Полномочия, состав и порядок формирования Правительства РФ

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны.

В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:

назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решения об отставке Правительства;

представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБРФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;

по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

формирует и возглавляет Совет Безопасности;

утверждает военную доктрину;

формирует Администрацию Президента;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

подписывает и обнародует ФЗ (в том числе по вопросам исполнительной власти);

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

осуществляет руководство внешней политикой страны; ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Субъектом административного права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Администрация создает условия для реализации Президентом функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.

В целях обеспечения реализации Президентом своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, усиления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента его Указом от 9 июля 1997 утверждено Положение о полномочном представителе Президента в регионе РФ. Представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Он представляет интересы Президента на части территории страны, включающей в себя один или несколько субъектов Федерации (соответствующий регион). Основные задачи полпреда: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и иными общественными организациями.

21. Территориальные органы фед. Органов исполнит.власти: понятие, система

Территориальные органы федеральных органов исполнитель­ной власти имеют единую правовую природу, общие, а также спе­цифические черты, определяемые особенностями содержания де­ятельности создавших их федеральных органов.

Правовой основой создания данных органов служит Консти­туция РФ. Упоминание о них имеется в ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 11), который отнес к полномочиям Правительства РФ установление порядка их создания и деятельности.

Правовая природа и статус территориальных органов в прин­ципе предопределены ст. 78 Конституции РФ, согласно которой федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать их руководителей.

По смыслу данной статьи территориальные органы являются государственными органами: они выступают субъектами государ­ственно-властных полномочий, делегированных им федеральными органами исполнительной власти для выполнения их государствен­ных по своему характеру задач и функций. Именно в качестве государственных территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституци­онными законами, федеральными законами, указами и распоря­жениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами создавших их федераль­ных органов исполнительной власти, а также касающимися их деятельности нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции.

В организационной системе исполнительной власти террито­риальные органы принадлежат к федеральным государственным органам, существляющим в пределах подведомственной терри­тории исполнительную деятельность. Это предопределяется их назначением, в частности, федеральным характером возложенных на них полномочий.

Территориальные органы подчиняются создавшим их феде­ральным органам и действуют под их непосредственным руковод­ством. Они, не являясь федеральными органами исполнительной власти, представляют собой самостоятельные звенья системы этих органов, а не структурные подразделения их центральных аппа­ратов; признаются самостоятельными субъектами не только ад­министративного, но и гражданского права.

Масштаб деятельности территориальных органов может вклю­чать территорию одного или нескольких субъектов. В зависимос­ти от этого их иногда называют региональными или межрегио­нальными органами.

Территориальные органы могут создаваться для осуществле­ния полномочий по предметам ведения РФ и по предметам со­вместного, ведения РФ и ее субъектов в зависимости от компе­тенции соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Для характеристики правового статуса территориальных ор­ганов важным является вопрос о порядке назначения и освобождения от должности его руководителя. Согласно ст. 78 Конститу­ции РФ решение данного вопроса — конституционное право фе­дерального органа исполнительной власти, создавшего данный территориальный орган. Однако вопрос об участии субъектов РФ в решении этого вопроса стал предметом рассмотрения Консти­туционного Суда РФ. Его правовая позиция сводится к тому, что органы государственной власти субъектов РФ в случаях, предус­мотренных федеральным законом, вправе участвовать в решении вопросов о назначении и освобождении от должности руководи­телей территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти постольку, поскольку их деятельность связана с предметами совместной деятельности РФ и ее субъектов. При этом решение вопросов о назначении и освобождении указанных лиц остается за федеральными органами исполнительной власти. Иное могло бы препятствовать формированию единой системы испол­нительной власти.

Конкретные виды территориальных органов действуют на ос­новании положений о них, утверждаемых создавшими их орга­нами.

Территориальные органы наделяются юридически-властными полномочиями по различным подведомственным вопросам, в том числе в отношении организационно не подчиненных им лиц. На­пример, Территориальное управление Министерства РФ по ан­тимонопольной политике и поддержке предпринимательства имеет право давать обязательные для исполнения предписания коммер­ческим и некоммерческим организациям; территориальным орга­нам федеральных органов исполнительной власти, органам испол­нительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправ­ления, в том числе об изменении или отмене принятых ими ак­тов, не соответствующих законодательству РФ; изготовителям, исполнителям, продавцам товаров, работ, услуг о прекращении нарушений прав потребителей; налагать административные на­казания на коммерческие и некоммерческие организации и др.

Однако территориальные органы не вправе издавать норма­тивные правовые акты.

В связи с созданием федеральных округов федеральные орга­ны исполнительной власти иногда создают свои федеральные орга­ны в качестве подчиненных им окружных территориальных ор­ганов.

Создавать территориальные органы могут также федеральные органы, не относящиеся к федеральным органам исполнительной власти.

Наши рекомендации