Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь
Направления государственное регулирования. Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы экономического роста. Его обобщающие показатели — ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.
Привести к увеличению национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно —через увеличение гос.сбережений и косвенно – через создание стимулов для увелич. Частных сбережений.
Eщё одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.
Стратегическими целями устойчивого развития Республики Беларусь являются динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Главными источниками устойчивого развития должны стать человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны. При этом главными приоритетами становятся высокий интеллект—инновации—благосостояние.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход па инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, и в первую очередь — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.
Поддержание экономического роста и инвестиционной активности за счет внутренних факторов связано с развитием малого и среднего бизнеса, ресурсосбережением, реструктуризацией и приватизацией, снижением уровня налогообложения, поиском дополнительных факторов роста.
Высокая инвестиционная активность экономики является важнейшим внутренним фактором, стимулирующим со стороны спроса расширение производства и экономический рост.
В значительной степени экономическийрост в республике поддерживается на основеблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (о чемсвидетельствуют высокие темпы роста экспорта) и усиленияадминистративных мер по выполнению прогнозныхтемповых показателей.
54.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.
Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, зада- чи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее.
Функции: стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости; стабилизирующая, предполагающая перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий, для населения в целом, для каждой из его социальных групп.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях: микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников; макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов; интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран. С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.
Принципы: принцип социальной справедливости; Принцип индивидуальной социальной ответственности; Принцип солидарности; принципа социальной компенсации; принципа социальных гарантий; принципа всеобщности. Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения.
Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский и бевериджский. Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков, а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. Основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика.
55.Показатели результативности социальной политики. Ур-нь и кач-во жизни населения,МПБ,БПМ
Обобщ-ми и результ-ми показ-ми развит эк-ки и проводимой соц политики служат ур-нь и кач-во жизни насел той или иной страны.Под уровнем жизни поним степень удовл-ния потр-тей людей в опред, необх-х для жизни благах.Основн показ-ми Ур-ня жизни в совр усл, согласно рекомендациям
ООН, рассм следующие:Рождаемость и смертность населения.Санитарно-гигиенические условия жизни.Потребление продовольственных товаров. Жилищные условия.Образование и культура.Занятость и условия труда. Доходы и расходы населения.Стоимость жизни и цены.Транспортные средства.Организация отдыха.Социальное обеспечение.Свобода человека.
Для расчета их исп ИРЧП индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех
индексов:-уровня образования;-реального ВВП на душу населения;-ожидаемой продолжительности жизни.Кажд из трех индексов рассчит по соотв ф-ле:I=(Dф-Dmin)/(Dmax-Dmin),гдеDф, Dmin, Dmax - данные фактические, миним и максим.Если, предположим, индекс продолжит жизни (Iп.ж.) в стране составил 0,75, то. рассчитав другие составляющие ИРЧП - индекс уровня образованности (Iобр) и индекс среднедушевого ВВП(Iввп), общий ИРЧП можно определить по формуле
ИРЧП=(Iп.ж+Iобр+Iввп)/3
Общ вел-на ИРЧП служит основой для рейтинговой оценки стран мира. Кач жизни - совок-ть взаимосвяз характ-к мат-го, соц-го и культурно-нравственного благополучия насел.
Для опред кач-ве жизни насел страны учит много показателей. :хар-ка среды обит, усл окруж среды, степени безоп-ти жизни граждан, соц защиты и соц гарантий, сост к-ры, ур-ня нравств-ти…
Прожит мин — это миннабор мат благ и услуг, необх для обеспеч жизнедеят-ти чел и сохр его здор(ориентирован на низший ур-нь потребл).Бюджет прожит минимума —стоим вел прожит мин + обязат платежи и взносы. Рассчит-ся в ср на душу нас и по осн соц-демографич гр. Мин потребительский бюджет - расх на приобрет набора потребит тов и услуг для удовлетв осн физиологич и соц-культ потребностей человека. Рассчитывается для конкр потребит единиц (соц-демографич гр нас). МПБ в ср на душу нас - среднед МПБ семьи из 4 чел( 2 взрослых 2 детей).
Осн нат-вещ стр-ры МПБ-ов - сист потребительских корзин. ПК — это научно обоснованный сбалансированный набор тов и услуг, удовлетворяющих конкр функциональные потреб челв опред отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.