Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте
Именно дифференциация продукта делает его производителя своеобразным «мини-монополистом», занимающим определенный сегмент рынка – это и есть главное условие существования монополистической конкуренции. Основой же существования олигополии является экономия на масштабах производства. При этом фирмы могут действовать в условиях стандартизированной продукции (металлургия), а основным средством конкурентной борьбы становится ценовая политика или сговор.
Тесты и задача
Тест | Обоснование |
1. Олигополистическая структура наиболее характерна для следующей сферы: а) производство и продажа одежды; б) производство сельскохозяйственной продукции; в) автомобилестроение; жилищное строительство. | Ответ «в», Производство автомобилей требует больших производственных мощностей и инвестиций, а потому эффективно только при достаточно крупных размерах предприятия. |
2. Кривая спроса в условиях олигополии является: а) абсолютно неэластичной; б) абсолютно эластичной; в) ломаной; г) имеет разрыв; д) неэластичной. | Ответ «в», Кривая спроса фирмы-олигополиста напрямую зависит от ее взаимодействия с конкурентами, а потому имеет ломаный характер. |
3. В число допущений, положенных в основу модели Курно, не входит: а) рассмотрение олигополии, состоящей только из двух фирм; б) постоянство предельных издержек; в) наличие информации о планах выпуска продукции конкурентом; г) координация действий конкурентов; б) все перечисленное входит в число допущений. | Ответ «д». Все вышеперечисленные моменты входят в число допущений модели Курно, при это я исхожу из того, что координация действий конкурентов происходит автоматически, исходя из экономической целесообразности, а не напрямую каким-либо сговором или соглашением. |
4. Негибкость цен при нескоординированной олигополии связана с: а) сговором олигополистов; б) ломаным характером кривой спроса; в) неэластичностью спроса; г) абсолютной неэластичностью спроса; ж) иными причинами (указать). | Ответ «б». Кривая спроса фирмы-олигополиста напрямую зависит от ее взаимодействия с конкурентами и имеет ломаный характер. Резкими изменениями цен и объемов производства можно вызвать противодействие со стороны конкурентов или спровоцировать ценовую войну. Фирма осуществляет все изменения небольшими темпами с оглядкой на действия конкурентов, что вызывает негибкость цен в условиях нескоординированной олигополии. |
5. Картелеподобная структура рынка предполагает: а) соблюдение всеми конкурентами негласных правил; б) согласование всех действий олигополистов; в) полное отсутствие какой-либо координации действий олигополистов; г) территориальный раздел рынков; д) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы. | Ответ «а». В условиях картелеподобной структуры фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов с целью облегчить нахождение равновесия, то есть устанавливают негласные правила игры. |
6. В типовое картельное соглашение не входит: а) территориальный раздел рынков; б) введение фиксированных квот производства для каждой фирмы; в) установление единых цен; г) проведение единой политики по закупке ресурсов (единые ставки зарплаты и т.п.); д) установление долей общей прибыли картеля, причитающихся каждому участнику. | Ответ «а». Прибыль делится путем территориального раздела рынков или установления фиксированных квот производства. |
7. К числу разновидностей олигополии не относится: а) дифференцированная олигополия; б) картель; в) нескоординированная олигополия; г) картелеподобная структура рынка; д) относится все. | Ответ «д». Все вышеперечисленные термины являются видами олигополии |
8. В сфере производства и цен картель проводит политику, сходную с той, которая существует на рынке: а) совершенной конкуренции; б) монополистической конкуренции; в) нескоординированной олигополии; г) монополии; д) все перечисленное неверно. | Ответ «г». Единая цена и объем производства устанавливаются картелем на уровне, обеспечивающем получение максимальной прибыли всеми участниками договора, то есть получение монопольной прибыли, что характерно для монополии. |
9. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечивать: а) монополия; б) монополистическая конкуренция; в) совершенная конкуренция; г) олигополия; | Ответ «в». Возможность быстрой реакции на изменение конъюнктуры позволяет отрасли совершенной конкуренции оптимально распределять ресурсы. |
ТЕМА 10. МОНОПОЛИЯ
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
1. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?
Особенности монополистического рынка:
На рынке существует единственный производитель, поставляющий продукт без близких субститутов;
Монополисту противостоит большое число обособленных потребителей, которые по-отдельности не влияют на цену;
Монополист на рынке активен, фирма выбирает не только объем производства, но и цену (price-searcher), потребители пассивны, вынуждены подстраиваться под цену монополиста;
Монополист работает с кривой спроса всей отрасли (т.е. устанавливает такую цену, чтобы вся продукция была приобретена потребителем);
На рынке монополии исчезает кривая предложения, так как монополист ищет варианты цена/объем вдоль кривой спроса.
Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:
Преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
Легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
Нечестная конкуренция.
2. Рыночное равновесие в условиях монополии.
Объем производства в условиях монополии устанавливается на уровне, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. А проекция этой точки на кривую спроса задает равновесную цену.
3. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?
Ценовая дискриминация предполагает продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам.
1. Продажа каждой единицы продукции по цене ее спроса.
2. Продажа товара по разным ценам, но каждый, кто покупает одинаковое кол-во единиц товара, платит одну и ту же цену.
3. Продажа товаров по разным ценам, при постоянной стоимости продукции, продаваемой данному индивиду.
4. Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления?
Х-неэффективность – это бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. Она возникает в результате особого поведения менеджеров в фирмах-монополиях, в частности:
Менеджеры избегают предпринимательский риск;
Заботятся о приростных показателях фирмы, а не показателях эффективности деятельности;
Принимают на работу своих некомпетентных друзей и родственников.
5. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественной монополии состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественномонопольные товары и/или за объем их производства.
6. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.
Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.
Основные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что на 9государственном предприятии легче проводить политику в отношении цен, тарифов объемов производства. К тому же государственная собственность исключает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев.
Аргументы против связаны с опасениями понижения эффективности деятельности монополии. Директор превращается в чиновника, не имеющего надобности ориентироваться на коммерческий успех
7. Как измеряется степень концентрации производства?
При определении степени концентрации в той или иной отрасли, государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке. Для измерения рыночной доли ведущих фирм существует несколько индексов. Самый распространенный – индекс Хирфиндаля-Хиршмана (Ihh):
Ihh=(X1)2+(X2)2+…+(Xn)2,
где Xi – доля каждой из фирм отрасли. выраженная в процентах. Чем выше степень концентрации – тем больше значение индекса. Рынок считается безопасным при Ihh<1000 (при чистой монополии Ihh=10000 (1002).
8. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?
Главной целью антимонопольной политики является пресечение монопольных злоупотреблений. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие их формированию, или, порой, разрушение уже сложившихся. Для этого применяется широкий спектр санкций: предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм), разнообразные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке, прямая демонополизация (дробление монополий). Выделяются два подхода: структурный и поведенческий. Поведенческий состоит в применении санкций против реально зафиксированных монополистических злоупотреблений, структурный же основан на применении санкций при превышении фирмой допустимой доли рынка, т.е. против потенциальных монопольных злоупотреблений.
9. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?
Советские монополисты были узко специализированы, дублирование было минимальным или вообще отсутствовало. Социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. Не наблюдалось недопроизводство товаров, отсутствовало завышение цен, предприятия не получали монопольных прибылей
10. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы.
Прямое разделение монопольных структур. В России этот путь затруднителен, т.к. наши монополии в основном строились как единый и неделимый технологический комплекс.
Иностранная конкуренция. + Весьма действенен эффективен. – Избыточная, не всегда контролируемая сила конкурента.
Создание новых предприятий. + Уничтожает монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. + Сопровождается ростом производства и появлением новых рабочих мест. – Требует значительных инвестиций.
11. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?
Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явилось важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России.
Тесты и задачи
Тест | Обоснование | |
1. Причиной монопольной власти фирмы не может служить: а) патентное законодательство; б) количество фирм на отраслевом рынке; в) явный или неявный сговор между фирмами данной отрасли; г) государственные стандарты по охране окружающей среды; д) квоты на импорт. | Ответ «г» | |
2. К числу черт монополии не относится: а) единственный производитель; б) уникальность продукта; в) непреодолимость барьеров; г) совершенная информация; д) все предыдущие ответы соответствуют чертам монополии. | Ответ «д» | |
3. В отличие от фирмы, действующей в окружении конкурентов, монополия: а) работает в условиях абсолютно неэластичного спроса; б) может установить произвольно высокую цену; в) может полностью контролировать объем предложения на рынке; г) может при любых условиях получать экономическую прибыль. | Ответ «в» |
4. Нечестной конкуренцией нельзя называть: а) демпинг; б) лишение сырья; в) введение в заблуждение потребителя; г) использование чужих торговых марок; д) все перечисленное является формами нечестной конкуренции. | Ответ «г» |
5. Фирма способна присвоить весь излишек потребителя, если: а) является единственным производителем (монополией); б) осуществляет ценовую дискриминацию первой степени; в) осуществляет ценовую дискриминацию второй степени; г) осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени; д) является естественной монополией, производящей абсолютно незаменимый продукт. | Ответ «г» |
6. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме: а) ограничение цен; б) увеличение объема производства; в) установление размера приемлемых избыточных прибылей; г) установление цен на уровне средних издержек (АС); д) установление цен, обеспечивающих нормальную прибыль. | Ответ «в» |
7. Х-неэффективностью называют: а) навязывание потребителю монопольно завышенных цен; б) бесхозяйственность, ведущую к превышению реальными издержками уровня кривой средних общих издержек; в) искусственное сдерживание монополией технического прогресса; г) сознательное занижение монополией объема производства; д) получение монополией экономических прибылей. | Ответ «б» |