Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в Республике Беларусь

Направления государственное регулирования. Макроэкономи­ческая политика государства кроме основных направлений долж­на включать и меры по стабилизации экономики и экономическо­му росту. С этой целью государство влияет на источники и факто­ры экономического роста. Его обобщающие показатели — ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направ­лена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.

Привести к увеличению национальной нормы сбережений го­сударственная политика может двумя путями: непосредственно —через увеличение гос.сбережений и косвенно – через создание стимулов для увелич. Частных сбережений.

Eщё одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование тех­нического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монопо­лию изобретателю; проведение налоговой политики, частью ко­торой могут быть льготы научно-исследовательским организаци­ям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.

Стратегическими целями устойчивого развития Рес­публики Беларусь являются динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нрав­ственности народа на основе интеллектуально-иннова­ционного развития экономической, социальной и ду­ховной сфер, сохранение окружающей среды для ны­нешних и будущих поколений.

Главными источниками устойчивого развития долж­ны стать человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и вы­годное географическое положение страны. При этом главными приоритетами становятся высокий интел­лект—инновации—благосостояние.

Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход па инновацион­ный путь развития, реализация общесистемных преоб­разований экономики и общества, и в первую оче­редь — построение высокоэффективной социально ори­ентированной рыночной экономики с развитыми ин­ститутами предпринимательства и рыночной инфра­структурой, действенными механизмами государствен­ного и рыночного регулирования.

Поддержание экономического роста и инвестицион­ной активности за счет внутренних факторов связано с развитием малого и среднего бизнеса, ресурсосбереже­нием, реструктуризацией и приватизацией, снижени­ем уровня налогообложения, поиском дополнительных факторов роста.

Высокая инвестиционная активность экономики яв­ляется важнейшим внутренним фактором, стимулиру­ющим со стороны спроса расширение производства и экономический рост.

В значительной степени экономическийрост в рес­публике поддерживается на основеблагоприятной внеш­неэкономической конъюнктуры (о чемсвидетельству­ют высокие темпы роста экспорта) и усиленияадми­нистративных мер по выполнению прогнозныхтемпо­вых показателей.

54.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.

Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, зада- чи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее.

Функции: стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости; стабилизирующая, предполагающая перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий, для населения в целом, для каждой из его социальных групп.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях: микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников; макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов; интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран. С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни.

Принципы: принцип социальной справедливости; Принцип индивидуальной социальной ответственности; Принцип солидарности; принципа социальной компенсации; принципа социальных гарантий; принципа всеобщности. Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения.

Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский и бевериджский. Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков, а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. Основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика.

55.Показатели результативности социальной политики. Ур-нь и кач-во жизни населения,МПБ,БПМ

Обобщ-ми и результ-ми показ-ми развит эк-ки и проводимой соц политики служат ур-нь и кач-во жизни насел той или иной страны.Под уровнем жизни поним степень удовл-ния по­тр-тей людей в опред, необх-х для жизни благах.Основн показ-ми Ур-ня жизни в совр усл, согласно рекомендациям

ООН, рассм следующие:Рождаемость и смертность населения.Санитарно-гигиенические условия жизни.Потребление продовольственных товаров. Жилищные условия.Образование и культура.Занятость и условия труда. Доходы и расходы населения.Стоимость жизни и цены.Транспортные средства.Организация отдыха.Социальное обеспечение.Свобода человека.

Для расчета их исп ИРЧП индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех

индексов:-уровня образования;-реального ВВП на душу населения;-ожидаемой продолжительности жизни.Кажд из трех индексов рассчит по соотв ф-ле:I=(Dф-Dmin)/(Dmax-Dmin),гдеDф, Dmin, Dmax - данные фактические, миним и макси­м.Если, предположим, индекс продолжит жизни (Iп.ж.) в стране составил 0,75, то. рассчитав другие составляющие ИРЧП - индекс уровня образованности (Iобр) и индекс среднедушевого ВВП(Iввп), общий ИРЧП можно определить по формуле

ИРЧП=(Iп.ж+Iобр+Iввп)/3

Общ вел-на ИРЧП служит основой для рейтинговой оценки стран мира. Кач жизни - совок-ть взаимосвяз характ-к мат-го, соц-го и культурно-нравственного благополучия насел.

Для опред кач-ве жизни насел страны учит много показателей. :хар-ка среды обит, усл окруж среды, степени безоп-ти жизни граждан, соц защиты и соц гаран­тий, сост к-ры, ур-ня нравств-ти…

Прожит мин — это миннабор мат благ и услуг, необх для обеспеч жизнеде­ят-ти чел и сохр его здор(ориентиро­ван на низший ур-нь потребл).Бюджет прожит минимума —стоим вел прожит мин + обязат платежи и взносы. Рассчит-ся в ср на душу нас и по осн соц-демографич гр. Мин потребительский бюджет - расх на приобрет набора потребит тов и услуг для удовлетв осн физиологич и соц-куль­т потребностей человека. Рассчитывается для кон­кр потребит единиц (соц-демографич гр нас). МПБ в ср на душу на­с - среднед МПБ семьи из 4 чел( 2 взрослых 2 детей).

Осн нат-вещ стр-ры МПБ-ов - сист потреби­тельских корзин. ПК — это научно обоснованный сбалансированный набор тов и услуг, удов­летворяющих конкр функциональные потреб челв опред отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплек­сы, необходимые для нормальной жизнедеятельности челове­ка. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Наши рекомендации