Вопрос 40 Формирование транспортных тарифов
Тариф на грузовые перевозки представляет собой денежное выражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки.
Услуги пассажирского транспорта являются одной из разновидностей нематериальных услуг, поскольку затраты труда не овеществляются в предметах.
В соответствии с общими правилами формирования цен, транспортный тариф состоит из себестоимости перевозок, прибыли и косвенных налогов.
Особенности формирования рынка транспортных услуг и их тарифов связаны с участием различных видов транспорта в перевозочном процессе: железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного. Их взаимозаменяемость, а также специфика работы каждого оказывают влияние на установление тарифов и выбор того или иного вида транспорта для перевозки. Н-р, на дальние расстояния для грузов, не треб. быстрой доставки, выгоднее использовать ж/д или водный как наиболее дешевые виды. На короткие - автомобильный, так как сокращает объем погруз.-разгрузочных работ, ускоряет доставку грузов. Среди грузовых тарифов наибольшей свободой -на автомоб. перевозки. На этом рынке работает много средних и мелких пр-ий разл. форм собственности. На остальных видах, где гос. форма собственности, тарифная политика полностью под гос. контролем.
Транспортные тарифы могут иметь различную форму построения :
Дифференциальные- установление тарифных ставок за единицу транспортной продукции той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки, чаще снижаются с увеличением расстояния перевозки (тарифы ж/д транспорта).
Пропорциональные -устанавление единых ставок за единицу транспортной продукции на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (тарифы автомобильного транспорта).
Аккордные устанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях (водный, авиационный транспорт).
Поскольку преобладающим подходом в формировании тарифов является затратный, себестоимость транспортных услуг представляет собой исходную расчетную базу при определении тарифов.
Особенностью формирования затрат на транспорте с учетом технологии перевозочного процесса является деление издержек по двум стадиям: по начально-конечным и движенческим операциям.
Начально-конечные операции предполагают расходы на содержание подвижного состава во время стоянки, подготовку его к погрузке и выгрузке, маневровым работам и т.д. Эти затраты не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза.
Движенческие операции определяют расходы по перемещению грузов: топливо, содержание путей сообщения, энергетического хозяйства, связи, сигнализации, подвижного состава в пути следования и др. Эти расходы непосредственно зависят от дальности перевозки.
Для расчета плановой с/с единицы транспортной работы(1 ткм, 1 пасс.-км, 1 км, 1 час работы, 1т груза, 1 отправку и др. в соотв. с принятой в организации методикой) составляется плановая калькуляция по соответствующим статьям расходов.
Затраты, связанные с перевозочной деятельностью, включаются в с/с в соотв. с Основными положениями по составу затрат, включаемых в с/с продукции (работ, услуг) и Особенностями состава затрат, включаемых в с/с продукции (работ, услуг) в организациях, осущ. транспортную деятельность, утв. постановлением Минтранспорта и коммуникаций РБ от 4 апреля 2007 г. N 18.
В плановую себестоимость включаются только затраты на перевозочную деятельность.Дополнительные работы и услуги, связанные с их перевозкой (экспедирование, погрузочно-разгрузочные работы, хранение груза, взвешивание груза, перевозка багажа, предоставление в пользование контейнеров, прицепов, прочие аналогичные работы и услуги) оплачиваются по соглашению сторон. Расходы на оплату за проезд по платным дорогам, мостам, переправам, оплату экологических, местных и иных, а также командировочные расходы водителей и сопров. его лиц дополнительно возмещаются заказчиками или иной стороной в соответствии с договором в случаях, когда перевозчик несет указанные расходы по поручению заказчика.