Тема 3. Закупочная логистика
3.1. Сущность закупочной логистики.В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы в Казахстане претерпела коренные изменения: на смену фондовому распределению товаров при административно-командной экономике, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, жесткой регламентации поставок товаров пришла эпоха свободных рыночных отношений, характеризующихся:
· свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;
· множественностью источников закупки (поставщиков);
· равноправием партнеров;
· возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
· свободой ценообразования;
· экономической ответственностью сторон;
· конкуренцией поставщиков и покупателей.
В западной практике закупочной деятельности выработан ряд общих правил, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками, но и упрочивают положение производства, создавая условия для выживания в конкурентной борьбе. На оптимизацию звена логистической цепи "закупка" влияют как внешние факторы, так и внутренние приоритеты, связанные с различным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, что вызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различными структурными подразделениями предприятий.
Основной целью закупочной логистики является управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Являясь значимым элементом логистической системы предприятия, подсистема закупок обеспечивает вход материального потока в логистическую систему, выдерживая требования оптимальности и системности производственного цикла. Основным структурным подразделением, выполняющим функции закупочной логистики на производственных и торговых предприятиях является служба снабжения или материально-технического обеспечения. Эта служба осуществляет закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления.
Специфика деятельности службы материально-технического обеспечения позволяет рассматривать её на двух уровнях:
¨ на макроуровне, поскольку служба снабжения является элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
¨ на микроуровне, поскольку она является элементом микрологистической системы предприятия, т. е. одним из подразделений, обеспечивающим его всеми необходимыми для производства материалами;
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
1. На макроуровне служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров, и, таким образом, является элементом макрологистической системы. Работая, в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения является связующим звеном между предприятиями в макрологистической системе. Основной принцип логистики — системный подход, т.е. получение синергического эффекта от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей макрологистической системы. Таким образом, служба снабжения, работая на предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы, при этом собственные интересы должны уступать общесистемным. Предприятие при таком подходе выигрывает как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы, — улучшается положение предприятия как ее элемента.
2. На микроуровне служба снабжения является элементом предприятия и преследует цели повышения эффективности его деятельности. При этом она должна органически вписываться в микрологистическую систему в цепи снабжение-производство-сбыт. Получениеэффекта синергии на этом уровне достигается через обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. (Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.)
Закупочная деятельность должна базироваться на принципах современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем — стратегия снабжения производства. С помощью методов маркетинга служба снабжения и производственный сектор получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции могут принести наибольшую прибыль. Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации закупок продукции.
Однако, следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Маркетологи не решают задачи технико-технологической согласованности с поставщиками, не определяют правовые аспекты договоренностей о поставках продукции, не предлагают также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, выполняет функции, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
Функциислужбы снабжения следующие:
· выявление и изучение потенциальных поставщиков продукции;
· определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;
· принятие решения о заказе, его форме и условиях выполнения;
· установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;
· управление запасами поставляемой продукции;
· учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.
Перечисленные функции службы снабжения могут быть успешно реализованы при условии соблюдения следующих принципов снабжения:
Ø планомерность — завоз продукции на основе плановых графиков проверки наличия продукции на складах и завоза новой партии;
Ø ритмичность — завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;
Ø гибкость — осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения ситуации на рынке;
Ø экономичность — минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;
Ø технологичность — использование современных технологий закупок и поставок, достижение технико-технологической согласованности с поставщиками.
Предприятие предъявляет следующие требования к службе снабжения:
1. Обеспечение непрерывного потока поставляемой продукции, сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия.
2. Управление запасами поставляемой продукции, сведение их уровня к минимуму.
3. Работа с поставщиками, поиск наиболее оптимальных поставщиков.
4. Достижение минимальной общей стоимости обслуживания: процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости.
5. Обеспечение конкурентного преимущества предприятия, соблюдение требований производства по качеству поставляемого сырья и комплектующих изделий.
8. Достижение продуктивных и конструктивных отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия.
Закупочная деятельность любого предприятия решает следующие основные вопросы:
¨ какие материалы требуются;
¨ какое количество материалов для производства продукта необходимо закупить;
¨ какому поставщику их заказать;
¨ на каких условиях произвести закупку продукции.
Помимо данного традиционного перечня логистика также решает вопросы:
¨ системно увязать деятельность предприятия с поставщиками;
¨ оптимизировать закупочную деятельность в соответствии с требованиями повышения общей эффективности предприятия;
¨ увязать закупки с производством и сбытом на основе системного подхода для получения эффекта синергии;
¨ определить организационную структуру службы снабжения для выполнения логистических функций закупок.
Микрологистическая концепция "точно в срок" (just-in-time) — система поставки комплектующих или товаров непосредственно к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время. Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов, когда японская компания Тоёта Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять микрологистическую систему KANBAN. Название «just-in-time» концепции несколько позже дали американцы, попытавшиеся также использовать этот подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции ЛТ было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов. Исходной постановкой было то, что, если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать внужном количестве, внужное место (на сборочной линии — конвейере)и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке страховые запасы, иммобилизирующие денежные средства фирмы, оказывались не нужны.
Учитывая широкую экспансию ЛТ подхода в различные сферы современного бизнеса, можно дать следующее его определение:
«ЛТ — это современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с запасами»[4].
Это означает, что наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо. Таким образом, функцию контроля качества поставляемой продукции должен выполнять поставщик, а, значит, уровень его надежности должен быть стопроцентным. Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применять систему поставок "точно в срок", должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь системной согласованности в вопросах составления и выполнения графиков поставки, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.
Система JIT ("точно в срок") позволяет максимально снизить уровень запасов поставляемой продукции, что значительно снижает издержки по их хранению и содержанию. Однако, применение данной системы в закупочной логистике повышает требования к надежности не только поставщиков, но и других участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому, если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах "точно в срок" предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.
Логистическая концепция JIT характеризуется следующими основными чертами:
¨ минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции;
¨ небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
¨ взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;
¨ эффективной информационной поддержкой;
¨ высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.