Операции международной купли-продажи УСЛУГ И ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
- Международные услуги: понятие, классификация. Характеристика отдельных видов внешнеэкономических сделок купли-продажи услуг.
В современных условиях сделки по купле-продаже услуг являются в большинстве случаев самостоятельными операциями, обособленными от сделок по купле-продаже товаров.
Выделяются две группы сделок купли-продажи услуг:
1. основные
2. обслуживающие куплю-продажу товаров.
К основным сделкам купли-продажи услуг относятся:
-сделки по оказанию производственно-технических услуг (инжиниринговые);
-арендные сделки;
-сделки по экспорту и импорту туристических услуг;
-сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления.
А. Производственно-технические услуги, получившие в международной практике название инжиниринговых, представляют собой комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов.
Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг, каждый из которых может быть самостоятельным предметом сделки:
1. консультационный инжиниринг, связанный главным образом с интеллектуальными услугами при проектировании объектов, разработке проекта строительства и контроле за проведением работ;
2. технологический инжиниринг, означающий предоставление заказчику технологии, необходимой для строительства промышленного объекта и его эксплуатации, разработку проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и т.п.;
3. строительный и/или общий инжиниринг, предполагающий поставки оборудования, техники и (или) монтаж установок, включая в случае необходимости инженерные работы.
Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде технической документации, результатов исследований, исходных данных для строительства, экономических расчетов, схем, рекомендаций и т.п. Согласно толкованию ЕЭК ООН, сюда входят следующие услуги:
-проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований, связанных с общим проектированием;
-планирование и подготовка чертежей и смет расходов;
-планирование и составление программы финансирования;
-подготовка предварительных эскизов, проектной документации, детальных чертежей и спецификаций;
-подготовка технических условий для участия в торгах и выдача рекомендаций по поступающим предложениям, оценка предложений о строительстве объектов;
-контроль за строительством, изготовлением оборудования, монтажом, наладкой и пуском оборудования в эксплуатацию;
-выдача сертификатов о качестве проведенных работ.
Б. Арендные сделки — сдача внаем предмета аренды иностранному контрагенту. Одна из сторон сделки — арендодатель — предоставляет другой стороне — арендатору — предмет аренды в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение. Наибольшее распространение в международной коммерческой практике приобрела долгосрочная аренда, названная лизингом. Объектами лизинга чаще всего являются стандартное промышленное оборудование (включая комплектное), авиационные двигатели, суда, самолеты, электронно-вычислительные машины и др.
Существуют две разновидности лизинговых операций:
1. финансовый лизинг
2. оперативный лизинг.
Финансовый лизинг представляет собой арендную сделку на срок, близкий к сроку службы оборудования, в течение которого происходит полное возмещение всех расходов арендодателя и обеспечение ему установленной прибыли за счет арендных отчислений. Особенностью финансового лизинга является невозможность расторжения договора в течение так называемого основного срока аренды, т.е. срока, необходимого для возмещения расходов арендодателя.
В сделке финансового лизинга участвуют три стороны: арендатор, арендодатель и поставщик оборудования. Арендодатель, который выполняет в этой сделке чисто финансовые функции, заключает два договора: о лизинге — с арендатором и контракт на закупку оборудования — с поставщиком. Сдаваемое в аренду оборудование остается собственностью арендодателя, арендатор имеет право лишь на его временное использование. Арендатор и поставщик оборудования не связаны между собой договорными отношениями, однако арендатор сам выбирает поставщика.
Оперативный лизинг представляет собой сделку, не предполагающую компенсацию затрат арендодателя, связанных с приобретением сдаваемого в аренду оборудования, в течение основного срока аренды. Сроки этой сделки, как правило, значительно меньше сроков физического износа оборудования, что предполагает неоднократную сдачу в аренду предмета оперативного лизинга. В оперативном лизинге арендные ставки обычно выше, чем в финансовом, поскольку арендодатель, не имея гарантий полной окупаемости затрат, вынужден учитывать возможный коммерческий риск, повышая цены на услуги.
Договор лизинга — это такой договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Основными субъектами лизинга, т.е. сторонами договора лизинга; являются лизингодатель и лизингополучатель. При финансовом лизинге участником сделки является также продавец имущества - объекта договора лизинга, хотя стороной непосредственно в договоре лизинга он не является. Лизингодатель - это юридическое лицо, приобретающее имущество у производителя, продавца и передающее его по договору лизинга лизингополучателю.
В. Туристические услуги — широко распространенный в современных условиях вид деятельности. Международный туризм охватывает категорию лиц, выезжающих за границу и не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.
Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товара на международном рынке, довольно разнообразны и включают:
услуги по размещению туристов (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах);
услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране-объекту туризма различными видами пассажирского транспорта;
услуги по обеспечению туристов питанием;
услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, концертных залов, музеев, фестивалей, спортивных соревнований, знакомство с памятниками истории и культуры);
услуги, направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);
услуги туристам торговых предприятий (продажа сувениров, открыток);
услуги туристам по оформлению документации (паспорта, визы).
Туристический продукт - комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его туристического путешествия и в связи с этим путешествием.
Туристические услуги предоставляются либо по отдельным их видам по выбору, либо в комплексе, в рамках так называемых инклюзив-туров или пэкидж-туров.
Инклюзив-тур – основной вид индивидуального или группового тура. Как правило, представляет собой жестко спланированную по маршруту, времени, сроку, набору и качеству услуг поездку, которая продается потребителю как неразделимый на элементы товар по общей цене, обычно включающий в себя как стоимость обслуживания, так и проезда по маршруту. Инклюзив-туры применяются чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Общая цена инклюзив-тура должна быть не ниже обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки до данной страны).
Пэкидж – тур (пакетный тур) — тур, включающий в себя некоторый набор услуг (перевозка, размещение, питание, экскурсии и т. д.), общая продажная стоимость которого равна стоимости его элементов. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе.
Различают множество видов туризма: оздоровительный, курортный, деловой, агротуризм, познавательный, учебный, экологический, зрелищно-развлекательный туризм, религиозный, спортивный, экстремальный, фестивальный и др.
В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей международного рынка услуг.
Международный туризм в экономике отдельно взятой страны выполняет ряд важных функций:
• источник валютных поступлений для страны и средств для обеспечения занятости;
• увеличивает вклады в платежный баланс и ВНП страны;
• способствует диверсификации экономики, т.е. создает отрасли, обслуживающие сферу туризма;
• способствует развитию экономической инфраструктуры.
Сферу международного туризма регулируют различные международные организации. Центральная роль в поддержании сотрудничества по развитию туризма принадлежит Всемирной туристской организации (ВТО).
В классификации ВТО выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами - поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, ФРГ, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Англия) и страны, являющиеся в первую очередь принимающими странами (Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция).
Важным фактором развития международного туризма в Республике Беларусь является исключительно выгодное географическое положение республики.
В целом можно отметить, что Республика Беларусь обладает довольно значительным природным и культурно-историческим потенциалом для развития иностранного туризма. Однако низкий уровень развития инфраструктуры остается вБеларуси одним из главных факторов, ограничивающих возможности приема иностранных туристов.
Г. Консалтинговые услуги - профессиональная помощь хозяйственным руководителям, менеджерам и предпринимателям по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, исследованию и прогнозированию рынка, разработке программ маркетинга, созданию и регистрации предприятий.
Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются не в виде разовых советов, а в форме консалтинговых проектов, включающих в себя следующие основные этапы: диагностика (выявление проблем); разработка решений; внедрение.