Тема: Международные операции купли-продажи услуг

1. Понятие и классификация услуг

Стремительный рост услуг (объём и перечень) обусловлен рядом факторов:

1. Рост значения секторов услуг в экономике ( как развитых, так и развивающихся стран)

2. Трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятии (наприм. аутсорсинг)

3. Расширение возможности оказания услуг в условиях развития телекоммуникаций и информации

4. Трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (ж/д транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи и т.д.)

5. Появление во многих секторах услуг, особенно в финансовой сфере, транснациональных компаний.

Под услугой принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении конкретной потребностей получателя услуги. Ни генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТС), ни другие генеральные соглашения не дают конкретного определения услуги, как абстрактной категории (т.е. услуги вообще). Наиболее подробным перечнем услуг является временный единый классификатор продукта ООН(Unitednationprovisionalcentralproductclassification – CPC). Данный классификатор выделяет около 600 видов услуг и позволяет достичь достаточно высокой степени детализации при их описании. Он же был принят за основу «классификационного перечня секторов услуг» (классификатор ГАТТС):

1. Деловые услуги

2. Услуги в области связи

3. Строительные и связанные с ними инженерные услуги

4. И т.д. (конспект МЭ)

Соглашение ГАТС предусматривает 4 способа предоставления услуг:

1. Трансграничное перемещение – поставка услуги иностранному потребителю через границу с территории одной страны на территорию другой (например: финансовые услуги, услуги по программному обеспечению и т.д.)

2. Коммерческое присутствие– предоставление услуг за рубежомв принимающих странах, посредством созданиякоммерческих структур (дочерние предприятия, представительства, совместные предприятия). Данный способ услуг распространяется на строительные услуги, розничную торговлю, гостиничное обслуживание и т.д.

3. Потребление за рубежом– перемещение покупателя в страну производства услуги (медицинские, образовательные, туристические).

4. Перемещение поставщиков услуг(физических лиц из страны, экспортирующей услугу к покупателю, в страну, её импортирующую). При данном способе происходит перемещение не капитала, как в коммерческом присутствии, а рабочей силы (аудиторские услуги).

Международный инжиниринг

Международный инжиниринг - представляет собой предоставление комплекса или отдельных видов услуг коммерческого характера, связанных с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации продукции, проектирования, обслуживания строительства, эксплуатаций промышленных, сельскохозяйственных и других проектов, усовершенствованием имеющихся производственных процессов и разработкой новых технологий. Относится к разряду интеллектуальной деятельности.

В соответствии с классификацией европейской экономической комиссии ООН различают 3 вида инжиниринга:

1. Консультативный – предполагает предоставление интеллектуальных услуги профессиональных знаний при проведении предпроектных исследований к подготовке торгов, проектировании объектов, разработке планов строительства, а так же при оптимизации процесса эксплуатации и управления предприятием.

2. Технологический – означает предоставление заказчику технологии, необходимой для строительства объекта и его эксплуатации, разработку проектов по энерговодоснабжению, транспорту и т.д.

3. Строительный (общий) – предполагает поставку оборудования, проведения строительных и монтажных работ при сооружении объекта заказчика.

4. Комплексный – предоставление полного комплекса инжиниринговых услуг (1+2+3) и выполнение поставок, необходимых для строительства нового объекта.

Последнее десятилетие в мировой практике выделился ещё один вид инжиниринга – финансовый – это специальные методы управления риском, предусматривающие разделение финансовых сделок и инструментов на компоненты, создание и использование производных инструментов, новых межрыночных договорных структур и отношений, отвечающих потребностям конкретных заинтересованных сторон.

Международный лизинг

Лизинг – представляет собой форму товарного кредита и является одним из видов финансирования приобретения оборудования, недвижимости и прочих основных фондов.

В отличии от традиционной аренды лизинг имеет ряд специфических особенностей:

1. По истечении срока аренды арендатор обязан возвратить имущество, а по истечении срока лизинга предусматривается 3 варианта взаимоотношения сторон:

1. Продление контракта, возврат имущества, переход права собственности на товар к арендатору.

2. Сдача товара в лизинг как правило осуществляется не производителем, а специализированной лизинговой компанией с участием производителя или финансового учреждения (например банка)

3. При расчёте выплат по лизингу учитывается покупная цена объекта, срок на которой заключён лизинговый договор, остаточная стоимость, кредитоспособность лизингополучателя и финансовые возможности лизингодателя, так же действующее законодательство (налогообложение и амортизация); а при расчёте за аренду размер выплат в значительной мере зависит от рыночной конъюнктуры.

Современный рынок лизинговых услуг представляет собой сложный механизм, характеризующийся многообразием форм лизинга:

1. Финансовый лизинг – сделка на срок полной амортизации, или близкая к периоду полной амортизации, в течении которого лизингодателю полностью возмещаются все расходы и обеспечивается получение прибыли за счёт лизинговых платежей. Механизм финансового лизинга - самостоятельно.

2. Оперативный лизинг– сделка передачи по договору лизинга заранее приобретённых лизингодателем товаров на определённый срок. Срок лизинга, как правило, значительно меньше сроков физического и морального износа оборудования и предполагает неоднократную сдачу предметов лизинга. По истечении договора лизингополучатель обязан вернуть предмет лизинга. Лизингодатель осуществляет техническое обслуживание, текущий ремонт за сданным предметом лизинга.

Другие виды лизинга:

· Левередж – лизинг

· Возвратный лизинг

· Компенсационный лизинг

· Чистый лизинг

· Полный лизинг

· Экспортный лизинг

· Импортный лизинг

· Транзитный лизинг – самостоятельно

4.Международный туризм

Международный туризм – это вид деятельности, предполагающий предоставление различного рода туристских услуг и товаров с целью содействия, удовлетворения широкого круга потребностей иностранного туриста. Международный туризм предполагает, что выезжающие заграницу лица не занимаются там оплачиваемыми видами деятельности. В международной практике выделяют множество видов туризма, в зависимости от цели поездки, срока, сезона, средств передвижения, численности участников, возрастного состава, и т.д.

По целям поездки различают:

1. Рекреационный туризм – с целью отдыха, оздоровления, лечения, восстановления и развития физических и психологических сил.

2. Лечебный туризм – обусловлен потребностью в лечении различных заболеваний.

3. Деловой туризм – охватывает путешествия по служебным или профессиональным целям (съезды, конгрессы, конференции, совещания, выставки, ярмарки, переговоры по заключению контрактов и т.д.). Обычно деловой туризм предполагает последующие экскурсионные поездки по стране

4. Религиозный туризм – поездки с целью посещения религиозных мест и культовых сооружений.

5. Этнический туризм – поездки иностранцев в страны, выходцами из которых они являются для встречи с родственниками.

6. Экотуризм – с целью изучения национальных традиций, местного быта, охраны окружающей среды и т.д. (подвид – агротуризм).

7. Транзитный туризм – в соответствии с рекомендациями Всемирной Таможенной организации охватывает категорию «прочие цели» поездок. К данной категории относятся, например авиапассажиры, которые в юридическом смысле в страну не въезжают, а следуют транзитом.

Международный туризм в настоящее время приобрёл глобальные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. В ряде государств доходы от туризма являются одним из основных источников валютных поступлений. По данным Всемирной Туристической организации, в 2020 году количество прибытий туристов составит 1 млрд 603 млн человек. При этом Европа удержит доминирующие позиции (44,7%), на втором месте – Азиатско-Тихоокеанский регион (27,3%), на третьем – Америка (17,7%). Самые высокие темпы роста числа прибытий ожидаются в странах восточной Азии и Тихого океана.

Наши рекомендации