Роль и значение транспортных тарифов

Обеспечивая перемещение сырья и готовых изделий из сферы произ­водства в сферу потребления, транспорт продолжает процесс произ­водства. В результате перемещения предмета труда, т.е. перевозимого товара, «Изменяется его пространственное бытие и тем самым подвергается изменению его потребительная стоимость, так как изменяется простран­ственное бытие этой последней». Издержки транспорта на перемещение увеличивают стоимость транспортируемого продукта, так как к ней присоеди­няется затраченная стоимость производственных фондов транспорта и рабочей силы. Однако при этом не изменяются его количественные и качественные характеристики. В этом отражается и особенность продукции транспорта, которая не может существовать самостоятельно, потребляется в процессе ее производства и не имеет самостоятельной вещной формы.

Такое своеобразие транспортной продукции выражается и в ее цене, которая получила форму тарифа.

Транспортными тарифами называются система провозных плат и допол­нительных сборов, а также правила их применения и исчисления, утверж­даемые в установленном порядке и обязательные для лиц и организаций, пользующихся транспортом, и для транспортных предприятий. Тарифы заранее устанавливают плату за перевозку, объявляются для всеобщего сведения и применяются ко всем отправителям и получателям грузов.

Исторически тарифы возникли в процессе изменения отношений купли-продажи между перевозчиком и грузовладельцем. Цена перевозки, устанав­ливаемая первоначально по соглашению сторон, в ходе развития тран­спорта приобрела форму заранее фиксированной платы. В практике морского торгового судоходства, где российский морской флот соприкасается с иностранными судоходными предприятиями и грузовладельцами, расчеты за перевозку производятся как по тарифам, так и по двустороннему соглашению между судовладельцем (фрахтовщиком) и грузовладельцем (фрахтовате­лем). В этом случае плата за перевозку выражается фрахтом, который обязателен только для сторон, подписавших договор перевозки, и в пределах срока действия этого договора. Такие соглашения применяют и на внут­реннем водном транспорте за рубежом.

Как тарифы, так и фрахты являются ценой перевозки. А цена есть денежное выражение стоимости.

В стоимости продукции российских предприятий, которая опре­деляется затратами необходимого труда, можно выделить две составные части: накопления и себестоимость.

Накопления, формирующие чистый доход общества, направляются на расширение производства, в фонд общественного потребления (просвещение, здравоохранение, соцобеспечение), на содержание органов государственного управления и на оборону, на увеличение резервов и т. п. Следо­вательно, основой тарифов должна быть стоимость продукции транспорта.

Себестоимость перевозки - важнейший показатель деятельности внутреннего водного транспорта, характеризующий его экономическую эффективность. Она за­висит от многих технических и экономических факторов, от организации работы флота и эффективности его эксплуатации. Показатель себестои­мости следует учитывать при распределении судов по линиям движения, подборе их для выполнения заданной перевозки с минимальными затрата­ми, переключении грузов на перевозку водным путем и др.

Расчет тарифов основан на себестоимости перевозок. Но поскольку затраты транспорта, учитываемые в себестоимости, не исчерпывают всей совокупности необходимых затрат на перевозки, уровень ставок провозной платы обычно устанавливается выше себестоимости с таким расчетом, чтобы получаемые транспортными предприятиями доходы не только возмещали их издержки, но и обеспечивали создание не­обходимых накоплений.

Уровень тарифа для транспортных предприятий определяет размеры доходов, а для грузовладельцев — расходов на перевозку. В условиях хозяйственного расчета необходимы максимальное приближение тарифов к стоимости перевозок и систематическое снижение их. Поэтому уровень тарифов в целом по какому-либо виду транспорта должен соответство­вать стоимости перевозки. При этом для отдельных грузов уровень тариф­ных ставок может быть различным по отношению к себестоимости.

Определяя размеры провозной платы, а следовательно, и долю транспортных издержек в отпускных ценах на средства производства и предметы потребления, они непосредственно влияют на образование цен и распределение доходов между различными отраслями экономики.

Тарифы устанавливает перевозчик с уче­том целесообразного соотношения между себестоимостью и накоплением для каждой отрасли экономики. Иногда необходимо в целях создания благоприятных условий для развития некоторых отраслей промышленности или важных экономических районов снижать уровень тарифов для отдельных грузов или отдельных направлений перевозки. Связанные с этим расходы должны быть возмещены более высокими тарифами на перевоз­ку других грузов или в других направлениях (также может рассматриваться вариант государственной поддержки в виде дотаций или освобождения от некоторых налогов). Кроме того, технический уровень организации перевозок и перегрузочных работ, а следовательно, эффективность использования транспортных средств и затраты на перевозку различных грузов бывают неодинаковыми. Совершенствование конструк­ций судов различных типов происходит не одновременно, что также отражается на себестоимости перевозок. Имеют значение и трудности учета затрат на перевозку отдельных грузов, в силу чего не всегда воз­можно достаточно точное отражение их в себестоимости перевозок.

Под влиянием перечисленных условий формируются частичные откло­нения уровня тарифа на доставку некоторых грузов от себестоимости, и из­меняется степень рентабельности их перевозки.

Внутренний водный транспорт органически входит в единую транспортную систему, обеспечивающую потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. Соответственно этому тарифы его имеют единую экономическую основу с тарифами других видов транспорта и в сочетании с ними должны:

способствовать экономически целесообразному размещению по террито­рии страны предприятий промышленности с учетом сокращения тран­спортных издержек;

способствовать рациональному распределению перевозок между различ­ными видами транспорта и использованию каждого из них в сфере наибольшей экономической эффективности;

стимулировать наиболее эффективное использование транспортных средств;

обеспечивать возмещение транспортному предприятию затрат на перевозку с учетом расширенного социалистического воспроизводства.

Для тарифов современного транспорта характерна значительная дифференциация провозной платы в зависимости от ценности груза. Это выражается в установлении более высоких тарифов исходя из различия в цене товара в пунктах отправления и назначения. Имеет значение также порядок одностороннего установления тарифов судоходными предприятиями и их объединениями.

Конкурентная борьба судовладельцев, изменение рыночной конъюнкту­ры приводят к частым изменениям тарифов. Характерны в этом отно­шении система скидок с объявленных тарифов в пользу отдельных преимущественно крупных грузоотправителей (так называемые рефакции) или система рабата, т. е. возврата отправителю части провозной платы, если он в течение определенного периода не пользовался услугами другого судоходного предприятия-конкурента.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

Наши рекомендации