Организация складского хозяйства на дорожном строительстве

Основными задачами организации складского хозяйства на дорожном строительстве, как и на других видах строительства, являются приемка от поставщиков, хранение и выдача материалов, изделий и конструкций, обеспечивающие бесперебойное ведение строительно-монтажных работ в установленные проектом сроки.

Для бесперебойного производства дорожно-строительных работ необходимо создание определенных запасов материалов, изделий и конструкций. Существуют текущий, подготовительный, гарантийный и сезонный запасы.

Текущим запасом называется запас материалов, изделий и конструкций в объеме, достаточном для бесперебойного ведения работ в период между двумя смежными поставками.

Подготовительным запасом называется запас материалов, изделий и конструкций в объеме, достаточном для обеспечения начала работ и периода приемки очередной поставки (разгрузка, сортировка, развозка, лабораторный анализ).

Гарантийным (или страховым) запасом называется запас материалов, изделий и конструкций, создаваемый в размере до 50 % от текущего запаса для обеспечения бесперебойной работы в случае возможного нарушения договорных сроков поставок.

Сезонным запасом называется запас материалов, изделий и конструкций, создаваемый в объеме, необходимом для обеспечения бесперебойной работы в течение определенного строительного сезона, и обусловливаемый возможностью доставки этих материалов, изделий и конструкций только в течение определенного периода времени (например, доставка материалов только в зимнее время по зимним дорогам или только в летнее время в период судоходства по речным путям и т.д.).

Грузы, прибывающие на строительство автомобильной дороги, можно условно разделить на две группы - материалы для приготовления полуфабрикатов и материалы, изделия и конструкции для производства работ, не требующие дополнительной переработки.

Складирование материалов, необходимых для приготовления полуфабрикатов (щебень, песок, минеральный порошок, цемент, битум и т.д.) осуществляется, как правило, на территории производственной базы (АБЗ, ЦБЗ). Конструкции складов для указанных материалов учитывают специфические свойства каждого материала и главное - необходимость сохранения требуемых свойств материала до его применения, а также возможность и технологичность его использования для приготовления полуфабриката.

Наиболее специфическими дорожными материалами, требующими для своего складирования и хранения применения специальных конструкций складов, являются битум или другие органические вяжущие, минеральный порошок и цемент.

Хранение органических вяжущих осуществляется, как правило, во временных или постоянных ямных битумохранилищах только закрытого типа или хранилищах в виде цистерн вместимостью по 30-50 т каждая. Для организации слива органические вяжущие обычно подогреваются до состояния текучести паром или электроподогревом.

Закрытые битумохранилища ямного типа надежно защищают от доступа влаги как наружной, так и подземной путем устройства специальных защитных конструкций (навесов, дренажей и т.д.).

Битумохранилища оборудуют системой подогрева и битумными насосами. Подогрев битума осуществляется парозмеевиками, газовыми жаровыми трубами или электронагревателями, укрепляемыми по дну и к стенкам хранилища, или подвесными электроспиралями и ТЭНами серийного производства. Заборное устройство, связанное с насосной установкой, как правило, монтируется внутри батареи или пакета нагревателей.

Битумные коммуникации, краны и насосы подогревают обычно теми же способами и видами энергии, что и основное оборудование базы или цеха. Для забора битума из битумохранилища устраиваются приямки сбоку в торце хранилища с уклоном для стока в сторону приямка или в центре хранилища с уклоном дна к середине хранилища. Забор битума осуществляется соответственно неподвижной втопленной навесной установкой в нижней части бокового приямка или подвесным заборным оборудованием, перемещающимся по стенкам хранилища по его длине, с забором битума из средней части, куда битум стекает по уклону дна хранилища.

Так как цемент и минеральный порошок обладают способностью слёживаться, пылить, а также являются гигроскопичными материалами, конструкция и оборудование их складов должны защищать эти материалы от влаги, обеспечивать возможность периодической принудительной аэрации и перемешивания, предохранять от распыления и, кроме того, обеспечивать необходимые санитарные условия для работающих.

Склады цемента и минерального порошка бывают силосного (башенного) или бункерного типа.

В складах силосного типа хранение материала осуществляется в специальных силосах, изготавливаемых, как правило, из листовой стали в виде цилиндров (банок) и объединенных между собой в «батарею». Емкость одного силоса может быть различной: от 5-10 т для небольших передвижных складов до 300 т и более для крупных стационарных складов. Склады оборудуются необходимыми пневматическими устройствами для приема и выдачи материала, а также для перекачки материала из одного силоса в другой.

Склады бункерного типа устраиваются в виде нескольких однотипных секций (бункеров), располагаемых в одну линию вдоль разгрузочного железнодорожного тупика. Объединение бункеров осуществляется за счет галереи с винтовыми или ленточными транспортерами, располагаемой под бункерами. В складах указанного типа возможно также применение пневмотраспортеров для перемещения материала.

Склады песка и каменных материалов устраиваются открытыми в виде штабелей, причем при использовании щебня различных фракций их хранение организуется в отдельных штабелях. В случае поступления песка и каменных материалов по железной дороге их приемка производится приемными устройствами, а формирование штабеля - различными штабелирующими устройствами, в основном транспортерами или элеваторами. В случае доставки материалов автомобилями-самосвалами формирование штабелей обычно осуществляется бульдозерами.

В целях уменьшения площадей, занятых открытыми складами песка и каменных материалов, их складирование осуществляют по возможности штабелями большой высоты (до 5-7 м).

Готовые железобетонные конструкции, кирпич, лесоматериалы, металлоконструкции и т.д., прибывающие на строительство автомобильной дороги, складируются и хранятся также в основном на открытых площадках. Особое внимание уделяется процессу погрузочно-разгрузочных работ и недопущению повреждения конструкций и материалов во время его проведения. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляют с использованием кранов различной грузоподъемности. Конструкции и материалы размещают на выровненных площадках, принимая меры против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов. Складские площадки защищают от поверхностных вод.

В целях соблюдения безопасности труда материалы, изделия и конструкции при складировании на площадках должны укладываться следующим образом:

кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без контейнеров - высотой не более 1,7 м;

фундаментные блоки - в штабель высотой не более 2,6 м на подкладках и с прокладками;

плиты перекрытий - в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками;

круглый лес - в штабель высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания (ширина штабеля менее его высоты не допускается);

пиломатериалы - в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет не более половины ширины штабеля, а при укладке в клети - не более ширины штабеля;

мелкосортный металл - в стеллаж высотой не более 1,5 м;

крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ярус на подкладках;

стекло в ящиках и рулонные материалы - вертикально в 1 ряд на подкладках;

черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1,5 м на подкладках и с прокладками;

трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и с концевыми упорами;

трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок с концевыми упорами.

На площадках со складируемыми материалами, изделиями и конструкциями предусматриваются проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, обслуживающих склад.

Расположение самих площадок складируемых материалов, изделий и конструкций, не требующих дополнительной переработки перед укладкой в дело, может быть разнообразным и зависит от конкретных условий строительства. Например, материалы, изделия и конструкции для строительства комплексов дорожной и автотранспортной служб или строительства моста чаще всего складируются и хранятся непосредственно на стройплощадке каждого комплекса или моста, а материалы и изделия для строительства водопропускных труб или обстановки дороги чаще хранятся на производственных базах подрядчика или субподрядчиков и доставляются к местам производства работ непосредственно перед использованием.

Достаточно важной составляющей обеспечения нормальной работы складского хозяйства на дорожном строительстве является правильная и четкая организация учета, хранения и выдачи материалов, изделий и конструкций, а также учета производства и отпуска приготавливаемых полуфабрикатов.

Материальные ресурсы выдаются со склада в пределах, определенных нормами расхода этих ресурсов на единицу измерения вида работ с учетом намеченного к выполнению объема работ.

Расходование материальных ресурсов контролируется путем сопоставления фактического их расхода на выполненный объем работ с нормативной потребностью, определенной расчетами на основании соответствующих нормативов и норм расхода материалов по каждому виду работ.

Контроль за расходованием материальных ресурсов осуществляется, как правило, аппаратом главного инженера строительной организации, которым также утверждаются отчеты по списанию этих ресурсов.

Наши рекомендации