Кадры в дорожном строительстве

Трудовые ресурсы – главный ресурс любой организации, от ка-чества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты ПХД. На уровне отдельной фирмы вместо этого термина чаще используют термины «персонал» и «кадры». Категория «персонал» характеризует кадровый потенциал, трудовые и человече-ские ресурсы фирмы.

Персонал – совокупность физических лиц, обладающих обще-образовательными и профессиональными знаниями и состоящих с ДСО как юридическим лицом в отношениях, регулируемых догово-ром найма. Это могут быть не только наёмные работники, но и собст-венники, совладельцы, если они не только получают причитающуюся им часть доходов, но и принимают участие в ПХД за соответствую-щую оплату; таким образом, персонал – основной состав квалифици-рованных работников ДСО.

Обычно трудовой коллектив организации подразделяется на:

промышленно-производственный персонал ППП(иначе произ-

водственный персонал ПП),включающий работников,занятых в про-изводстве и его обслуживании и составляющих основную часть тру-довых ресурсов;

прочий персонал,занятый в непроизводственных подразделениях.Кадры – совокупность работников различных профессий и спе-циальностей , занятых в организации и входящих в её списочный со-став. Кадры – основной (штатный) состав работников ДСО. В зависи-мости от выполняемых ими функций они делятся на следующие две категории : рабочие (основные и вспомогательные) и служащие (руко-водители, специалисты, технические исполнители, собственно слу-

жащие).

Разделение труда – это средство повышения производительно-сти труда, т.е. выполнения одной и той же работы за меньшее рабочее время.

Существуют четыре разновидности разделения труда: техноло-гическая, функциональная, квалификационная, профессиональная.

Технологическое разделение труда является основой, опреде-ляющей характер и содержание всех остальных форм. Основными



Экономика дорожного строительства

Кадры в дорожном строительстве - student2.ru

факторами разделения труда являются следующие: рациональная рас-становка кадров; внедрение коллективных форм организации труда; совмещение профессий.

Научная организация труда (НОТ) – один из наиболее действен-ных и дешёвых рычагов повышения темпов и эффективности разви-тия экономики. Требования НОТ должны учитываться при проекти-ровании, строительстве и эксплуатации автодорог, а также при со-оружении производственной базы ДСО. Исходя из этих требований планируют и прогнозируют необходимый уровень качества продук-ции, технологии, организации и управления строительным производ-ством, закладывают перспективу дальнейшего научно-технического прогресса (НТП) дорожной отрасли.

Основные направления НОТ в ДСО: разработка и внедрение разделения и кооперации труда; совершенствование нормирования, организации и обслуживания рабочих мест; рационализация процес-сов, внедрение передовых приёмов и методов труда; улучшение усло-вий труда, организации подбора кадров, подготовки и повышения их квалификации; укрепление дисциплины труда; развитие творческой активности.

Кадры любой ДСО оцениваются количественно и качественно. Их количество определяется списочным составом. Качество персона-ла определяется его структурой, квалификацией и профессиональным составом.

Списочный состав кадров – работники различных профессий, принятые на постоянную, сезонную, а также временную работу.

Структура кадров – отношение численности различных катего-рий работников к их общей численности, выраженное в процентах. Структура кадров анализируется в нескольких аспектах: по категори-ям работников, участию в производстве, степени механизации рабо-чих операций, характеру труда, профессиональному составу, а также возрасту, полу, уровню образования, стажу, степени выполнения норм, уровню квалификации.

В дорожной отрасли осуществляются три вида производственной деятельности: строительная, ремонтно-строительная и промышленная.

В связи с этим существует классификация специалистов по ви-дам деятельности, в которой можно выделить следующие группы персонала:

I тип – персонал основного производства, занятый на СМР и в подсобном производстве, не выделенном на самостоятельный баланс;



Глава 3. Трудовые ресурсы организации

Кадры в дорожном строительстве - student2.ru

II тип – персонал неосновного производства, занятый в обслу-

живающих и прочих хозяйствах;

III тип – персонал производственных предприятий, занятый

в промышленном производстве.

К персоналу первого типа,занятому на СМР в подрядной строи-тельной и ремонтно-строительной деятельности, относятся работники, участвующие в строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, содержании и эксплуатации автодорог, а также работники предпри-ятий механизации и аппарата управления. Содержание администра-тивно-хозяйственного персонала (АХП) этого типа осуществляется за счёт накладных расходов.

К персоналу первого типа,занятому в подсобном производстве,

относятся работники организационно обособленного производства и хозяйств, не выделенных на самостоятельный баланс (производство железобетонных изделий и конструкций, асфальто- и цементобетона, битумоплавильные установки, полигоны, ремонтно-механические мастерские и т.д.).Количество рабочих, занятых в подсобном произ-водстве, колеблется от 8 до 40 %. Большой удельный вес составляют рабочие обслуживающих хозяйств. Они заняты в транспортных хо-зяйствах, на складах и базах материально-технического снабжения (МТС). Это объясняется высокой территориальной рассредоточенно-стью дорожных работ.

К персоналу второго типа относятся работники неосновной дея-тельности предприятий, состоящих на балансе ДСО (транспорт, ЖКХ, торговля и общественное питание, здравпункты, медсанчасти, профилак-тории, оздоровительные и дошкольные воспитательные учреждения).

Персонал третьего типа занят на промышленных предприяти-ях, не числящихся на балансе ДСО (ремонтно-механические мастер-ские (РММ), заводы железобетонных конструкций (ЗЖБК), асфальто-бетонные заводы (АБЗ), цементобетонные заводы (ЦБЗ), заводы по производству дорожно-строительных ММО, транспортных средств, а также по выпуску фракционированного щебня, минерального по-рошка), и подразделяется на две группы:

1) промышленно-производственный персонал,включающий ра-

ботников основных, вспомогательных и транспортных цехов, ремонт-ных мастерских, заводских лабораторий, научно-исследовательских, конструкторских и других служб;

2) персонал непромышленных подразделений,находящихся набалансе промышленных предприятий.



Экономика дорожного строительства

Кадры в дорожном строительстве - student2.ru

Существует также классификация специалистов покатегориям (в зависимости от функций).

Категории – группы работников, имеющих определенный статус в ДСО (рабочие, служащие).

Рабочие – физические лица, непосредственно занятые изготов-лением материальных ценностей (дорога, мост ), оказанием услуг, вы-полнением работ. Это самая многочисленная и основная категория производственного персонала. В ДСО рабочие составляют до 80 % от общего числа персонала.

По участию в производственном процессе рабочие делятся на основных и вспомогательных.

Основные (рабочие основного производства (РОП) – воздейст-вуют на предмет труда либо непосредственно, либо с помощью ору-дий труда; создают товарную продукцию, выполняют СМР, заготови-тельные и транспортные работы (монтажники, сварщики, каменщики, дорожные рабочие).

Вспомогательные (рабочие вспомогательного производства) – обслуживают трудовые процессы, выполняемые рабочими основного производства, а также ММО, транспортные средства и рабочие места основного производства. К таким рабочим относятся слесари, налад-чики, подносчики, уборщики, складские рабочие. Они обеспечивают основное производство всем необходимым (сырьё, материалы, топли-во, газ, вода, сжатый воздух, энергия, транспорт).

Служащие – работники преимущественно умственного труда, управляющие производством (руководители, специалисты, технические исполнители, собственно служащие). Они делятся по квалификационным категориям, характеризующим уровень сложности выполняемой работы (специалисты первой, второй, третьей категорий и без категории).

Руководители осуществляют управленческие функции, стоят во главе организаций, структурных подразделений или занимают пост заместителей; имеют код первой категории (директор, управляющий, председатель, их заместители, главные специалисты, начальники структурных подразделений и их заместители).

По структурам и уровням (звеньям) управления и в зависимости от возглавляемых коллективов руководители подразделяются на функциональных и линейных.

К функциональным относятся руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб: начальники отделов (плановый, сметный, служба качества), управлений, их заместители.



Глава 3. Трудовые ресурсы организации

Кадры в дорожном строительстве - student2.ru

К линейным относятся руководители,возглавляющие коллекти-вы производственных подразделений, предприятий, их заместители (мастера, производители работ, старшие производители работ).

По уровням управления, занимаемым в общей системе управле-ния, выделяют руководителей низового, среднего и высшего звеньев.

К руководителям низового звена относят мастеров,производи-

телей работ, старших производителей работ, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений, функциональных отде-лов и служб.

Руководителями среднего звена считаются директора предпри-

ятий, генеральные директора всевозможных объединений и их замес-тители, начальники крупных цехов и подразделений.

Руководители высшего звена –обычно генеральные директоракрупных объединений, руководители финансово-промышленных групп, функциональных управлений министерств, ведомств и их заместители.

Специалисты – работники, занятые инженерно-технической подготовкой и инженерным сопровождением строительства, эконо-мическими работами: инженер по качеству, организации управления производством, организации труда, нормировщик, экономист, бухгал-тер, юрисконсульт, диспетчер и др. (вторая категория).

Технические исполнители – персонал, обеспечивающий работу специалистов и руководителей (вторая и третья категории).

Собственно служащие – работники, осуществляющие подготов-ку и оформление документации, учёт и контроль показателей произ-водственной и финансовой деятельности, хозяйственное обслужива-ние: секретарь-референт, кассир, делопроизводитель, агент по снаб-жению, оператор диспетчерской службы, экспедитор (третья катего-рия, но чаще без категории).

Каждая категория работников предусматривает ряд профессий, ко-торые, в свою очередь, представлены группами специальностей. Внутри специальности работники подразделяются по уровню квалификации.

Квалификация – степень годности к определённому виду труда, совокупность знаний, специальных и практических навыков, позво-ляющих выполнять работы определенной сложности, точности и от-ветственности.

Квалификация специалистов и служащих вначале определяется уровнем специального образования (наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании), а в процессе трудовой деятельно-сти по итогам периодически проводимых аттестаций корректируется.



Экономика дорожного строительства

Кадры в дорожном строительстве - student2.ru

От результатов аттестации зависят продвижение по службе и уровень оплаты труда.

Квалификацию рабочих определяет тарифный разряд, присваи-ваемый по итогам испытаний. Средний уровень квалификации опреде-ляется средним разрядом, позволяющим сопоставить уровни квалифи-кации различных групп рабочих (звено, бригада, участок, организация). По уровню квалификации рабочие разделяются на неквалифицирован-ных, малоквалифицированных, квалифицированных, высококвалифи-цированных.

В последние годы в дорожной отрасли наблюдается изменение уровня квалификации рабочих: повышается удельный вес квалифи-цированных и высококвалифицированных рабочих. По мере ликвида-ции ручного труда ведущей профессией становится машинист широ-кого профиля. Это происходит за счёт роста оснащённости отрасли производительной техникой.

Профессия – род трудовой деятельности человека, владеющего совокупностью специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в итоге специальной подготовки и опыта ра-боты (профессия – инженер).

Специальность – вид деятельности в пределах данной профес-сии, имеющий специфические черты, требующий от работников спе-циальных знаний и навыков для работы на конкретном участке про-изводства (специальность «Автомобильные дороги и аэродромы»).

Должность – служебное место, занимаемое специалистом в орга-низации, связанное с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Штатное расписание – документ, представляющий собой пере-чень должностей, сгруппированных по отделам, подразделениям и службам, с указанием разряда, категории и должностного оклада; оно ежегодно утверждается первым руководителем.

Принято выделять следующие группы работников:

состоящие в списочном составе(их трудовые книжки сдаютсяв кадровую службу, а в приказе о назначении на работу оговаривают-ся штатная должность и полная ставка);

совместители (их трудовые книжки хранятся по месту основнойработы, а в приказе о назначении оговаривается, что продолжительность их рабочего дня не должна превышать 50 % от установленной законом);

выполняющие работу по договорам подряда (их количество невключается в списочную численность организации).



Глава 3. Трудовые ресурсы организации

Кадры в дорожном строительстве - student2.ru

Совместительство – выполнение работником помимо основной другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового дого-вора (в свободное от основной работы время).

В зависимости от срока, на который заключается договор найма, работники подразделяются на постоянных, временных и сезонных.

Постоянные работники поступают на работу без указания срока. Временные работники устраиваются на работу на определённыйсрок, но не свыше двух месяцев, а в случае замещения отсутствую-щих работников, за которыми сохраняется их место работы, –

не свыше четырёх месяцев.

Сезонные работники поступают на работу на период сезонныхработ (укладка асфальтобетона, сплав леса) на срок, не превышающий 6 месяцев.

Производственная бригада – первичный организационно оформ-ленный трудовой коллектив рабочих различной квалификации одной или нескольких профессий. Такая бригада непосредственно создаёт материальные ценности. Она формируется по приказу первого руково-дителя. Изначально комплектование осуществляется на принципах добровольности. При включении в состав бригады новых членов учи-тывается мнение коллектива. Уровень квалификации бригады характе-ризуется средним разрядом рабочих. В бригадах могут создаваться специализированные звенья.

Бригады могут быть специализированными или комплексными. Специализированные бригады состоят из рабочих одной профес-сии или квалификации (специальности), однородных профессий или разной квалификации. Такие бригады выполняют определенный, тех-

нологически однородный, узкоспециализированный вид работ. Комплексные бригады объединяют рабочих различных профес-

сий и квалификации для выполнения комплекса взаимосвязанных, но отличающихся по виду и технологии работ. Такие бригады могут вы-полнять работы с полным разделением труда, частичным разделением труда, полной взаимозаменяемостью труда.

Для каждой производственной бригады определяются следую-щие параметры: организационная форма, оптимальная численность, профессионально-квалификационный состав, расстановка рабочих, режим труда и отдыха, порядок выполнения строительных, монтаж-ных и специализированных работ, оптимальные варианты совмеще-ния профессий и рабочих операций, набор и расположение коллек-тивной и индивидуальной оснастки и средств малой механизации, ме-



Экономика дорожного строительства

Кадры в дорожном строительстве - student2.ru

тоды и приёмы труда. На оптимальную численность производствен-ной бригады влияют: общая нормативная трудоёмкость СМР; срок строительства; уровень выполнения норм выработки.

Особенно важно соответствие среднего разряда работ, выполняе-

мых бригадой, среднему разряду её рабочих.Нарушение данного соот-

ношения приводит к несоответствию оплаты труда рабочих уровню вы-полняемой ими работы: если квалификационный состав бригады ниже требуемого для выполнения данного вида работ, то снижается их каче-ство; если он выше требуемого для выполнения работ, то происходит перерасход зарплаты. Профессионально-квалификационный состав ра-бочих определяют исходя из содержания и сложности производствен-ного процесса, трудоёмкости работ, отраслевых нормативов по труду, технических и организационных средств и т.п.

Наши рекомендации