Задача № 15. Определение потенциальной ёмкости рынка в стоимостном выражении

Ёмкость рынка в стоимостном выражении может оцениваться через товарооборот (формула 3.6).

Q = n · q · p, (3.6)

где Q – емкость рынка, ед. товара; n – количество потенциальных потребителей; q – величина потребления на одного реального пользователя; p – средняя цена за единицу товара.

Вариант 1

Негосударственное образовательное учреждение «Карьера» предоставляет услуги по обучению иностранным языкам. Годовая денежная ёмкость целевого сегмента, на котором работает организация, составляет 6,2 млн. руб. В планах на будущий год поставлена задача увеличить число учащихся на 20 %, сохранив прежни тарифы на образовательные услуги. Какой будет денежная ёмкость сегмента, если планы реализуются?

Вариант 2

Численность населения Орловской области 1 млн человек. Среднее потребление яиц – 205 штук в год на человека. В настоящее время розничная цена этого продукта 40 руб. за 1 десяток. По прогнозу, в следующем году цены поднимутся в среднем на 15 %. Рассчитайте ёмкость рынка яиц в стоимостном выражении в текущем году и в будущем году.

Вариант 3

Потребление электроэнергии на одного жителя с 1995 г. по настоящее время возросло на 15 %. В городе N проживает 110 тыс. жителей, среднее потребление электроэнергии на одного человека ранее было 42 к/Вт в месяц. На сколько возросла ежемесячная денежная ёмкость рынка электроэнергии, если численность населения города N прежняя, а стоимость 1 к/Вт увеличилась с 0,035 руб. в 1995г. до 2,37 руб. в настоящее время (данные приведены с учётом деноминации денег).

Вариант 4

Стоимость бытового газа в Воронежской области в 2005г. была 39 руб. с человека в месяц, в настоящее время – 378 руб. Объём потребления газа в области возрос на 10%. Как изменилась ежемесячная денежная ёмкость рынка, если численность населения сохраняется на уровне 1 млн 100 тыс. жителей?

Вариант 5

Стоимость литра бензина марки АИ-92 в Саратовской области в 2009г. была 17 руб., в 2012г. стала 25,7 руб. Среднемесячное потребление бензина в расчёте на одного жителя составляет 85л. В Саратове проживают 910 тыс. человек, сегмент АЗС «Спринт» – это 15 % населения города. Как изменилась денежная ёмкость рыночного сегмента организации, если доля её присутствия на рынке прежняя?

Задача № 16. Определение устоявшейся доли рынка организации по модели Маркова

Чем выше лояльность потребителей к товару определённой марки, тем выше устоявшаяся доля рынка данного производителя – то есть, выше вероятность, что потребитель купит товар именно у него. Модель Маркова позволяет рассчитать возможность переключения потребителей на товар конкурента, если известна статистика их лояльности.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ:

На рынке конкурируют две клиники, оказывающие платные медицинские услуги, «М» и «S». Лояльность потребителей «M» оценивается в 80 %, лояльность потребителей «S» – 60 %. Рыночная доля «М» стабилизировалась, и чтобы рассчитать её, необходимо построить матрицу переключения потребителей на клинику-конкурента. Поскольку вероятность того, что потребитель обратится за помощью в клинику «М», равна 80 %, то вероятность его обращения к «S»: 100 % – 80 % = 20 % (таблица 29).

Аналогично обозначим лояльность потребителей в клинике «S» и составим уравнение, приняв искомую величину устоявшейся доли рынка «М» за Х, тогда доля «S» будет 1 – Х.

Таблица 29 - Лояльность потребителей к конкурирующим компаниям

  Вероятность обращения к «М» Вероятность обращения к «S»
Устоявшаяся доля рынка «М» = Х 80% 100 % - 80 % = 20 %
Устоявшаяся доля рынка «S» = 1 – Х 100 % - 60 % = 40 % 60 %

Х = 0,8 · Х + (1 – Х) · (1 – 0,6)

Х = 0,8 · Х + 1 – Х – 0,6 + 0,6 · Х

0,6Х = 0,4

Х = 0,67

То есть, при рыночной доле в 80% и существующем конкурентном положении устоявшаяся доля рынка клиники «М» равна 67%.

Вариант 1

На рынке бытовых услуг посёлка Николаевского конкурируют ООО «Комбинат бытового обслуживания» и ИП «Алиса». Лояльность потребителей к первой организации – 70 % , ко второй – 50 %. Какова будет устоявшаяся доля «Комбината бытового обслуживания»?

Вариант 2

В будущем летнем сезоне модельеры предсказывают несколько тенденций покупательских предпочтений. Модный дом «Star» разработал коллекцию романтического стиля, приверженцами которого называют себя 60 % потребителей. 50 % потребителей выразили лояльность к разнообразным другим направлениям в одежде. Рассчитать устоявшуюся долю рынка «Star».

Наши рекомендации