
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене. Различают три варианта эластичности спроса:
1) эластичность спроса, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;
2 ) единичная эластичность спроса, когда изменение цены (выраженной в процентах) равно процентному изменению объема продаж.
Величина эластичности спроса.
Эластичность можно измерить с помощью коэффициентаэластичности:
Данная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. В случае, эластичного спроса, когда прирост количества больше сокращения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1).
При неэластичном спросе ED < 1. В случае, когда процентное изменение цены равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1.
Эластичность спроса по цене, как правило, бывает для предметов роскоши (драгоценностей) и для достаточно дорогих предметов потребления (автомобилей).
Неэластичен спрос на товары первой необходимости.
Давая графическую интерпретацию эластичности (рис.1), заметим, что чем больше коэффициент эластичности, тем положе кривая спроса.
Рис. 1. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Существует также абсолютно эластичный и неэластичный спрос (рис. 2).
В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис. 2а). Потребители платят одинаковую цену независимо от величины спроса (например, на жизненно важные медикаменты).
В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любом уровне цен. Изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражена вертикальной прямой ( рис. 2б).
Рис. 2. Экстремальные случаи эластичности спроса:
а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения.
Эластичность предложения можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.
Коэффициент эластичности предложения
Измерение эластичности предложения производится с помощью коэффициента эластичности. Он рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (Es) имеет вид:
Es = ?QA :?P.
Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:
1) эластичное предложение;
2 ) неэластичное предложение;
3) предложение единичной эластичности.
Кривые предложения с разной степенью эластичности
Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения – абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.
Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию.
На рисунке представлены различные варианты эластичности кривой предложения. На рис. А) S1 – не эластичное предложение (Е < 1); S2 – предложение единичной эластичности (Е = 1); S3 – эластичное предложение (Е > 1).
На рис. B) S1 – абсолютно неэластичное предложение (Е =0); S2 – абсолютно эластичное предложение (Е = ?).
Фактор времени, влияющий на эластичность предложения.
На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, скажем, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной.
Решающую роль в эластичности предложения имеет количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают следующие периоды:
– текущий период – это период, в течение которого производитель не имеет возможности приспособиться к уровню изменения цен;
– краткосрочный период – это период, в течение которого производители не успевают в полном объеме отреагировать на изменение цен. Следовательно, не успевают изменить производственные мощности;
– долгосрочный период – характеризуется достаточным временем, для того чтобы производитель полностью приспособился к изменению цен.
Коэффициент ценовой эластичности спроса и предложения
Коэффициент ценовой эластичности спроса (предложения) может быть определен методами расчета точечной и дуговой эластичности.
Точечная ценовая эластичность спроса (предложения) — это точный показатель чувствительности спроса (предложения) к изменениям цены. Коэффициент точечной ценовой эластичности (эластичности в точке) рассчитывается в том случае, если необходимо определить эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому, т.е. когда известны начальная и конечная точки, описывающие комбинацию цены товара и величины спроса (предложения) на него, а функция спроса (предложения) не задана.
Рассчитывается коэффициент точечной ценовой эластичности спроса по формуле:
Ер=((Q2— Q1): Q1): ((P2-P1): P1) =∆Q/∆P ,
где Q1 и Q2 – начальный и конечный объемы спроса;
P1 и P2 – начальная и конечна цена товара;
∆Q – процентное изменение объема (величины) спроса;
∆P — процентное изменение цены товара.
Коэффициент ценовой эластичности спроса всегда является величиной отрицательной, поскольку между спросом и ценой существует обратная зависимость. Спрос считается эластичным в том случае, когда абсолютное значение коэффициента эластичности больше единицы: |Ер| > 1.
Дуговая эластичность предложения является показателем средней реакции предложения на изменение цены товара на некотором отрезке кривой предложения. Она определяется как средняя эластичность (используются средние для дуги значения цен и объемов предложения).
Коэффициент дуговой эластичности предложение рассчитывается по формуле:
Еs = (∆Q: ∆P) × ((P1 + P2): (Q1 + Q2),
где Р1 и Р2 – первоначальная и конечная цена соответственно;
Q1 и Q2 – первоначальный и конечный объемы предложения соответственно.
Факторы,влияющие на эластичность
Эластичность показывает зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов.
Факторы, влияющие на эластичность:
– наличие хороших заменителей товаров;
– удельный вес в бюджете потребителя;
– размер дохода;
– качество товаров.
Эластичность спроса по доходу
Перекрестная эластичность
Эластичность спроса по доходу – это соотношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода потребителей:
где Q1 – количество до изменений;
Q2 – количество после изменений;
Y1 – доход до изменений;
Y2 – доход после изменений.
Эластичность спроса по доходу равна отношению процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.
Потребитель поразному меняет спрос на различные товары при изменении дохода. Поэтому показатель может иметь различные (положительные и отрицательные) значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Е1 больше 0). В этом случае речь идет скорее о нормальном товаре (например, дополнительном костюме), который потребитель может себе позволить при возрастании дохода.
Если при этом рост спроса опережает рост дохода (Е1 больше 1), то имеет место высокая эластичность спроса по доходу. Такое бывает со спросом на товары длительного пользования.
Вероятна и другая ситуация, когда значение Е1 отрицательно. Речь идет об аномальных или низкокачественных товарах. Такие товары потребители при растущем доходе покупают меньше, предпочитая более высококачественные.
Изменение эластичности по доходу связано с понятием номинальных товаров и товаров низшего качества. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на номинальные товары будет положительна.
Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении. Значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к росту или падению дохода.
Эластичность спроса по доходу можно разделить на три основные формы:
1) положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;
2 ) отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;
3 ) нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.
Перекрестная эластичность – это отношение процентного изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).
Формула перекрестной эластичности выглядит так:
Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на белый хлеб вызывает спрос на черный хлеб. Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам. Например, рост цен на бензин вызовет уменьшение спроса на смазочное масло. Нулевая перекрестная эластичность характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Например, мебель и обувь, автомобиль и хлеб.
Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары
Для принятия ценовых решений необходимо рассчитать перекрестные коэффициенты эластичности спроса от цен. Спрос на какой-либо товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары (в первую очередь заменяющие его). Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на один процент, при условии, что остальные цены и доход останутся неизменными.
(4)
где KЭy/x – коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар у при изменении цены товара х;
p1x – начальный уровень цены товара х;
p2x – конечный уровень цены товара х;
q1y – начальный уровень объема спроса на товар у;
q2y – конечный уровень объема спроса на товар у.
Взаимодополняющие товары – коэффициент перекрестной эластичности отрицательный.
Взаимозаменяющие товары – коэффициент перекрестной эластичности положительный.
Независимые товары– коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.
Учет перекрестной эластичности спроса по цене может существенно повлиять на принятие стратегических и тактических решений на конкурентном рынке