Тема 13. Фискальная политика
13.1. Тест. Верно ли высказывание (да, нет)?
1. Целью фискальной политики является сглаживание циклических колебаний
экономики.
2. Одной из основных целей фискальной политики является ускорение темпов
экономического роста и повышение благосостояния.
3. Фискальная политика используется для борьбы с безработицей, а не с ин-
фляцией.
4. Фискальную политику проводит правительство с целью стимулирования сово-
купного спроса.
5. Инструменты фискальной политики стабилизируют экономику, воздействуя нa
совокупный спрос, а не на совокупное предложение.
6. К инструментам фискальной политики относятся госзакупки товаров и услуг,
налоги, социальные трансфертные выплаты и субсидии фирмам.
7. Изменение величины госрасходов и налогов представляет собой меры регу-
лирования экономики прежде всего в краткосрочном периоде.
8. Уменьшение государственных закупок сокращает как совокупный спрос, так и
совокупное предложение.
9. Рост налогов сдвигает влево и кривую совокупного спроса, и кривую совокуп-
ного предложения.
10. Налоги оказывают косвенное влияние на совокупный спрос, а государствен
ные закупки и трансферты — прямое.
11. Цели дискреционной и автоматической фискальной политики одинаковы.
12. Понятие дискреционной фискальной политики соответствует понятию стиму
лирующей фискальной политики.
13. Меры дискреционной фискальной политики в краткосрочном периоде оказы
вают влияние только на объем выпуска.
14. Выбор типа фискальной политики определяется прежде всего состоянием
государственного бюджета.
15. Выбор типа фискальной политики определяется состоянием экономики, а не
состоянием государственного бюджета.
16. Повышение госрасходов и аккордных налогов на одинаковую величину при
водит к росту ВВП, но не изменяет величину бюджетного дефицита.
17. Даже сбалансированный бюджет может быть использован для сокращения
безработицы и преодоления рецессии.
18. Инструменты фискальной политики могут использоваться как для сокраще
ния безработицы, так и для снижения уровня инфляции.
19. Результатом стимулирующей фискальной политики может быть дефицит го
сударственного бюджета.
20. При спаде фискальная политика оказывает стимулирующее воздействие на
экономику быстрее, чем монетарная политика.
21. Одним из недостатков дискреционной фискальной политики является то, что
все изменения бюджета должны быть одобрены парламентом.
22. Если инвесторы и потребители настроены пессимистично в отношении буду
щего и сокращают свои расходы, то ответной мерой должно быть сокраще
ние правительством госзакупок и повышение налогов.
23. Автоматическая фискальная политика осуществляется при неизменных
ставках налогов и трансфертных программах.
24. Автоматические стабилизаторы могут снизить уровень безработицы и ин
фляции, но не в состоянии избавить экономику ни от того, ни от другого.
25. Все государственные трансферты являются встроенными стабилизаторами.
26. Пособия по безработице служат примером автоматического стабилизатора,
потому что когда доходы сокращаются, сумма выплат пособий по безрабо
тице увеличивается.
27. Многие экономисты предпочитают автоматические стабилизаторы, потому
что они воздействуют на экономику быстрее, чем меры дискреционной фис
кальной политики.
28. Автоматические стабилизаторы изменяют размеры государственных закупок
и мультипликатор расходов.
29. Автоматические стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на
экономику, чем меры дискреционной фискальной политики.
30. Все налоги являются встроенными стабилизаторами.
31. Автоматические стабилизаторы увеличивают дефицит бюджета в период
спада и уменьшают его в период бума.
32. Важным преимуществом автоматических стабилизаторов является то, что
они действуют, не требуя решения правительства относительно момента,
когда им нужно вступать в действие.
33. Стабилизация экономики происходит в большей степени за счет действия
автоматических стабилизаторов, а не за счет мер дискреционной фискаль
ной политики.
34. Предельная склонность к потреблению показывает, как изменяется уровень
дохода при изменении уровня потребления на единицу.
35. Предельная склонность к потреблению — это отношение прироста потреб
ления к приросту дохода.
36. Предельная склонность к потреблению может быть равна предельной
склонности к сбережению.
37. Если предельная склонность к потреблению равна 0,9, то это означает, что
семья тратит на потребление 90% своего дохода.
38. Сумма значений предельной склонности к потреблению и предельной склон
ности к сбережению всегда равна единице.
39. Сумма значений предельной склонности к потреблению и предельной склон
ности к сбережению может быть равна нулю.
40. Мультипликатор расходов равен величине, обратной предельной склонности
потреблению.
41. Уменьшение государственных закупок ведет к уменьшению величины муль
типликатора расходов.
42. Мультипликатор государственных закупок тем выше, чем выше предельная
склонность к потреблению.
43. Мультипликатор государственных закупок имеет большую величину при низ
ких аккордных налогах.
44. Чем больше предельная склонность к сбережению, тем меньше влияние из
менения величины госзакупок на изменение величины дохода.
45. Чем больше предельная склонность к сбережению, тем больше абсолютное
значение налогового мультипликатора.
46. Увеличение аккордных налогов приводит к сокращению абсолютной величи
ны мультипликатора налогов.
47. Если предельная склонность к сбережению составляет 0,5, то мультиплика
тор налогов равен (-5).
48. Если мультипликатор налогов равен (-1), то предельная склонность к потреб
лению равна предельной склонности к сбережению.
49. Рост госрасходов смещает кривую AD в большей степени, чем снижение на
логов.
50. Увеличение госрасходов и аккордных налогов на одну и ту же величину не
повышает объем выпуска и уровень совокупного дохода, так как потре
бители сокращают потребление на сумму, равную приросту налогов.
51. Мультипликатор сбалансированного бюджета может быть больше мультип
ликатора государственных закупок.
52. Сокращение госрасходов и аккордных налогов на одинаковую величину со
кращает дефицит госбюджета.
53. Чем выше предельная склонность к потреблению, тем больше мультиплика
тор трансфертов.
54. Увеличение трансфертов не меняет величину мультипликатора расходов,
поскольку не меняется величина предельной склонности к потреблению.
55. Чем больше величина трансфертов, тем больше мультипликатор трансфер
тов.