Ценообразование в угольной отрасли

Глава 5. Ценообразование в отраслях ТЭК.

Ценообразование в угольной отрасли.

Добываемые предприятиями угольной промышленности угли существенно разнятся как по своим потребительским качествам, так и по назначению использования.

По своему назначению угли в основном подразделяются на энергетические и коксующиеся. Причем коксующиеся угли, по­требляемые металлургией, в принципе также могут быть использо­ваны для энергетических целей, хотя это экономически и нецелесо-

образно, поскольку коксующийся уголь более дорог и ряд его ма­рок является дефицитным.

Среди углей различают антрациты, каменные и бурые угли. Ка­менные угли подразделяются на 14 марок, различающихся своими качественными свойствами.

Каждая марка угля подразделяется на 6 классов в зависимости от размера кусков: первый - от 0 до 6 мм - штыб; второй - от 6 до 13 мм - семечко; третий - от 13 до 25 мм - мелкий класс; четвер­тый - от 25 до 50 мм - орех и пятый - от 50 до 100 мм - крупный класс; шестой класс - свыше 100 мм - плита. Более крупные клас­сы углей ценятся дороже.

Все разнообразие угольной продукции различается по своей те­плоте сгорания, наличию золы, серы, влаги. Это основные пара­метры, характеризующие качество угля. Они являются основой при установлении цен на конкретные марки углей.

В угольной промышленности функционируют свыше 30 объе­динений, каждое из которых включает в себя до десяти, а иногда и более угольных шахт и разрезов. Сбыт продукции производится объединением по единым для него ценам. Учитывая, что индиви­дуальные цены различных предприятий объединения различны, они реализуют свою продукцию, как правило, по средним ценам, определяемым на основе средней себестоимости по объединению и нормальной величины прибыли. При этом некоторые предприятия объединения будут иметь повышенный размер прибыли, а некото­рые - пониженный. Это положение регулируется использованием внутрифирменных расчетных цен, с помощью которых сбытовая организация объединения рассчитывается с каждым предприятием. Расчетные цены обеспечивают каждому предприятию объединения компенсацию всех его издержек производства и получение нор­мальной прибыли. Объединение выступает в качестве регулятора и перераспределителя финансовых потоков, обеспечивая за счет изъ­ятия части сверхприбыли у одних предприятий дотацию эксплуа­тационной деятельности других нерентабельных предприятий.

В рыночных условиях уровень внутрифирменных цен реализа­ции продукции корректируется с учетом сложившейся к данному моменту рыночной конъюнктуры на конкретных рынках сбыта продукции. Если предложенные объединением цены (с учетом транспортных издержек) окажутся выше средних рыночных цен, то объединение будет вынуждено снизить уровень своих реализационных цен. Нижним пределом цены для объединения будет цена, обеспечивающая объединению компенсацию его издержек произ­водства.

В случае, если рыночные цены будут выше средних цен по объ­единению, последние могут быть повышены.

Учитывая значительную фондоемкость и трудоемкость угледо­бычи и роль угля в формировании топливно-энергетического ба­ланса страны, для поддержания необходимых объемов добычи го­сударство оказывает финансовую поддержку некоторым угледобы­вающим предприятиям, которые не в состоянии обеспечить рента­бельность своей работы.

Алгоритм формирования средней цены поставщика угля может быть представлен следующей формулой:

где ЦсР - средняя оптовая цена объединения на уголь, реализуемый внутрироссийским потребителям в конкретном календарном пе­риоде, руб/т; Ид, - издержки производства на добычу угля на /-м онных цен. Нижним пределом цены для объединения будет цена, обеспечивающая объединению компенсацию его издержек произ­водства.

В случае, если рыночные цены будут выше средних цен по объ­единению, последние могут быть повышены.

Учитывая значительную фондоемкость и трудоемкость угледо­бычи и роль угля в формировании топливно-энергетического ба­ланса страны, для поддержания необходимых объемов добычи го­сударство оказывает финансовую поддержку некоторым угледобы­вающим предприятиям, которые не в состоянии обеспечить рента­бельность своей работы.

где ЦсР - средняя оптовая цена объединения на уголь, реализуемый внутрироссийским потребителям в конкретном календарном пе­риоде, руб/т; Ид, - издержки производства на добычу угля на /-м предприятии за анализируемый календарный период, руб/ед. вре­мени; Ц объед - общие расходы объединения, не компенсируемые суммарными полными издержками всех предприятий, руб/т до­бычи; П, - необходимый уровень прибыли, обеспечивающий реше­ние производственных и социальных проблем коллектива /-го предприятия (в соответствии с коллективным договором), простое воспроизводство, выплату установленных налогов и отчислений, возврат кредитов и процентов за их использование и финансирова­ние прочих расходов в соответствии с действующим законодатель­ством; Д, - величина дотаций, выделяемая из госбюджета для под­держания рентабельности производства (в случае их наличия - по фактическим и прогнозируемым данным), руб. за анализируемый период; Qpi - объем добычи рядовых углей /-м предприятием, предназначенных для реализации потребителям, за анализируемый период, т.

Для энергетических углей цены дифференцируются в зависимости от теплоты сгорания каждой марки угля. Механизм расчётов заключается в установлении средней цены за 1ккал/кг по объединению. При этом учитывается, что этой средней цене соответствуют определённые усреднённые характеристики по содержанию золы и влаги. Если конкретные марки углей имеют другие проценты содержания золы и влаги, то в расчёт цен вводятся соответствующие поправочные коэффициенты.

Для коксующихся углей цена корректируется по содержанию серы: за каждые 0.1% отклонения уровня цена изменяется на 0.5% уровня. Данная методика позволяет производителю рассчитывать цены на добываемый уголь. Цены реализации, т.е цены поставки потребителям зависят от коньюктуры на рынке сбыта, соотношения спроса и предложения углей, а также от характера рыночных структур, действующих на рынке. Последнее обстоятельство очень существенно влияет на установление рыночных цен. В условиях, когда поставщик является монополистом, он может завышать цены.

Наши рекомендации