Вопрос 10. Эволюция научных школ управления. Научная организация управления. Школа общего административного управления. Количественный подход. Организационное поведение
Управление- это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу[1]. Это целенаправленное формирование (создание и организация) процесса достижения результата. Оно может относиться как к людям, так и к организациям. Следует различать, с одной стороны, управление персоналом, а с другой, – управление организацией (в соц.-экон. и организационно – техническом понимании).
Говоря об эволюции научных школ управления, нужно выделить следующие школы:
1. Школа научного управления
2. Школа административного управления
- Концепция администрирования А.Файоля
- Концепция Бюрократии М.Вебера
- Концепция Ч.Барнарда
3. Школа организационного поведения
4. Современные школы менеджмента
- Концепция стратегического управления
- Концепция инновационного управления
Отметим так же существование следующих подходов, которые являются методологической основой теории менеджмента:
5. Количественный подход
6. Процессный подход
7. Системный подход
8. Ситуационный подход
Научная организация управления
Одной из первых теоретических школ, рассматривающих проблемы теории организаций, стала школа научного менеджмента. Основу организационных теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими словами, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность. Достижению всеобщей целесообразности рациональности служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего формального контроля. Очевидно, что создание системы такого контроля возможно только при условии четкого распределения функций (прав и обязанностей) между членами организации, а следовательно, требует разработки взаимосвязанных ролевых требований, отсечения ненужных действий, упрощения и максимальной рационализации существующих технологий.
Среди ученых, сделавших огромный вклад в развитие теории менеджмента, следует назвать Фредерика У.Тейлора и супругов Фрэнка и Лилиан Гилбертов.
Подавляющую часть своих исследований Ф.У.Тейлор провел на базе компаний Midvale и Bethlehem Steel, расположенных в штате Пенсильвания. Для выполнения одних и тех же операций рабочие пользовались совершенно разными методами. Никаких рабочих стандартов не существовало. Задания распределялись без учета личных способностей и технических навыков работников. Менеджеры и их подчиненные находились в состоянии непрекращающегося конфликта. И Тейлор решил исправить ситуацию, применив научный метод организации работы в цехах. Он вывел 4 принципа научной организации управления и утверждал, что их соблюдение приведет к повышению благосостояния как управляющих, так и рабочих. Вот эти 4 принципа:
- разработка научного подхода к каждому элементу работы, выполняемой отдельным лицом;
- отбор самого подходящего работника на научной основе, подготовка, обучение, развитие полученных работником навыков;
- тесное сотрудничество с рабочими с целью обеспечения выполнения всех работ в точном соответствии с выработанными рабочими принципами;
- распределение задач и ответственности между руководством и рабочими почти поровну; выполнение управленческим персоналом всех видов работ, для которых он подходит лучше, чем рабочие.
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Достоинства и недостатки научной школы управления представлены в таблице 1.
Таблица 1. Достоинства и недостатки научной школы управления.
Достоинства | Недостатки |
|
|
Школа административного управления
Другая группа авторов, которая принадлежит к школе административного управления, при изучении проблем менеджмента сосредоточилась на организационных вопросах. Они разрабатывали общие теории о работе управленческого персонала и о составляющих успешной управленческой практики. Наиболее известные представители этой школы- Анри Файоль и Макс Вебер. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчинение личных интересов общественным, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, порядок, беспристрастность, стабильность персонала, инициативность, коллективизм.
Макс Вебер описал тип идеальной организации, которую назвал бюрократией. Данный тип организации применяется во многих современных крупных организациях. Основные характеристики бюрократии: разделение труда, иерархия власти, формальный отбор, формальные правила и процедуры, беспристрастность, ориентированность на карьеру. По определению Вебера, основные концепции бюрократии совпадают с концепциями научной организации управления. Оба этих понятия подчеркивают рациональность, предсказуемость, техническую компетентность и авторитаризм.
Ключевые положения концепции школы научного менеджмента:
1) Научные принципы организации труда;
2) Рационализация трудовых операций;
3) Разделение труда в управлении;
4) Процессный подход к управлению.
Основные идеи, используемые в современном менеджменте:
1) Научный подход к менеджменту и его принципам
2) Анализ способов выполнения работ
3) Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий.
Концепция Ч.Барнарда.
Одно из наиболее важных достижений Ч. Барнарда — концепция неформальной организации. Неформальная организация существует внутри любой организации; ее образуют естественным образом сложившиеся социальные группы. Неформальные отношения представляют собой мощную силу, которая может быть использована менеджментом в целях повышения эффективности организации. Другой вклад Ч. Барнарда - теория принятия власти, утверждающая, что обладающие свободой воли индивиды имеют право решать, следовать ли им приказам менеджмента или нет. Как правило, люди подчиняются приказам, потому что это приносит выгоду им самим, однако они должны помнить и о наличии другого пути. Менеджеры обязаны обращаться со своими работниками подобающим образом, так как принятие власти последними может стать критическим фактором успеха организации в наиболее ответственных ситуациях.
Количественный подход
Теперь рассмотрим количественный подход, целью которого является повышение эффективности процесса принятия решений. Данный подход состоит в применении количественных методов и инструментов для оптимизации процесса принятия решений. Его суть связана с применением в менеджменте статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования. Так, более точные и эффективные планы работ составляются с помощью метода «критического пути».
Ключевые положения концепции количественного подхода:
1) Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов;
2) Применение методов количественных измерений.
Основные идеи, используемые в современном менеджменте:
1) Субъективный подход к оценке рациональности решений;
2) Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений.
Школа организационного поведения
Область изучения, связанная с поведением людей на работе, называется организационным поведением. Представители школы организационного поведения: Р.Оуэн, Х.Манстерберг, М.Фоллет, Ч.Барнард, Э. Мэйо. Всех их объединяло убеждение, что люди представляют собой самый важный актив любой организации и ими надо управлять с учетом этого факта. Основные идеи:
1) Р.Оуэн: предложил теорию идеального рабочего места; считал средства, затраченные на улучшение условий труда, одним из наиболее эффективных типов инвестиций;
2) Х.Мастенберг: разработал теорию производственной психологии; предложил использовать психологические тесты при отборе работников;
3) М.Фоллет: предложила рассматривать организации с точки зрения взаимоотношений группы и индивидуума; считала, что организации должны быть основаны на принципах групповой этики;
4) Ч.Барнард: считал, что работа менеджера заключается в том, чтобы контактировать с работниками и стимулировать максимальную отдачу с их стороны; первым высказал мысль, что организация является открытой системой.
5) Э. Мэйо после ряда Хоторнских исследований пришел к следующим выводам:
- поведение и чувства тесно связаны между собой;
- коллектив оказывает огромное влияние на поведение каждого индивида;
- групповые стандарты определяют производительность каждого рабочего;
- материальные стимулы влияют на производительность меньше, чем групповые нормы, ощущение коллектива и чувство поддержки и защищенности.
Более поздние исследования, проведенные А. Маслоу, Д.Мак-Грегора, Ф. Херцберга и др., помогли понять причины этого явления. мотивами поступков людей являются различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи школы организационного поведения полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.
Практическое применение
Концепции и принципы повышения эффективности, предложенные Тейлором и его последователями, и сегодня активно применяются организациями. анализируя какое-либо базовое рабочее задание, менеджер использует классификацию, позволяющую избегать ненужных движений в ходе его выполнения, нанимает для той или иной работы служащего, обладающего необходимой для этого квалификацией и способностями и разрабатывает систему материального стимулирования, основываясь на конечном результате; так он пользуется именно принципами научной организации управления. Многие современные идеи и методы управления берут свое начало с работ приверженцев школы административного управления, например представление о главных управленческих функциях основано на исследованиях А.Файоля. Применение количественного подхода оказало и продолжает оказывать огромное влияние на качество управленческих решений, связанных с планированием и управлением. Элементы подхода, основанного на теории организационного поведения, мы видим в способах, которыми менеджеры создают мотивирующие рабочие задания, работают с рабочими группами и открывают новые каналы коммуникации. Концепции организационного поведения повлияли на процессы принятия решений и создания организационной структуры, а также на типы используемых сегодня инструментов и методов контроля.
В частности, многие принципы рассмотренных школ применяются авиакомпанией Emirates. В данной авиакомпании особое внимание уделяется кадрам (Ф. Гилберт и Л. Гилберт), используются 5 функций администрирования А. Файоля; в учет берется теория потребностей (А. Маслоу). И теория мотивационной гигиены (Ф. Герцберг).
Вопрос 11. Особенности развития менеджмента в России. Монополизм и конкуренция на российском рынке государственных корпораций, институтов развития, акционерных компаний и организаций частного и среднего бизнеса.
Менеджмент –вид деятельности, связанный с формированием хозяйствующего субъекта для достижения поставленных целей, координации всех видов ресурсов, имеющихся у субъекта, а также искусство получения необходимых ресурсов
Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные особенности современного этапа российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства.
Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:
1) достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;
2) изменение стереотипов сознания и поведения;
3) подготовка кадров новой формации.
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.
Работник был консервативен, он не желал, как правило, воспринимать любые инновации, требующие переучивания, овладения новыми знаниями, навыками. В принципиально иных условиях рыночной экономики такой работник обычно стремится найти спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком (еще лучше остаться на своем предприятии, на котором все привычно и знакомо). Если же обстоятельства этого не позволяют (конверсия, банкротство и т.д.), то предпочтение отдается государственным предприятиям.
Другой субъект рыночных отношений — руководитель. Типичный представитель руководства — это администрация государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.
Вопросам формирования общей стратегии предприятия, повышению конкурентоспособности предприятия на рынке, созданию условий для профессиональной подготовки работников, привлечению работников к управлению производством уделяется традиционно мало внимания. Таким образом, главная трудность в реформировании бывшей советской системы — это люди. России остро не хватает современных эффективных менеджеров.
Приблизительно 30—40% общего объема промышленной продукции приходится на изделия, которые выпускает только один производитель, что говорит о монополизме экономики страны.
В настоящее время в России функционируют следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные). Имеются некоторые особенности в организации и управлении такими предприятиями.
Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством.
И кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента.
Менеджеры (руководители) предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.
Общероссийский рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно-технических задач общества. Составной частью структуры российского рынка является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал. Для современной России это принципиально новая форма создания предприятий. По сравнению с крупным, как правило, государственным производством она характеризуется особыми условиями менеджмента. Малая экономика воздействует на становление и развитие рыночных отношений прежде всего в результате роста числа субъектов рынка (товаропроизводителей).
Главный фактор формирования рынка в России в настоящее время — это увеличение предложения и соответственно производства разнообразных товаров и изделий. Огромные размеры необеспеченного платежеспособного спроса населения и действующих производств стимулируют развитие экономической деятельности небольших предприятий.
К числу преимуществ малых предприятий относятся: быстрая адаптация к постоянно меняющимся условиям реализации продукции на рынке, быстрая оборачиваемость средств, значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной организации и управления производством, сравнительно низкие затраты на аппарат управления.
Особо необходимо остановиться на управлении малым частным предприятием. Именно здесь открывается благоприятная возможность сочетать передачу менеджером максимума полномочий по управлению с одновременным повышением степени свободы действий исполнителей. В небольшом коллективе функции работающих строго определены, а контроль облегчен. Взаимозаменяемость и взаимозависимость работников внутри небольшого коллектива, доверительность между ними создают условия для эффективной организации труда. По существу, только такой коллектив способен гибко и эффективно реагировать на изменяющиеся экономические условия, идти на риск, осваивая новые производства и рынок инноваций. Таким образом, гибкость, высокая эффективность деятельности представляет собой основной капитал фирмы.
Однако нельзя не сказать о проблемах малых и средних предприятий. Располагая относительно незначительными производственными мощностями и ресурсами, такие предприятия, разумеется, не могут составить реальную конкуренцию крупным компаниям, которые сохраняют за собой традиционную функцию массового поточного производства и быстрого насыщения рынка новой продукцией. Для современных крупных предприятий характерны высокий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства. Это позволяет таким компаниям снижать издержки производства в расчете на единицу продукции и продавать ее по относительно низким ценам. Таким образом, в сегментах рынка, контролируемых мощными корпорациями, деятельность среднего и малого бизнеса затруднена.
Опыт развитых зарубежных стран показывает, что оптимальным вариантом является участие малых и средних предприятий наряду с крупными в выполнении совместных работ. Особенно благоприятные условия для такой деятельности создаются при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В США, например, законодательство требует привлекать малый бизнес к выполнению всех научно-технических проектов стоимостью свыше 300 тыс. долл., выдаваемых крупным корпорациям. На практике примерно половину работ исследовательского характера в проектах, в которых главным подрядчиком выступает крупная корпорация, выполняют мелкие и средние фирмы-субподрядчики. Опыт показывает, что привлечение к крупномасштабным проектам малого бизнеса как соисполнителя повышает качество работ и способствует их ускорению.
В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов. Территориальный хозяйственный механизм ориентирует менеджеров на развитие и укрепление межрайонных связей, комплексное использование имеющихся в регионе ресурсов, максимальный учет всех требований экологии и природопользования. Менеджер может учитывать территориальную дифференциацию цен и налогов, участие предприятий в формировании фондов регионального развития, экологические нормативы и др. В частности, для менеджера может иметь особое значение тот факт, что предприятия, выпускающие дефицитную продукцию для нужд какого-либо региона, могут иметь льготное налогообложение и кредитование, приоритетное выделение централизованных ресурсов, дополнительные права по развитию внешнеэкономических связей, льготы в социальном обеспечении, приоритеты в обеспечении квалифицированными кадрами и др.
Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.