Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономикой.
Преступность в сфере экономической деятельности тесно связана с теневой экономикой, которая представляет собой прежде всего совокупность скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей.
Теневая экономическая деятельность вызывает следующие последствия для налоговой, бюджетной сфер и денежно-кредитная сферы.
В России резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.[4]
Недофинансирование государственных расходов - одна из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом обязательств - одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Кроме того, уклонение от уплаты налогов одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.
Значительные масштабы имеют неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей из-за незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.
Теневая деятельность влияет на эффективность макроэкономической политики.
Сопоставление размеров денежной массы с заниженным официальным ВВП может внести искажение в денежную политику государства. Если доходы, получаемые от нелегальной экономической деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые на основе официальных экономических показателей, окажутся меньше тех, которые определяются реальными потребностями экономики.
Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов.
В экономике происходит деформация структуры экономики.
Деформация структуры экономики представлена:
Во-первых, криминальная экономическая деятельность, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что уменьшает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса.
Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству.
В-третьих, криминальная экономическая деятельность в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделении труда.
В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров.
В-пятых, из всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности. Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику. Результат - развитие видов деятельности, используемых для облегчения криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли.
В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности.[5]
Теневая экономика оказывает влияние на экономический рост и инвестиционный процесс.
Являясь следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая ее и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса. Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы для внутренних инвестиций. Негативное воздействие на инвестиционный процесс оказывает организованная преступность, которая стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту. При этом большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.
Влияние теневой экономики на рыночные механизмы неоднозначно. С одной стороны, некриминальная часть теневого сектора имеет рыночный и конкурентный характер: мелкие производители, скрывающиеся от надзора контролирующих организаций, могут ориентироваться только на платежеспособный спрос таких же обособленных друг от друга покупателей. Неформальное производство использует в основном не капитальные, а трудовые ресурсы. Производимая теневиками продукция имеет примерно тот же (или несколько более низкий) уровень качества, что и продукция легальных предпринимателей, но производится с более низкими издержками (неформальные бизнесмены не платят налогов и социальных платежей, могут давать заработную плату ниже законодательно установленного минимума и т. д.). С другой стороны, предприятия теневого сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из-за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране.
Роль теневой экономики в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.
В целом развитию теневой экономики в системе экономической безопасности способствуют следующие факторы:
1) Финансово-экономические:
• несовершенство налоговой системы (налоговые асимметрии, сложность законодательства, соотношение эффекта выгоды и наказания и другие);
• крупномасштабные хищения бюджетных средств (как прямое, так и
нецелесообразное и незаконное их использование);
• архаичная структура финансов.
2) Правовые:
• противоречия и пробелы в законодательстве;
• лоббирование законов и законопроектов;
• слабая, коррумпированная система правоохранительных и судебных органов;
• нерелевантное выполнение государственной программы системной борьбы с организованной профессиональной преступностью из-за конфликта интересов и неявной подведомственности дел;
• недостаточная защищенность частного бизнеса внешних вмешательств и захватов.
3) Административные:
• сложность бюрократических процедур и их нежизнеспособность (малоэффективность);
• слабая развитость института обращения граждан;
• недостаточная заинтересованность в релевантности решений административного аппарата, а так же незначительная ответственность за их катастрофические ошибки.
4) Общественно-политические:
• нестабильная конъюнктура рынка, приводящая к отсутствию стабильного развития и должной идеологии инвесторов и предпринимателей;
• деградация культуры посредством неофициальной оплаты услуг работников бюджетных организаций за их оплачиваемый труд;
• низкий уровень социальных благ, получаемых наемными работниками в легальной экономической деятельности. Это определяет формирование необходимых теневой экономике трудовых ресурсов.
На формирование материальных ресурсов действует возможность неучтенного их использования в сфере производства и обращения в организациях легальной экономики, либо их нелегального создания.
Пагубные последствия теневой экономической деятельности для субъектов правоотношений проявляются посредством: налоговой, бюджетной, кредитно-денежной систем и деформация структуры потребления.
Также, под влияние теневого сектора попадают: экономический рост, инвестиционный и инновационный процесс, конкуренция в чистом виде, эффективность самого рыночного механизма, а так же условия воспроизводства рабочей силы.[6]
Таким образом, можно сделать вывод, что роль теневого сектора в экономике страны велика и, при этом, совершенно неоднозначна, но непосредственно является негативным моментом экономической деятельности, защитой от которого может стать виртуальный управленческий учет резервной системы субъектов правоотношений.
Теневая экономика ещё долго будет неотъемлемой частью нашей жизни, пытаться её уничтожить - бесполезно и бессмысленно. Разумнее будет направить усилия на снижение её масштабов, а для этого необходимо совершенствовать не только законодательную базу, но и методы анализа, поскольку «владеть информацией - значит, владеть миром».