Отмывание денег: основная характеристика
Термин «отмывание денег» впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса для обозначения процесса преобразования нелегально полученных денег в легальные. С тех пор предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 г. ввела следующую формулировку: «Отмывание» денег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».
В международном праве определение легализации («отмывания») денег от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.
Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») денег от преступной деятельности понимаются:
· Конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
· сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
· приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
· участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».
Как следует из положений Страсбургской конвенции и рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам «отмывания» денег, подготовленных в 1990 г., «отмывание» денежных средств и иного имущества — это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, т.е. различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином «воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.
Легализация («отмывание») дденег, полученных незаконным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.
Целью Отмывания денег является желание владельца таких денег скрыть или замаскировать незаконный источник их получения, что дает ему возможность эти деньги тратить, не вызывая подозрений у надзорных и правоохранительных органов.
Легализация денег, полученных преступным путем (что по сути своей и является отмыванием денег), — это фактическое внедрение «грязных» денег в финансовую систему. Незаконные доходы поступают в банковские структуры государств и путем проведения многочисленных операций принимают вполне легальный вид как с точки зрения обывателя, так и любого контролирующего органа. Для этого используются разнообразные средства, которые могут включать разделение (разбивку) наличных денег на меньшие денежные суммы, приобретение мелких предприятий, соучастие сотрудников кредитных организаций и др. Большое количество операций, успешно выполненных для сокрытия источника денежных средств, значительно затрудняет воспроизведение контролирующими органами всей их цепочки. Чем разнообразнее инструменты, используемые для размещения незаконных денежных средств для сокрытия источника средств, например чеки, дорожные чеки, акции, облигации и т.п., тем сложнее проследить происхождение денег. Определению происхождения доходов препятствует проведение денег через несколько стран, где отсутствует эффективная система противодействия легализации преступных доходов, или через офшорные финансовые центры. Общая схема легализации доходов представлена на рис. 1.
Рис. 1 Схема легализации денег
Размещение— первый этап процесса отмывания денег . Он представляет собой видоизменение их начальной формы или адреса. Например, перевод денег (дистанцирование) дает возможность замаскировать их прямую связь с преступлением и вывести деньги за пределы досягаемости правоохранительных органов.
Формы размещения могут быть разными. Чаще всего используются следующие из них:
•контрабандный вывоз наличных денег за границу;
•превращение денег в другие финансовые инструменты;
•обменные операции — обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;
•аккумуляция денег небольшими суммами на один банковский счет;
•депонирование денег на банковские счета (обычно несколько счетов в нескольких кредитно-финансовых учреждениях);
•превращение денег в товары, драгоценные металлы и камни;
•использование хозяйственных предприятий с большим наличным оборотом (бары, ночные клубы, рестораны, салоны красоты, казино и пр.), к легальной выручке которых присоединяются преступно полученные средства;
•создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих нажитые преступным путем деньги в качестве выручки и пр.
Процесс отмывания денег легче всего раскрыть именно на первом этапе размещения полученных преступным путем денег. Поэтому законодательные, правоохранительные и регулирующие органы для решения проблемы противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, сосредоточили на нем основное внимание.
Если преступно полученные средства существуют в наличной форме (например, доходы от торговли наркотическими веществами или оружием), их владельцам необходимо разместить эти средства в банковской системе.
Если средства получены в безналичной форме (преступления в экономической сфере), то необходимость в первой стадии отмывания отпадает.
Рассредоточениепредставляет собой вторую стадию процесса, на которой происходит отделение преступных доходов от источника их происхождения. На этой стадии проводятся множественные финансовые операции между кредитными организациями для сокрытия следов преступления.
Перемещение денег на стадии рассредоточения маскирует происхождение незаконных источников доходов и владельцев денег. Таким образом, связь между деньгами и их владельцами теряется. С этой целью используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег. Как правило, подобные операции проводятся на международном уровне. В итоге, как уже отмечалось, установить источник происхождения денег практически невозможно. Здесь большую негативную роль играют офшорные финансовые центры, где следы преступно полученных доходов теряются окончательно.
Только на первом и частично на втором этапе легализации прослеживается связь между доходом, полученным от преступной деятельности, и лицом, совершившим основное преступление.
Интеграция— третья (последняя) стадия процесса отмывания денег. На этой стадии преступник имеет возможность вновь использовать деньги, полученные преступным путем, в реальном секторе экономики. Таким образом, эти деньги обретают легальный источник происхождения.
Основные формы интеграции легализованных преступных доходов в финансовую систему следующие:
•операции с недвижимостью или произведениями искусства, аукционные сделки, где цену товара можно определить лишь условно. Используется заниженная или завышенная цена контракта. Разница с реальной ценой доплачивается неучтенными наличными денежными средствами;
•экспортно-импортные операции, при которых составляются реальный и фиктивный договоры (с завышенной суммой сделки). Разница между реальной и фиктивной ценой товаров, работ, услуг, оплаченная выведенными из легального денежного оборота деньгами, остается на счете фирмы-посредника;
•деньги депонируются на счете зарубежной фирмы и используются для выдачи ссуды, являющейся для заемщика легальными деньгами;
•учреждение зарубежной корпорации в офшорной зоне, открытие ее счета в иностранном банке с последующим использованием этого счета для предоставления ссуд, платежей по фиктивным договорам аренды или за фиктивные услуги;
•деньги преступного происхождения декларируются как легальный выигрыш в казино или лотерее.
В каждом отдельном случае могут применяться самые разные методы отмывания денег, но суть всех операций сводится к тому, чтобы придать незаконно полученным средствам вид дохода от законной деятельности. Анонимные денежные средства получают новый источник происхождения, и легализовавшийся доход перераспределяется в пользу преступника, совершившего основное преступление.
Эксперты ФАТФ отмечают, что иностранные источники нелегальных средств, поступающих в Россию и регионы бывшего СССР для «отмывания», малоизвестны.
Основу механизма уголовно-правового контроля за отмыванием криминальных денег в ПМР составляют статьи УК ПМР (ст. 169, 170, 171).
2.3 Способы и приемы «отмывания» «грязных денег»
Факторы, способствующие «отмыванию» денег:
· высокая доля неофициальных доходов населения и бизнеса, существование параллельной экономики, или «черного рынка»;
· несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями;
· распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти;
· существование внутри страны «зон свободной торговли», обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов;
· невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами;
· неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания);
· законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы;
· просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами. Широкое использование предприятиями, банками операций с вовлечением оффшорных компаний;
· существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств «на предъявителя»;
· доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.
Способы «отмывания» денег:
· вывоз наличных из страны с помощью курьеров или сокрытия их в перевозимом грузе с целью дальнейшей репатриации через иностранные банки;
· прохождение по счетам денежных средств, значительно превышающих реальные возможности клиента в бизнесе;
· многократное зачисление средств на счет в течение дня разными лицами;
· проведение операций в особо крупных размерах в интересах третьих лиц, в частности обмен больших сумм денег;
· заключение контрактов с инофирмами на оказание различных услуг информационно-справочного характера;
· выдвижение без основательных причин требования открыть несколько счетов с различными начальными номерами;
· предоставление сведений о себе, достоверность которых невозможно проверить, либо заведомо искаженных сведений;
· внесение больших сумм на счет наличными, что может указывать на противоправную направленность действий клиента банка;
· заключение фиктивных арендных договоров и фиктивных контрактов на поставку несуществующих товаров;
· стремление при открытии и ведении операций по счетам ограничиться своим присутствием только при открытии счета и избежать последующих контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах;
· покупка ценных бумаг с их переводом в другой банк и т.п.;
· сокрытие настоящего происхождения денег (счета в иностранных банках и размещение в инвестиционных компаниях, организация фиктивных компаний, приобретение ценных бумаг, антиквариата, недвижимости за границей и т.п.);
· перечисление наличных на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм.
Приемы «отмывания» доходов, полученных незаконным путем:
· «структурирование» — искусственное раздробление финансовой операции на несколько единичных, с небольшими суммами. При этом денежные средства переводятся с использованием не только банковских учреждений, а и разнообразных почтовых отделений, ломбардов и других организаций. В результате средства аккумулируются на одном или нескольких счетах, откуда переводятся под законным поводом в банк другой страны. Другим распространенным способом незаконного перемещения средств остается противоправная конвертация денежных средств;
· использование электронных расчетов и корреспондентского банковского дела, ценных бумаг, фьючерсных и производных финансовых сделок, которые необязательно связаны непосредственно с реальным товаром;
· разветвленная система так называемых фиктивных предприятий. Государственная регистрация таких предприятий, как правило, проводится по утраченным и похищенным паспортам или на номинальных собственников. В дальнейшем готовится полный пакет документов, подаваемый в банковское учреждение, на открытие текущего счета. На счете, открытом фиктивным предприятием, на протяжении определенного времени аккумулируются безналичные средства, которые затем переводятся на счет другой фиктивной фирмы (или получаются по чеку денежной наличностью);
· «полет денег»(Fie chien) — китайское изобретение, основанное на доверии, связях семейства, местных социальных структурах и угрозе неизбежной и жестокой расправы для любого нарушителя неписаных правил. Эта система, которую иногда называют «системой записки», позволяет, внеся деньги подпольному банкиру в одной стране, получить их в другой стране в обмен на «записку», т.е. своего рода чек. Данный способ перемещения денег, в особенности «грязных», быстр и удобен, освобождает от транспортирования оптовых наличных денег, оставляет мало следов и характеризуется минимумом затрат, ограничивающихся комиссией банкиру;
· контрабанда валюты — путем перевозки денежной наличности в разнообразных хранилищах, специально созданных в чемоданах, транспортных средствах, а также в предметах, которые допускают размещение большой суммы денежной наличности без внешних признаков изменения их первоначального вида. В дальнейшем средства вносятся на заранее открытый в банке какой-либо страны депозитный или текущий счет, откуда спустя некоторое время (по доверенности клиента) переводятся на счета других банков. Среди стран, в которые переправляются наличные средства, наиболее популярны страны-оффшоры;
· Альтернативные банковские системы. «Отмывание» денег в так называемом «золотом треугольнике» (территория на стыке Таиланда, Бирмы и Лаоса) происходит через сложную цепочку доверенных лиц, которые осуществляют подобный бизнес из поколения в поколение. Подобная система, получившая в мусульманском мире название «хавала» («hawala»), сохранилась до наших дней и основана на принципах семейственности и установившихся связях преступных групп. Правильность и конфиденциальность финансовых операций в подобных системах достигается жестоким наказанием нарушителей. Перемещаясь по каналам подпольных банков, «грязные» деньги вообще не попадают в официальную банковскую систему. Альтернативные банки работают без бумажного следа.
Правила, которыми руководствуются при «отмывании» денег:
· Чем лучше механизм «отмывания» денег имитирует характер и процедуры законных соглашений, тем меньше вероятность его выявления.
· Чем меньше часть незаконных средств в легальных финансовых потоках, тем сложнее ее обнаружить.
· Чем больше деловая структура производства и распределения нефинансовых товаров и услуг зависит от мелких фирм, тем труднее отделить законные соглашения от незаконных.
· Чем выше удельный вес сферы услуг в экономике страны, тем легче в этой стране «отмывать» деньги.
· Чем выше степень финансового саморегулирования законных соглашений, тем сложнее отслеживать незаконные денежные потоки.
· Чем меньше возможности использования кредитных карточек и других безналичных инструментов оплаты для осуществления незаконных финансовых операций, тем сложнее обнаружить случаи «отмывания» денег.
· Чем меньше частица незаконных потоков в объеме законных поступлений в страну через границу, тем труднее их найти.
· Чем острее противоречие между глобальным характером финансовых рынков и их государственным регулированием, тем сложнее обнаружить случаи «отмывания» денег.
· Чем глубже незаконная деятельность проникает в легальную экономику, тем меньше возможностей для ее институционального и функционального деления.