Методы государственного регулирования товарного обращения

Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эво­люционному развитию экономики.

Государственное регулирование товарного обращения осуществля­ется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:

• правовые нормы;

• финансово-экономические рычаги;

• защита прав потребителей;

• регулирование торговой практики.

Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направлен­ную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечи­вающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокуп­ность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В Российской Федерации с 1991 г. действует федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет моно­полий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. В современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограни­чительной деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизон­тального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. п.

При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка.

]2____________ Глава 1. Организация государственного регулирования торговли

мированию и реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

©-связи с общим подходом к проблеме государственного регули­рования торговли задачами федерального уровня становятся тамо­женное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и суб­сидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспе­чивать реализацию принципов совместного ведения торгового об: служивания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой по­литики.

В связи с этим основными задачами региональных органов государ­ственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения и разработка особенностей их примене­ния к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормати­вов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эф­фективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие ре­гионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроиз­водителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за со­блюдением прав потребителей.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций государственного регулирования торговли является муници­пальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержки торговым организациям, определяющим си­туацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников тор-

Наши рекомендации