Статус, состав и основные полномочия Правительства РФ. Организация работы Правительства РФ
Правительство РФ является органом государственной власти рФ. Оно осуществляет исполнительную власть РФ, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.
Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правительство РФ состоит:
- из членов Правительства РФ;
- Председателя Правительства РФ.
заместителей Председателя Правительства РФ;
федеральных министров.
Правительство РФ в пределах своих общих полномочий:
- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Полномочия в сфере экономики: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, и т. д.
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и т. д.
В социальной сфере Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности и т. д.
В сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки и т. д.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и т. д.
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.
Правительство РФ осуществляет полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ.
Правительство РФ осуществляет полномочия по обеспечению реализации внешней политики РФ.
12.Фед.органы исп.власти: понятие, система, структура, основные направ. деятельности. Территориальные органы.
Правительство — высший исп. орган гос.власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено гл. 6 К РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ».
Фед. исп. власть имеет двухступенчатую структуру: Правительство России с его аппаратом и фед.е органы — министерства, гос. комитеты, фед. службы и иные органы.
Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исп. власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений — департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Фед. Собрания.
Министерство РФ— фед. орган исп. власти, проводящий гос.политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных ФЗ, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных фед. органов исп.власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр.
Гос. комитетРФ, фед. комиссия России — фед. органы исп. власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Фед. служба России, рос. агентство, фед. надзор России — фед. органы исп. власти, осуществляющие спец. (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах.
Фед. органы исп.власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои террит. органы и назначать соответствующих должн. лиц. Под террит. органами понимаются те структурные подразделения ряда фед. органов исп. власти, которые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах РФ, но не входят в систему органов исп. власти субъектов Федерации, на территории которых они действуют. Они называются по-разному: управления, комитеты, представительства, инспекции, региональные коллегии и др.
13.Органы исполнительной власти субъектов РФ: понятие, принципы организации, система, структура, полномочия.
В ФЗ «Об общих принципах организации законодат.(представит.) и исп. органов гос. власти субъектов РФ»,сказано, что система органов исп.власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно.
В субъекте Федерации устанавливается система органов исп. власти во главе с высшим исп. органом, возглавляемым его руководителем.
Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должн. лица субъекта Федерации, возглавляющего высший исп. орган гос. власти субъекта Федерации.
Высшее должн. лицо субъекта Федерации (рук. высшего исп. органа) избирается гражданами России, проживающими на территории субъекта Федерации, на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Высший исп. орган гос. власти субъекта Федерации:
1.осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общ. порядка, борьбе с преступностью.
2.разрабатывает для представления высшим должн. лицом субъекта Федерации в законодат. орган гос. власти субъекта Федерации проект бюджета, а также проекты соц.-эконом. развития субъекта Федерации;
3.обеспечивает исполнение бюджета и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ соц.-эконом. развития субъекта Федерации для представления их высшим должн. лицом субъекта Федерации в законодат. орган гос. власти субъекта Федерации
4.формирует иные органы исп. власти субъекта Федерации.
5.управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также фед. собственностью, переданной в управление субъекту Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
13.1.Гос. служба: понятие, значение, правовая основа деят., принципы, система.Государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Значение государственной службыопределяется тем, что среди всех вопросов, решаемых государством, стержневым явл. вопрос о кадрах, в первую очередь руководителей. Именно гос. аппарат призван претворять в жизнь реформы, новые идеи и законоположения, а ведь очевидно, что основная масса недостатков связана с неумением, а порой и неприятием реформаторских программ со стороны некоторой части аппаратчиков, хуже того — с их коррумпированностью. Эффективное использование добротного кадрового потенциала государства — приоритетная общенац. задача.
ФЗ «Об основах гос. службы РФ» установлены след. принципы гос. службы:
1.Принцип верховенства К РФ и ФЗ над иными норм. прав. актами.
2.Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина.
3.Принцип единства системы гос. власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами.
4.Принцип разделения властей.
5.Принцип равного доступа граждан к гос.службе.
6.Принцип обязательности для гос. служащих решений, принятых вышестоящими гос. органами и руководителями.
7.Принцип единства основных требований, предъявляемых к гос. службе.
8.Принцип профессионализма и компетентности.
9.Принцип гласности.
10.Принцип ответственности.
11.Принцип внепартийности и внеконфессиональности.
12.Принцип стабильности кадров.
Гос. служащий — работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на гос. службе.
В целях обеспечения реализации законодательства РФ о гос. службе и повышения эффективности кадровой политики в гос. аппарате рядом указов Президента утверждены перечни гос.должностей фед. гос. службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соотв. разделами Реестра гос. должностей гос. службы РФ.
Гос. должности, включенные в Реестр, подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
14. Государственная должность: понятие, классификация, способы замещения.
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).
С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение государственной должности» и «замещение государственной должности». Учреждение государственной должности — это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ; должности государственной гражданской службы субъектов РФ учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Учрежденные государственные должности (или должности государственной службы) перечисляются в Реестре государственных должностей или в Реестре должностей государственной гражданской службы РФ. Замещение государственной должности — это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).
Согласно нормативным положениям о видах государственной службы должности государственной службы можно разделить на следующие виды:
1.должности государственной гражданской службы:
а) должности федеральной государственной гражданской службы;
б) должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
2.воинские должности;
3.должности правоохранительной службы.
15. Государственный служащий: понятие, признаки, классификация.
В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).
Понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.
Во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом.
Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке.
В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере.
В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.
Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.
Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).
Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов и пр.).
В соответствии с принципом разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.
По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих).