Тема 6. рыночное предложение в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Теоретические основы для подготовки

К практическому занятию

Предложение совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы. Предложение в краткосрочном периоде. Максимизации прибыли конкурентной фирмы. Оптимизация производства на уровне самоокупаемости. Оптимизация производства в случае несения убытков. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы.

Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы.

Отраслевое предложение. Предложение отрасли в долгосрочном периоде. Отрасль с постоянными издержками. Отрасль с растущими издержками. Отрасль со снижающими издержками. Эффективность конкурентных рынков. Рациональное распределение ресурсов. Эффективное использование ресурсов.

Конкуренция как элемент рынка.

Свободная конкуренция, её достоинства и недостатки.

Монополистическая конкуренция. Возникновение монополий – причина перехода от свободной конкуренции к монополистической. Монополии, созданные государством. Естественные монополии.

Виды конкуренции в условиях монополистического производства: монопсония, олигополия, дуополия. Монопольная цена. Антимонопольное законодательство.

Тест

1. Полиполия – это синоним:

а) олигополии;

б) монополистической конкуренции;

в) чистой конкуренции;

г) монопсонии.

2. Ценовая конкуренция отсутствует:

а) на рынке чистой конкуренции;

б) на рынке чистой монополии;

в) на олигополистическом рынке;

г) присутствует на всех типах рынков.

3. Какая черта отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции?

а) имеются серьёзные препятствия для вступления в рынок монополистической конкуренции;

б) конкурирующие фирмы продают дифференцированные товары;

в) конкурирующие фирмы продают уникальные товары;

г) оценка издержек.

4. Что означает понятие "однородность продукции":

а) на рынке действует только один продавец;

б) товары, предлагаемые на рынке, идентичны по своим свойствам;

в) отсутствуют возможности дифференциации продукции;

г) вся продукция сертифицирована.

5. Прайстейкерами называются:

а) фирмы – участники рынка чистой конкуренции;

б) фирмы-монополисты;

в) олигополисты;

г) ценовые лидеры.

6. Главная черта олигополистической конкуренции:

а) свобода предприятий в установлении цен;

б) взаимозависимость ценового поведения предприятий;

в) большая распространённость ценовых сговоров;

г) однородность товаров.

7. Неценовая конкуренция играет решающую роль на рынке:

а) совершенной конкуренции;

б) монополистической конкуренции;

в) олигополистической конкуренции;

г) монополии.

8. При выполнении какого условия конкурентная фирма получает максимальную прибыль?

а) средние общие затраты равны предельному доходу;

б) общие доход принимает максимальное значение;

в) предельные затраты равны среднему доходу;

г) средние общие затраты принимают максимальное значение.

9. Большинство рынков в экономике России представляют собой:

а) совершенную конкуренцию;

б) олигополию;

в) монопсонию;

г) совокупность конкурентных и монополистических элементов.

10. Примером естественной монополии является:

а) компания "Ленвест";

б) Издательский дом "Коммерсант";

в) городской метрополитен;

г) Банк "Коммерческий".

11. Монополист отличается от конкурентной фирмы тем, что:

а) может произвести любой объём продукции и продать её по любой цене;

б) производит продукции больше и цену устанавливает выше;

в) при определённой кривой рыночного спроса самостоятельно выбирает такое сочетание объёма выпуска и цены, которое максимизирует прибыль;

г) выбирает такой объём выпуска, при котором МR = Р.

12. Среди приведённых ниже утверждений определите неправильное (некорректное):

1) отдельная фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, может продать большее количество своего товара только в случае соответствующего снижения цены на него;

2) на рынке совершенной конкуренции фирмы ведут ценовую войну;

3) олигополии всегда имеют более высокие прибыли, нежели конкурентные фирмы;

4) для совершенной конкуренции характерно отсутствие неценовой конкуренции.

13. Среди приведенных ниже утверждений определите верное (корректное):

1) несовершенный конкурент не имеет возможности влиять на уровень рыночных цен;

2) в условиях совершенной конкуренции отдельный производитель, сокращая объём производства и продажи товара, может изменить его цену;

3) в условиях рыночной экономики больше товаров могут купить те, кто испытывает в них большую необходимость;

4) рост цен на ресурсы приводит к сокращению спроса на товары, из которых они изготовляются.

14. Отличие ценообразования в условиях совершенной конкуренции от ценообразования в условиях несовершенной конкуренции заключается в том, что:

а) в условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена приспосабливаться к существующей рыночной цене, а в условиях несовершенной конкуренции она может диктовать цену;

б) в условиях совершенной конкуренции фирма распространяет своё влияние на меньшее число агентов, чем в условиях несовершенной конкуренции;

в) в условиях совершенной конкуренции фирма применяет ценовую дискриминацию, а в условиях несовершенной конкуренции – неценовую дискриминацию;

г) в условиях несовершенной конкуренции у фирмы нет стимулов назначить цену выше предельных издержек.

15. Дифференциация продукта позволяет производителям:

1) взимать за товар более высокую цену, чем в условиях свободной конкуренции;

2) устанавливать цену на товар столь же свободно, как и в условиях монополии;

3) тратить на изготовление продукции меньше ресурсов;

4) производить продукцию в объёмах, соответствующих объёмам совершенной конкуренции.

16. В условиях олигополии производители не прибегают к снижению цен, поскольку:

1) они и так продают товары по самым низким из возможных ценам;

2) методом снижения цен они не могут привлечь новых покупателей;

3) они стремятся установить самую высокую цену, по которой их товары можно продать;

4) другие производители в отрасли могут последовать их примеру.

17. Что из ниже перечисленного не характерно для совершенной конкуренции:

а) кривая спроса фирмы горизонтальна;

б) кривая спроса фирмы является также кривой её среднего дохода;

в) кривая спроса фирмы является также кривой её предельного дохода;

г) кривая спроса фирмы абсолютно неэластична.

18. Если фирмы, действующие на рынке, не получают экономическую прибыль в долгосрочном периоде, то такая рыночная структура называется:

а) монополией;

б) совершенной конкуренцией;

в) олигополией;

г) монопсонией.

19. Понятие совершенно конкурентной фирмы подразумевает, что:

а) фирма не в состоянии конкурировать с другими фирмами;

б) фирма занимает доминирующее положение в отрасли;

в) фирма борется со своими конкурентами официальными методами;

г) это фирма, которая не оказывает влияния на формирование рыночной цены.

20. При какой ситуации фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, готова прекратить работу?

а) когда цена равна минимальным средним общим затратам;

б) когда цена постоянно падает;

в) Р = МС;

г) цена равна минимальным средним переменным издержкам.

Практические задания

1. В совершенно конкурентной отрасли действуют 250 фирм, разбитых на три группы. Предельные издержки 100 фирм первой группы описываются уравнением MC1 = 100Q1 + 1; 100 фирм второй – MC2 = 200Q2 + 2; 50 фирм третьей – MC3 = 100Q3 + 1. Функция спроса на рынке описывается уравнением Q = 25 – P. Найдите равновесную цену и объём продаж на рынке.

2. Функция издержек конкурентной фирмы описывается уравнением: TC = Q2 + 4Q + 16. Определите, при какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль в долгосрочном периоде.

3. Исследование рынка спичек. Находящегося в условиях дуополии, установило, что функции реагирования каждой фирмы – производителя спичек имеют следующий вид: Y1 = 100 – 2Y2, Y2 = 100 – 2Y1, где Y1 и Y2 – характеризуют объёмы производства соответственно первой и второй фирм. Изобразите функции реагирования графически и вычислите пропорции раздела рынка между ними.

4. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб. Спрос на продукцию отрасли представлен в табл. 35.

Таблица 35

Цена, руб. за ед.
Объём спроса, тыс. шт.

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведёт каждая фирма?

5. В отрасли действуют 10 фирм. Предельные издержки каждой фирмы описываются формулой: MC = 100 – 30Q + Q2. Спрос на продукцию отрасли равен: Р = 100 – Q. Каков должен быть объём производства каждой фирмы, чтобы отрасль в долгосрочной перспективе находилась в состоянии равновесия?

6. Общие затраты монополиста задаются уравнением TC= 200 + + 2Q, а уравнение функции спроса на её товар P= 400 – Q. Каков будет общий доход фирмы, если её месячный выпуск 50 единиц?

7. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Цена на продукцию в отрасли составляет 8 руб. за единицу. Функция общих затрат фирмы представлена в табл. 36.

Таблица 36

Выпуск продукции, шт. Общие затраты, руб.

Рассчитайте необходимые данные и определите таблично и графически объём выпуска, при котором фирма максимизирует свою прибыль. Чему равна максимальная прибыль, общий доход и общие затраты фирмы при изменяющейся цене на рынке. Определите, в какой ситуации на рынке фирма будет иметь нулевую прибыль и при какой вынуждена будет покинуть отрасль.

8. В отрасли функционировали два предприятия А и В со следующими функциями предложения: QSА = –100 + 4P, QSВ = –50 + P.

Спрос на продукцию в данной отрасли характеризуется функцией QD = 210 – P. В результате конкурентной борьбы предприятие А поглощает конкурента, перепрофилируя его на выпуск непрофильной для данной отрасли продукции. Как изменится равновесный уровень цены в отрасли?

9. Предельный доход фирмы равен: MR = 1000 – 20Q, общий доход: TR = 1000Q – 10Q2, предельные издержки: MC = 100 + 10Q. Определить рыночную цену и объём продаж, если фирма является монополистом.

10. Функция спроса и валовых издержек условного монополиста описывается уравнениями: P = 5000 – 17QD и TC = 75000 – 200Q – 17Q2 + Q3. Определить максимальный общий объём прибыли, который может быть получен монополистом.

Примеры решения задач

Задача 1

Некоторая фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, реализует свою продукцию по цене 20 ден. ед. за одно изделие. Функция валовых издержек фирмы имеет вид

ТС = 75 + 17Q – 4Q2 + Q3.

Определите объём выпуска продукции, максимизирующий общий объём прибыли фирмы.

Решение

Общий объём прибыли (Рr) фирмы может быть рассчитан как разность между доходом фирмы от реализации продукции (Р · Q) и её валовыми издержками:

Рr = 20 · Q – (75 + 17Q – 4Q2 + Q3).

Условием экстремума и, в частности, максимума функции является равенство нулю её первой производной:

(–75 + 3Q + 4Q2 –Q3)' = 3 + 8Q – 3Q2 = 0.

Решая полученное квадратное уравнение, имеем Q = 3.

Таким образом, фирма получает максимально возможную прибыль при производстве 3 ед. продукции.

Задача 2

Монополист увеличил выпуск продукции с 6 000 до 8 000 шт. в месяц с целью продать все изделия по наиболее выгодной для себя цене. Определите, как изменится его прибыль, если функция спроса имеет вид: QD = 14 000 – P.

Решение

Прибыль любого производителя может быть рассчитана как разность между выручкой от реализации продукции и валовыми издержками, связанными с её изготовлением. Выручка от продаж определяется как произведение цены единицы продукции на объём продаж в натуральном выражении.

Рассчитаем выручку монополиста до и после увеличения объёма выпуска продукции:

Q1 = 6 000 шт.;

Р1 = 14 000 – 6 000 = 8 000 ден. ед.;

Р1Q1 = 48 млн ден. ед.;

Q2 = 8 000 шт.;

Р2 = 14 000 – 8 000 = 6 000 ден. ед.;

Р2Q2 = 48 млн ден. ед.

Таким образом, выручка монополиста, несмотря на увеличение объёма выпуска, осталась неизменной, что свидетельствует о снижении прибыли, так как изготовление 8 тыс. изделий связано с бóльшими издержками, чем изготовление 6 тыс. ед.

Задание для самостоятельной работы

Темы рефератов

· Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

· Отраслевая и региональная дифференциация издержек производства, их сущность и динамика.

· Формы монополий и их эволюция.

· Влияние размера олигополии на рыночный результат.

· Естественные монополии в России: история и перспективы развития.

Наши рекомендации