Тема 5. Мониторинг внешней и внутренней среды предприятия
5.1. Факторы внешней среды в стратегии
антикризисного управления предприятием
Устойчивое финансовое положение обеспечивают лишь те субъекты хозяйствования предпринимательского типа, которые стремятся предугадывать ход событий в бизнесе, постоянно просчитывают последствия своих решений и действий, должным образом учитывают как чистый риск потерь, так и условный риск возможных дополнительных выгод. Поэтому одним из важнейших принципов стратегии менеджмента риска является постоянный мониторинг внешней хозяйственной среды предприятия.
Факторы внешнего окружения предприятия формируют совокупность сред: экономической, политической, правовой, социально-культурной, технологической, географической, институциональной. Каждая из них может оказывать как положительное, побуждающее влияние, так и отрицательное, препятствующее эффективному менеджменту.
Экономическая среда определяет наличие и доступность денежных ресурсов и возможность получения доходов на инвестированный капитал, обусловливает покупательную способность населения, а также возможность формировать производственные запасы, оборотные фонды предприятий.
Политическая ситуация в стране и мире может оказывать существенное влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой формируются на основе результатов реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Смена его может повлиять на степень поддержки бизнеса, частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору. Международная нестабильность может резко сократить инвестиции на межстрановом уровне.
Все субъекты хозяйствования действуют в рамках соответствующей правовой среды. Изменения в законодательстве могут поощрять или, наоборот, сдерживать развитие тех или иных направлений бизнеса. Совокупность законодательных актов может явиться следствием политической обстановки по оказанию государственной помощи для развития той или иной социально-экономической программы или по охране окружающей среды. Многие государства расширяют законодательную базу по контролю за предприятиями, загрязняющими среду обитания человека, и развивают экологический менеджмент.
Социально-культурная среда определяет объемы производства продукции, на которую будет постоянный спрос. Граждане любой страны стремятся покупать высококачественные продовольственные и промышленные товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Социально-культурная среда может также влиять на отношение отдельного индивидуума к труду, что, в свою очередь, определяет его взгляды относительно величины заработной платы, условий производственной деятельности, производительности.
Технологическая среда определяет уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательскую деятельность. Новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению. Кроме того, чем выше уровень механизации и автоматизации на предприятии, тем меньше спрос на работников массовых профессий, подсобных рабочих, что непосредственно влияет на уровень занятости и оплаты труда.
Географическая или природно-экономическая среда оказывает прямое влияние на размещение производственной базы предприятий, создание фирм, компаний и, следовательно, на расходы по доставке сырья, распределению продукции и применению рабочей силы. Урожайность определяет уровень цен, что отражается на финансовой устойчивости не только сельскохозяйственных, но агропромышленных перерабатывающих предприятий, посреднических организаций, осуществляющих поставку сельскохозяйственного сырья, его хранение, первичную доработку.
Непредсказуемость конечных результатов хозяйствования – одна из негативных сторон предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Здесь нередко значительные инвестиционные потоки в производство могут оказаться неэффективными из-за неблагоприятных погодных условий или проявления чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера. Бизнес в сельском хозяйстве в наибольшей степени подвержен риску.
Институциональная организационно-техническая среда характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или успешно вести коммерческие операции. Она включает в себя: банки; оптовых и розничных продавцов; специализированные фирмы и учреждения по представлению юридических, бухгалтерских, аудиторских и других профессиональных услуг; учебные заведения; рекламные агентства по изучению рынка; службы занятости; общества но доставке грузов; страховые компании; коммунальные службы; поставщиков сырья, запчастей, готовых изделий, машин и оборудования, оргтехники; средства связи и передачи информации.
Целевые ориентиры хозяйственной деятельности предприятия необходимо в каждом конкретном случае выбирать на основе подробного анализа указанных выше составляющих внешней среды. Поскольку данная среда в современных условиях трансформационной экономики республики крайне динамичная, то каждый из субъектов стремится ориентироваться на гибкие стратегии развития, четко реагируя на разнообразные факторы внешнего окружения, сохраняя при этом устойчивость функционирования.
5.2. Определяющие факторы внутренней среды предприятия,
обусловливающие его результативную деятельность
Внутреннюю среду субъекта хозяйствования определяют факторы, которые требуют особого внимания в менеджменте риска. Это, во-первых, кадровый состав предприятия, его потенциал, квалификация, умственные и физические способности, интересы, включая ценности и взгляды, потребности, стимулы к высокопроизводительному труду. В условиях становления рыночной экономики возрастает потребность в руководителях и специалистах нового типа.
Во-вторых, важнейшим фактором внутренней среды выступает система управления предприятием. Создание ее эффективной структуры — одна из первостепенных задач, которую должен решать руководитель или управленческая команда, предприниматель. От способности субъекта хозяйствования адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу, поддерживать или наращивать свои мощности. В противном случае возникает риск банкротства предприятия.
В-третьих, внутреннюю среду субъекта хозяйствования определяют технологии управления ресурсами. Здесь необходимо учитывать ряд факторов: соотношение наличных и привлекаемых ресурсов, повышение их качества или расширение применения новинок, ноу-хау, технических знаний, которые создают предпосылки производить расширенный ассортимент необходимых для общества товаров и услуг; рациональное взаимодействие всех основных факторов производства предприятия: земли, капитала, труда, предпринимательских способностей, что в конечном счете определяет его внутренние потенциальные возможности или слабости. При этом различают факторы производства материальные и идеальные, структурные и функциональные, статистические и динамические, натуральные и стоимостные, природные и искусственные, индустриальные.
В-четвертых, важнейшая составляющая внутренней среды предприятия — это организация производственных процессов с применением современных технологий. Качество продукции и соответственно ее конкурентоспособность определяются дизайном, технической характеристикой изделий, содержанием питательных веществ в продуктах, химическим составом сырья и полуфабрикатов. Однако проявляются и формируются эти параметры в технологических процессах. Каждому подразделению и предприятию необходимо формировать и реализовывать единую, аргументированную, организационно выполняемую целевую программу, которая в большей мере раскрывает творческий потенциал работающих, обеспечивает их наивысший уровень производительности труда, позволяет в полной мере использовать наличные и привлекаемые ресурсы.
В-пятых, финансы предприятия, их динамика и эффективность использования. На любой из стадий жизненного цикла субъекта хозяйствования важно своевременно оценить и поддержать на должном уровне его финансовую гибкость. Это в значительной мере будет способствовать высокой ликвидности активов и повышению их качественного состава при ускоренной окупаемости, а также позволит управленческой команде изменять свою политику в зависимости от меняющейся внешней среды.
В-шестых, концепция маркетинга на предприятии, реализация которой представляет вознаграждаемый процесс менеджмента, ответственного за определение, предвидение и удовлетворение запросов клиентов. Каждый из субъектов хозяйствования должен постоянно прослеживать потребности покупателя на производимый им продукт и стремиться воздействовать на спрос посредством цен, места и условий продажи, рекламы и стимулирования продаж.
В-седьмых, немаловажным фактором внутренней среды предприятия выступают компоненты организационной культуры, позволяющие реализовывать намеченные стратегические цели и тактические задачи.
Комплексный анализ внешнего окружения и указанных выше основополагающих факторов позволяет установить профиль среды предприятия в целом и оценить степень влияния каждого из факторов на достижение поставленных целевых задач.
5.3. Среда прямого и косвенного воздействия
на предпринимательскую структуру
С целью конкретизации выбора стратегии развитая, а значит и уменьшения риска менеджеры предприятий оценивают среду прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую структуру (рис. 6.3.1, 6.3.2).
Рис. 6.3.1. Среда прямого воздействия на предпринимательскую структуру
Рис. 6.3.2. Среда косвенного воздействия на предпринимательскую структуру
На основе анализа среды прямого и косвенного воздействия управленческая команда ориентирует экономическую деятельность предприятия с учетом постоянных изменений запросов потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременную корректировку производственной программы, отвечающей вызову со стороны окружения и позволяющей добиваться конкурентных преимуществ. Для каждого варианта из совокупности альтернативных исходов важно учитывать, какие угрозы и какие возможности содержат в себе среды прямого и косвенного воздействия. При анализе внутренних факторов важно принимать во внимание сильные и слабые стороны предприятия относительно противостояния угрозам, и благоприятствования использованию возможностей из внешней среды.
Очевидно, что факторы среды прямого воздействия в большей мере подвержены управлению. Поэтому задачей менеджера по рискам является максимальная ориентация стратегии деятельности предприятия на учет факторов среды не только прямого, но и косвенного воздействия.
5.4. Рейтинг странового риска. Макроэкономическая обстановка и темпы институциональной перестройки отраслей
Страновой риск — это рискованные вложения средств в ценные бумаги субъектов хозяйствования, проявление массовых волнений, забастовок, военных действий.
Различают политический и коммерческий риски (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Составляющие странового риска
Государство должно законодательно обеспечивать независимость существования каждого субъекта хозяйствования, охрану его собственности, а также свободу выбора образования, направлений трудовой деятельности, создавать общественную систему социальных гарантий, содействовать формированию инфраструктуры экономического роста. Важным политическим фактором в зарубежной практике являются доклады и решения Комиссии по Делам монополий и конгломератов (КМК). Декреты Европейского Сообщества КМК лишают компании возможности поглощать другие фирмы с целью монополизации рынков.
Ежемесячный журнал Euromoney каждые полгода публикует рейтинг странового риска (country risk ranking) по 180 государствам мира. Итоговая оценка складывается из девяти показателей, наиболее важными из которых являются результаты экономического развития, оцениваемые максимально по 25 балло-пунктам из совокупности 100 балло-пунктов. Индикатор долга, его просроченная доля и кредитный рейтинг определяются из максимальных 10 балло-пунктов по каждому из указанных показателей. Величины четырех остальных измерителей, характеризующих степень доступа резидентов на мировой фондовый рынок, устанавливаются исходя из максимума 5 балло-пунктов на отдельный показатель.
В последние годы к 100 балло-пунктам в рейтинговой совокупной оценке приближались Люксембург, США, Сингапур, а такие страны как Афганистан, Ирак и Северная Корея не превышали и 5 балло-пунктов. У них наибольший страновой риск.
Среди бывших социалистических стран европейского сотрудничества в наименьшей степени страновой риск может проявиться в Чехии, которая в рейтинговой оценке располагается после богатых нефтяными запасами Кувейтом и Саудовской Аравией.
В Республике Беларусь страновой риск остается высоким (22,7 балло-пунктов). Практически такая же степень данного риска существует в Украине (29,31 балло-пунктов).
Высокая степень странового риска в странах СНГ вызвана, прежде всего, распадом СССР, что вызвало хаос в налогово-бюджетных, кредитно-денежных, платежных и торговых системах образовавшихся независимых государств.
В процессе преобразований, происходящих в трансформационной экономике, менеджеры и предприниматели сталкиваются с большими трудностями. Часто они должны принимать управленческие решения в условиях риска и неопределенности. Обусловлено это тем, что макроэкономическая обстановка в этот период является крайне нестабильной.
В итоге возникает межотраслевая разбалансированность, монополизация рынков. Гармонизацию общественных интересов при поддержании стабильности хозяйственной системы можно обеспечить путем государственного вмешательства. В зарубежной практике, например, готовятся специальные доклады и решения комиссий по делам монополий и конгломератов, а также декреты Европейского сообщества. Правительства Канады и США вводят квоты на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции, а фермеры, сокращающие ее объемы, получают государственные дотации.
Когда события в макроэкономической среде неожиданные и часто непредсказуемые, основными принципами управления являются гибкие экстренные решения.
Поэтому в современных условиях, когда макроэкономическая обстановка стала крайне динамичной, к предприятию предъявляются повышенные требования в отношении гибкости управленческих функций, необходимости реагировать на большое число и разнообразие факторов предпринимательской среды, сохраняя при этом устойчивость функционирования и развития.
IV. Риск-менеджмент в практике
устойчивого хозяйствования