Школа науки управления (количественный подход)

Школа научного управления (Тейлор 1885-1920)

Представителем научной школы был Тейлор. Основные направления этой школы –это выделение производственного менеджмента , то есть выделяется наблюдения , анализ ручного труда в организации.

Принципы :

· Разделение труда

· Измерение труда

· Задачи и предписания

· Программы стимулирования

· Работа как индивидуальная деятельность

· Игнорирование профсоюзов

Ключевые идеи этой школы –это научные методы анализа работы при определении найлутших путей изготовления продукции .

Ставится акцент на задачах отбора и обучения работников, зарождения операций между рабочими и менеджером.

Классическая (административная)школа (Файоль , Вебер)-1920-1945 г

Представителем этой школы был Файоль . Выделяются следующие функции управления этой школы:

· Планирование

· Организация

· Распорядительство

· Контроль

Принципы этой школы:

· Разделение труда

· Дисциплина

· Порядок

· Полномочие и ответственность

· Единовластие

· Единство направления деятельности

· Подчинение личных интересов общин

· Централизация

· Иерархия управления

· Справедливость

· Стабильность рабочего места

· Корпоративный дух

Впервые в этой школе были выделены основы менеджмента и обусловлены теоретические аспекты менеджера как организатора.

Ключевые идеи:

· Иерархия решает взаимоотношения между должностями

· Централизация-решение на высших уровнях управления

· Правила и регуляторы

· Специализированные деятельности в каждой должности.

3Школа человеческих отношений (Мейор , Фолет)=1930-1950 гг

Представители этой школы Мейор и Фолет и согласно этой школы выделяются консультации с работниками, то есть они выходили из того , что внимательное отношение к людям повышает производительность труда.

Принципы этой школы-работники мотивируются социальными потребностями и чувствуют свою индивидуальность благодаря своим отношением с другими работниками. Работникивоспринимают социальное влияние группы равным их.

Ключевая идея- восприятия равновесия между технической и соц. сторонами организаций .

4Школа поведенческих наук(1950=..

Представители этой школы МакГрегор и Герцберг . впервые выделяется ф-я мотивация –это процесс побуждения работников деятельности

Выделяются содержательные и процессные теории мотивации. Содержательные –это Маслоу, МакГрегор, Герцберг

Процессные-это Портер-Лоулер, Брум , Адамс . Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

Школа науки управления (количественный подход)

Представители этой школы являются математики Джеймс Марч, Герберт Саймонт , Бирг, Акофор и др. Представители этой школы рассматривали управление как логический процесс , который может быть выражен в математической форме.

Разработка концепций управления основуется на применение математического аппарата , при котором достигается интеграция математического анализа при субъективных решений менеджера(иммиграционные модели , уравнение Гренда, методы анализа в условиях неопределенности .

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

· выработку и постановку цели;

· изучение проблемы на основе получаемой информации;

· выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

· обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

· конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

· выработку и постановку цели;

· изучение проблемы на основе получаемой информации;

· выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

· обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

· конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Содержание методов экспертных оценок заключает­ся в следующем

I. Создание групп. Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив раз­вития данной отрасли. Количество экспертов, привлекаемых для раз­работки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек, в зави­симости от сложности объекта.

II. Формулирование глобальной цели системы. Перед тем, как организовать опрос экспертов, не­обходимо уточнить основные направления развития объекта, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и сред­ства их достижения. При этом в ходе предварительного анализа совместно с группой специалистов определяются наиболее важные цели и подцели для решения поставленной задачи. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для дости­жения цели. При этом направления научных исследований и разрабо­ток не должны пересекаться друг с другом.

III. Разработка анкеты. Заключается в раз­работке вопросов, которые будут предложены экспертам. Форма воп­роса может быть разработана в виде таблиц, но содержание их долж­но определяться спецификой прогнозируемого объекта или отрасли. При этом вопросы должны быть составлены по определенной структур­но-иерархической схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым.

При проведении опроса экспертов необходимо обес­печить однозначность понимания отдельных вопросов, а также неза­висимость суждений экспертов.

IV. Расчёт экспертных оценок. Необходимо провести обработку материалов экс­пертных оценок, которые характеризуют обобщенное мнение и сте­пень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Обработка данных оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития отрасли.

Окончательная количественная оценка определяется с помощью четырех основных методов экспертных оценок и множества их разновидностей:

1)метод простой ранжировки (или метод предпочтения);

2)метод задания весовых коэффициентов;

3)метод парных сравнений;

4)метод последовательных сравнений.

Метод простой ранжировки заключается в том, что каждого эксперта просят расположить признаки в порядке предпочтения. Цифрой один обозначается наиболее важный признак, цифрой два – следующий за ним по важности и т.д. полученные данные сводятся в следующую таблицу.

Метод задания весовых коэффициентов заключается в присвоении всем признакам весовых коэффициентов. Весовые коэффициенты могут быть проставлены двумя способами:

1) всем признакам назначают весовые коэффициенты так, чтобы суммы коэффициентов была равна какому-то фиксированному числу (например, единице, десяти или ста);

2) наиболее важному из всех признаков придают весовой коэффициент, равный какому-то фиксированному числу, а всем остальным – коэффициенты, равные долям этого числа.

Обобщенное мнение экспертов также получаем с помощью методов математической статистики по формулам (2.1 – 2.5).

Метод последовательных сравнений заключается в следующем:

1) эксперт упорядочивает все признаки в порядке уменьшения их значимости: А1>A2>…>An ;

2) присваивает первому признаку значение, равное единице: A1=1, остальным же признакам назначает весовые коэффициенты в долях единицы;

3) сравнивает значение первого признака с суммой всех последующих.

Метод парных сравнений

Согласно ему все признаки попарно сравниваются между собой. На основании парных сравнений путем дальнейшей обработки находятся затем оценки каждого признака.

6. Вклад Укр в развитие управленческой мысли.

В Развитие управленческой науки существенный вклад сделали украинские ученые Остап Герлецкий, Михаил Павлик, Драгоманов, Зибер, Гулак Бараноовски.

Современная модель менеджмента в Укр формируется на принципах исследования эволюции управленческой мысли, школы и обобщения опыта развитых стран, в глубинных традициях управлен деятельности укр организаций. Искусство управления в Украине меняется, а точнее развивается непременно. Однако увидеть эти изменения в обыденной жизни непросто даже в условиях рынка. В связи с закономерным возвышением качества управленческой деятельности руководителя овладение все новыми положениями науки управления и образцами искусства управления становится объективной необходимостью для каждого.

Во-первых, это диктуется объективно необходимым процессом расширения самостоятельности предприятий, фирм и соответствующим повышением роли руководителей. В условиях рынка от принятия ими решений зависит успех предприятия.

Во-вторых, постоянно растет уровень специальной подготовки всех работников, которые подчиняются руководителю. Усиливается их творческий настрой. И здесь на первое место выдвигается проблема формирования творческого микроклимата в коллективе, а это слагаемые и науки, и искусства управления.

И, наконец, в-третьих, нарастание динамизма в управлении социально-экономическими процессами в Украине требует от руководителя не только своевременной переориентировки своего личного управленческого замысла, но и упреждающих действий. И в ближайшие годы и в отдаленной перспективе перед руководителями всех уровней будет возникать множество практических вопросов, которые можно решить только путем органического соединения науки управления и искусства хозяйственного руководителя.

Наши рекомендации