Виды и характеристики транспортных тарифов

1. Желез- нодорожный 1.1. по видам: - общие - исключительные   - льготные   - местные   1.2. по роду отправки: - повагонные - мелкие отправки - контейнерные   - потонные   1.3. по форме построения: - табличные   - схемные       Применяются в виде надбавок и скидок к общим тарифам с целью стимулирования использования местных МР, ограничения нерациональных перевозок Применяются при перевозке целевых грузов в адрес отдельных получателей Применяются на территории одной железной дороги     Предусматривают оплату за весь вагон Исчисляются по фактической массе груза В соответствии с грузоподъемностью контейнера Применяются к грузам, перевозимым в цистернах и бункерных полувагонах     Указывается конкретная стоимость перевозки тонны груза, вагона, контейнера и т.д. Основная форма железнодорожных тарифов Схемные тарифы дифференцируются в зависимости от расстояния перевозки и характера (классификации) перевозимых грузов
2. Автомо- бильный 2.1. сдельные та- рифы на пере- возку грузов 2.2. сдельные в междугород- ном и меж- республикан- ском сообще- нии 2.3. исключитель- ные 2.4. тарифы на пе- ревозку гру- зов мелкими отправками 2.5. повременные тарифы     2.6. тарифы из покилометро вого расчета 2.7. тарифы за экспедицион- ные и другие услуги: - погрузочно-раз-грузочные работы - складские операции Предусматривают оплату груза за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки и класса груза     На перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами     Предусматривают оплату за час работы грузового автомобиля и за каждый километр пробега в зависимости от его грузоподъемности Определяются в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда) за каждый километр пробега Предусматривают оплату за дополнительные услуги (кроме собственно перевозки), осуществляемые автотранспортными предприятиями
3. Мор- ской 3.1. фрахт   3.2. тарифы: - в малом и большом каботаже   - за экспортно-им-портные перевоз-ки - местные   - портовые сборы и плата за услуги     Единовременная цена, размер которой определяется двусторонним соглашением между фрахтовщиком-продавцом услуг и фрахтователем-покупателем и фиксируется в договоре на морские перевозки (чартере) в каждом отдельном случае соглашения сторон. Размер фрахта устанавливается в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа, обычно на один порт погрузки и один порт выгрузки   В малом каботаже тарифы действуют на перевозку грузов между портами одного бассейна, в большом - разных бассейнов В загранплавании     Перевозки внутри портов и на отдельные транспортные услуги Портовые грузовые сборы, за погрузо-разгрузочные работы, пожарную охрану, лоцманский сбор, корабельный, причальный сборы и т.д.
4. Внут- ренний водный 4.1. по сообще- ниям: - внутреннее водное - прямое водное - речные и мор- ские пути - смешанное - заграничное 4.2. по виду пере возок: - сухогрузами     - нефтеналивные суда - буксировка леса в плотах - буксировка су дов и других пла вучих средств 4.3. по видам от правок: - судовые   - контейнерные и мелкие отправки - сборные отправки 4.4. тарифы на пе- ревозки гру- зов и букси- ровку плотов по вновь осваиваемым водным путям 4.5. исключитель ные     Устанавливаются по магистральным речным путям, малым рекам   Применяются различные тарифные схемы и дифференциация их по пароходствам, обычно на двухставочной основе   При перевозках судовыми отправками расчет производится по тоннажным ставкам, исчисленным по схемам для сухогрузов за определенную тарифную норму загрузки судов Рассчитываются аналогично судовым. Но по более высоким тарифным ставкам   Применяются по отдельным направлениям, периодам навигации и пароходствам


Необходимо отметить, что в связи с приватизацией и изменением форм собственности (организационно-правовых норм) предприятий многих видов транспорта в РФ (особенно это касается автомобильного) действовавшие ранее централизованные прейскуранты на услуги транспорта (в частности 13 - 01 - 01. 11 - 01, 11 - 03 и другие) утратили свою силу и не применяются. Большинство грузовых предприятий, например, автомобильного транспорта, устанавливают собственные договорные тарифы на перевозку и другие услуги исходя из себестоимости и планируемой прибыли (рентабельности). Многие предприятия транспорта строят тарифы по своим схемам, что особенно характерно для международных унимодальных и мультимодальных перевозок (типичным примером является установление цены за рейс автомобиля или автопоезда в международных перевозках).

Расчеты в международных перевозках между грузовладельцами и транспортными организациями железнодорожного и морского транспорта ведутся по действующим фрахтовым и тарифным ставкам на основе договоров или по договорным ценам на базе коносаментов.

В зарубежных странах используются свои системы тарифов для различных видов транспорта или общие (например, в странах ЕС), в основу построения которых заложена, как правило, дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, вида (рода груза), объема отправки. Большое значение для логистического менеджмента имеет соответствие грузовой отправки транзитной (минимальной) норме, так как в этом случае транспортный тариф значительно меньше. Особенно актуально это для железнодорожного и автомобильного транспорта.

ГЛАВА iv.

Наши рекомендации